Так было в советское время, когда этот вид спорта считался любительским не только для массовых коллективов физкультуры, но и для команд, что выступали в первенстве СССР на регулярной основе, так есть тем более сейчас, когда он застенчиво именуется «спортом высших достижений», а на самом деле является профессиональным, как и многое другое в сегодняшней России, например, депутатство в Государственной думе. И ежели профессиональный депутат ее, Лебедев Игорь Владимирович, записывает в Twitter (между прочим, от английского глагола tu tweet – чирикать, щебетать, болтать) собственные соображения на футбольную тему, то и ответить ему требуется при соблюдении профессиональных правил. То бишь руководствуясь исключительно фактами, о которых нелишне напомнить по окончании нынешнего сезона в Российской премьер-лиге и в преддверии сезона 2019/20 гг.
А факты, требующие внимания общественности, таковы. После матча 27 апреля сего года «Зенит» – «Ахмат», закончившегося со счетом 1:1, что позволило зенитовцам стать чемпионами России досрочно, депутат Лебедев, являющийся еще и членом исполкома Российского футбольного союза (РФС), написал следующее: «Уберите уже Геннадия Орлова с российского телевидения. Комментатор спортивных соревнований должен быть объективным и независимым. С комментатором Орловым невозможно смотреть футбол, приходится звук выключать от его облизывания «Зенита».
Для столь официального лица подобное заявление по меньшей мере бестактно, поскольку 74-летний Геннадий Сергеевич Орлов, кстати, находящийся в прекрасной спортивной форме, 46-летнему Лебедеву в отцы годится. Хотя Орлов со своей биографией вряд ли согласился бы иметь в сыновьях человека, который при выборе президента РФС из двух кандидатов – В.Л. Мутко и И.В. Лебедева – без тени смущения сообщил корреспонденту ТАСС, что «готов отказаться от участия в предвыборной гонке за пост президента, если Мутко поддержит его кандидатуру на выборах в исполком». Это ли не «договорняк», какие ныне среди команд ищут-ищут да найти не могут, а тут этакое не где-нибудь, а в самом, что называется, сердце российского футбола!
Родился Геннадий Орлов в семье футболиста, мастера спорта СССР Сергея Ивановича Орлова и, как видим, по его стопам и пошел. Школьником выступал за «Авангард» (Сумы и Харьков), за ленинградские команды «Зенит» и «Динамо», но, получив тяжелую травму, стал готовиться к карьере футбольного репортера, для чего перевелся с исторического факультета Харьковского университета на факультет журналистики Ленинградского университета имени А.А. Жданова, сценической речи учился в Институте театра, музыки и кинематографии имени Н.К. Черкасова, став даже лауреатом премии ТЭФИ, присуждаемой за «высшие достижения в телевизионном искусстве». Имеет степень кандидата педагогических наук, с 2005 года возглавляет кафедру теории и методики футбола Университета физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. И Геннадию Сергеевичу Орлову удивительно, за какие-такие заслуги вошел в исполком Игорь Лебедев, о чем он сказал с присущей ему вежливостью: «Я, конечно, уважаю депутата Лебедева – правда, не знаю, что он такого сделал для российского футбола, чтобы оказаться в исполкоме РФС».
Однако понять депутата Лебедева отчасти можно. Как сообщают осведомленные органы прессы, мама хотела видеть Игоря фигуристом, но тот, позанимавшись немного, фигурное катание бросил, перейдя на фитнес, но ему и там не понравилось, тогда-то он, с детства игравший в автомобили «Мерседес» и БМВ, и решил заняться политикой. Для этого своего сына давно уже готовил и дальновидный папа Владимир Вольфович Жириновский, поменяв отцовскую фамилию Эйдельштейн на фамилию отчима Жириновский. Вот и Игорю, вопреки русской традиции, в верности которой Жириновский принародно клялся (помните лозунг ЛДПР «За русских! За бедных!»?), присвоили фамилию его матери – Лебедев, и потом определили в Российский юридический институт, как известно, образованный из обычных советских заочных курсов и юридических институтов в заочный же институт, а позднее – аж в академию. Неисповедимы, ох, неисповедимы пути нынешнего российского образования!
Но и кровного отца своего Владимир Вольфович не позабыл, отыскав могилу его на земле обетованной, о чем телевидение показало весьма трогательный репортаж о «сыне юриста», рыдающем над отцовым прахом. Так что в роду Жириновских–Эйдельштейнов–Лебедевых подход к футболу более широкий, чем у футболистов Орловых, хотя есть меж ними и вроде бы общее – верность профессии. Одни – футболисты, другие – юристы, что, впрочем, позже относительно Жириновских не подтвердилось. Выяснилось: папа папы Лебедева Вольф – не юрист, а коммерсант из украинского городка Костополя, что на Ровенщине, «владевший 74 гектарами земли, на которых выращивал и хмель» для питейных заведений. Правда, Исхак, брат Вольфа, пишет хорошо изучивший тему Александр Намозов в книге «Владимир Жириновский. Возвращение к истокам» и в интервью, напечатанном в «Бульваре Гордона» (2010, №39 (283), не только имел фабрику по переработке древесины на территории тогдашней Польши, но и состоял в совладельцах тамошней футбольной команды «Трумпельдорф». Тут пусть слабый, но все-таки ответ на сомнения Орлова относительно вклада Лебедева в российский футбол. Гены, оказывается, гены.
Несмотря на столь важный гносеологический аргумент, Игорю Владимировичу следовало бы поосторожней высказываться о футбольных перипетиях. Он, известно, болельщик «Локомотива», конкурирующего с «Зенитом», и его грубое высказывание можно интерпретировать как использование служебного положения в личных целях. А не лучше ли ему оборотиться на московских комментаторов, которые преимущественно болеют за «Спартак» и за «Локомотив», ну, еще за ЦСКА, по ходу кризиса потерявшего необходимых для успеха богатых бенефициаров, хотя бы на Константина Генича, Виктора Гусева, Романа Трушечкина, Александра Шмурнова, Дениса Казанского, также и других, кто личных болельщицких, нет, фанатских настроений своих не скрывает, если даже обе играющие команды из Москвы, и тем выспреннее, если они имеют шансы выступать за рубежом в Лиге чемпионов или в Лиге Европы – такой уж патриотизм, понимаешь.
Вот о профессионализме и необходимости учитывать самые разные пристрастия болельщиков всеми без какого-либо исключения комментаторами, и поставить бы Игорю Лебедеву вопрос на заседании РФС, раз уж он там оказался и посещает, наверное, его заседания в свободное от работы в Госдуме время. Что касается Орлова, то за кого ему прикажете болеть, если не за команду «Зенит», единственную в премьер-лиге из Петербурга–Ленинграда? На будущий сезон 2019/20 гг. там будет выступать и бывшая команда петербургского «Динамо», прикупленная олигархом Борисом Ротенбергом и переименованная в «Сочи». Там, конечно, теплее, стадион простаивает после Олимпиады, нанося казне немалые убытки. Хоть на профессиональный спорт правителям денег не жалко – это же не на зарплаты учителям и врачам из глубинки и не на пенсии. А что до петербургских болельщиков, удивленных подобной неожиданной метаморфозой, так ведь они платили-то всего лишь за билеты. Наиболее состоятельные и преданные любимым игрокам пусть на самолетах летают, что отчасти наблюдается, да и сочинцы авось тоже подтянутся.
Есть два пути к футболу: один по призванию – прямой, хоть и трудный, и другой – окольный, тоже нелегкий, но уже в моральном отношении. Мне нравится первый, которым идет и Геннадий Орлов. А российский футбол действительно нуждается в совершенствовании и возрождении лучших отечественных традиций. Таких, какие были в эпоху великих советских тренеров – Павла Бутусова и Гавриила Качалина, Бориса Аркадьева и Михаила Якушина, Виктора Маслова и Александра Пономарева, Германа Зонина и Павла Садырина, Константина Бескова и Николая Морозова, Валерия Лобановского и Юрия Морозова, а также многих и многих близких им по таланту и по самоотдаче людей. Тогда-то и придут победы, похожие, пускай и отдаленно, на те, что были одержаны в незабываемом 1945 году московским «Динамо», усиленным Всеволодом Бобровым из ЦДКА, Евгением Архангельским и Борисом Орешкиным из ленинградского «Динамо», в поездке по Великобритании над английскими командами «Челси», «Арсенал», «Рейнджерс» (Глазго) и «Кардиф Сити» с общим счетом 19:9. Так развивайся же и иди выше, российский футбол, не теряй времени на досужие словопрения чересчур бойких и предвзятых людей!