Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВ: Глухие фильтры «ЕдРа», или Изнанка законотворчества

– Николай Васильевич, чем отличается шестая сессия Госдумы седьмого созыва от предыдущих?

– Сессия от сессии, как и созывы, отличается прежде всего подходами к работе председателей Госдумы. Предыдущий спикер Нарышкин отличался сдержанностью, интеллигентностью. Нынешний, Володин, – единоросс, в его фракции «Единая Россия» 343 депутата. Это не просто большая, я бы даже сказал, обременительная численность. Володин, чтобы не потерять никого из виду, ввел строгую дисциплину посещаемости пленарных заседаний. До него ни один из председателей Госдумы не позволял себе «строить» высокопоставленных чиновников правительства, представителя президента. Он не принял слабый отчет министра экономразвития Орешкина и отправил его готовиться заново…

– К коммунистам спикер не менее взыскателен?

– Само собой. И все же в эту сессию нашей фракции удалось провести несколько ценных инициатив. Правительство одобрило разработанную нами программу поддержки сельского хозяйства на сумму 2,3 трлн рублей на 3 года. В этом большая заслуга депутата от КПРФ, председателя комитета по аграрным вопросам В.И. Кашина. Под его напором были также достигнуты договоренности о принятии закона, снижающего на 10% НДС на отечественные плоды и ягоды.

К сожалению, не всем нашим инициативам повезло. Ряд из них был отвергнут единороссами. Но потом они их вносили как собственные разработки, поправки. После этого законопроект становился не наш, в лучшем случае мы оставались соавторами.

Зачастую «Единая Россия» перехватывала у нас инициативу, чтобы потом ее вообще утопить. Так случилось с законопроектом о «стакане молока». Который год пытаемся его принять. Доказываем: дети наши слабы, медики показывают, что к окончанию школы здоровых детей не более 10–15%. Так давайте их подкрепим стаканом бесплатного молока. Нет, буржуазным законотворцам жалко раскошелиться школьникам на стакан молока. И когда их совсем устыдили, неожиданно единороссы Неверов и Яровая заявили, что детям надо не только молоко, но и бесплатное полноценное горячее питание, и они готовы подготовить необходимый законопроект. С тех пор прошло 3 месяца, закрыли весеннюю сессию, а Неверов с Яровой все «пишут» закон. Коммунисты вновь вернулись к закону о «стакане молока». Я на Совете Госдумы регулярно о нем напоминаю и тормошу единороссов: вы же взяли нашу инициативу, а теперь ее хороните? Они молчат, а мы не отступимся.

Ни для кого не новость, что единороссы ведут себя на заседаниях Думы, как хозяева жизни, которым все можно. Они не только наши инициативы топят, но так же относятся и к социальным законопроектам «Справедливой России» и ЛДПР. Они избрали хитрую тактику. Единороссы не хотят открыто голосовать против социальных инициатив, пытаясь этим скрыть свою истинную сущность. Но на деле партия власти не дает возможности принимать такие законы. Важные людям социальные законопроекты они перехватывают, видоизменяют поправками, «кастрируют», превращая их зачастую в антинародные. Остается только название прежним, а от задуманного содержания ничего не остается. И только после этого дружно за них голосуют. Фракция КПРФ вносила целый пакет законопроектов по ЖКХ. Единороссы их похоронили.

Взять те же депутатские слушания по актуальным темам. До 800 приглашенных: депутаты, министры собираются в Большом зале для обсуждения резонансных проблем. Ведет их обычно Володин. Принимаются рекомендации. Но за ними не следует никаких практических решений. Происходит выпуск пара в никуда и перехват инициатив.

– Оппозиционные депутаты рассказывают, что их лишают возможности открыто высказывать свою позицию.

– В регламенте Госдумы записано: на каждом заседании утром фракциям предоставлялось 10 минут для выступлений по актуальным вопросам. В последнее время Володин находит различные предлоги, лишь бы отменить такие выступления, при этом позиционирует Думу как место для дискуссий. Полгода он проводит политику некоего «реформирования» десятиминуток. То решит перенести их на вечерние часы, то хочет предоставлять слово только лидерам фракций или их первым замам. Но мы не хотим, чтобы с думской трибуны выступали одни и те же лица, не хотим всем надоесть, как тот же Жириновский.

К тому же господин Володин, похоже, забыл, что депутаты равны независимо от того, какие посты они занимают в палате представителей. Володин забывает, что у нас депутаты и спикер ничем не отличаются друг от друга. Спикер отвечает за предоставление слова, но не имеет права навязывать свою точку зрения остальным депутатам.

Единороссам сознательно помогает нарушать регламент Жириновский, предложивший оппозиции выступать в Малом зале, а не на заседаниях Госдумы, как это предусмотрено. Им откровенно мешают честные и прямолинейные заявления коммунистов.

В дни пленарных заседаний у всех фракций есть 10 минут для заявлений при подходе к прессе и 10 минут – в начале заседания. Несколько депутатов успевают изложить свою позицию по актуальным темам, по принимаемым законам, происходящим событиям. Нередко выступает сам Зюганов. Наша информация расходится по СМИ, по интернет-сетям. Именно это как раз и раздражает партию власти. Предпринимаются все меры для того, чтобы лишить нас такого права на выступления.

– Удивляет соглашательство с единороссами «Справедливой России» и ЛДПР.

– По многим принципиальным законам – имущественным, налоговым, социальным – ЛДПР и «Справедливая…» стали перепевалами нашей тематики. Мы внесли, например, законопроект о прогрессивной шкале налога. Через 3 месяца вносят и одни, и вторые такие же законопроекты. Но им эфир дают, а нам – нет. Их объявляют авторами законопроектов, которые входят в нашу программу «Десять шагов к достойной жизни». У нас 14 актуальнейших, очень значимых законопроектов. Мы их вносим, единороссы – отклоняют. Потом видим, как эти же законопроекты, с некоторыми корректировками, вносят ЛДПР и «Справедливая…». Из-за перехватывания «оппозиционными коллегами» наших инициатив только затягивается процесс продвижения важных идей. В этом плане они нам не союзники.

И справроссы, и жириновцы в принципе – сателлиты партии власти. Я отстаиваю десятиминутки на Совете Госдумы в одиночку. Никто из этих фракций ни слова не проронил в поддержку гласности. Володину достаточно на них выразительно посмотреть, и они тут же произносят то, что он хочет: «мы согласны», «мы не возражаем».

– А Жириновский? Он же любит скандальные, обличающие выступления.

– Он так же «мягко» и «пушисто» реагирует. Володин применяет простую тактику: до заседания Совета Госдумы звонит лидерам фракций, о чем-то с ними разговаривает, а потом приходит на Совет и сообщает: я с лидерами фракций все обговорил. Но мы знаем позицию нашего лидера, и мы стоим на своем. Остальные «оппозиционеры» молчат. На нашу неуступчивость нервно реагируют желваками. В критических ситуациях для единороссов между Жириновским и Володиным завязывается диалог ни о чем. Оба тянут время, лишь бы не дать слово коммунистам.

– В эту сессию спичи председателя Думы заметно участились, и больше всего нравоучений адресуется КПРФ.

– Единороссы перед рассмотрением наиболее одиозных законов стараются потянуть время, занять его чем угодно, а потом, при обсуждении законопроекта, создать цейтнот. Зачастую такие законопроекты обсуждаются в конце заседания, чтобы выступающих подгонять: быстрее, быстрее… Бывает, из рядов единороссов раздаются выкрики: не затягивайте выступление. Оратор комкает свои мысли, не успевает договорить. А ведь при первом чтении законопроекта, когда обсуждается концепция, надо вразумительно изложить позицию фракции. Но детальной проработки законопроекта не произойдет в условиях специально устроенной спешки. Огрехи в таких законах обнаруживаются быстро, как только закон начинает работать. Люди возмущены, закон не помогает, называют недостатки, пишут об этом депутатам, спрашивают, почему такой никудышный закон. А думское большинство делает вид, что абсолютно ни при чем. Такая тактика используется ими давно.

– Какие еще особенности шестой сессии запомнились вам?

– У единороссов появилась новая злостная привычка. Законопроект, изложенный, скажем, на двух страницах в первом чтении, ко второму чтению с поправками превращается в толстый том из 200 страниц. Это уже другой проект, и его надо обсуждать заново. Но единороссы-приписчики не соглашаются на пересмотр. Так было недавно с законопроектом о добыче редкоземельных металлов. Ко второму чтению к этому законопроекту прицепили нефтяников с демпфером. Этот «шедевр» попался на глаза президенту. Он очень удивился: редкоземельные металлы и нефть? В огороде бузина, а в Киеве дядька?.. Тормознули законопроект. Тогда появился новый – о компенсациях нефтяникам за обещание не поднимать цены на бензин, т.е. о демпфере.

– Честности нет в таком парламенте.

– Пока у фракции КПРФ было 92 депутата, мы отправили в Конституционный суд порядка 20 запросов. Нам не надо было никого уговаривать искать поддержки депутатов других партий, наших подписей хватало для такого обращения. Обращались в Счетную палату 30 раз с просьбами о проверках. Получили материалы по «Сколково», по «Роснано», по «Олимпстрою». А сегодня нас всего 43 депутата. За этот созыв удалось сделать всего 3 запроса в Конституционный суд. Спрашивали о конституционности пенсионной реформы. Но Конституционный суд проявил беспринципность, не решился сказать ничего объективного и честного.

Посмотрите: Китай – там население 1,5 млрд человек, а страна снижает на 5 лет возраст выхода на пенсию для своих граждан. Мы говорили, что у нас при реализации пенсионной реформы увеличится безработица и число нищих. Сегодня это уже факт, 50-летним работу не найти. Запрет на увольнение предпенсионеров – не более чем декларация о намерениях. Работодателю запрещено увольнять работника за 5 лет до выхода на пенсию. Так он его уволит за 7 лет… Недели две тому назад Минтруд разразился признанием о том, что численность безработных – более 1 млн человек. А чему тут удивляться? Сами так все организовали, что безработных будет все больше и больше.

А кто такие законы утверждает в Госдуме, кто за них голосует, не заботясь о людях? Пресловутое большинство «Единой России». Вот она, «тайна» парламентского большинства – серой массы с тугими кошельками.

– В этом отношении минувшая сессия ничем не отличалась от предыдущих?

– Госдума, как это ни печально, работала и продолжает работать на олигархов. На фоне реального падения доходов населения в течение последних 6 лет параллельно идет обогащение узкой группы лиц. Для них создается самый удобный налоговый режим. Они освобождены от высоких социальных взносов. У нас максимальный тариф в Пенсионный фонд платят 97% населения. Это те, чья годовая зарплата до 1 млн 150 тыс. рублей. А у большей части граждан из этих 97% зарплата гораздо ниже. Получается, что 3% привилегированных богачей платят до 10%.

Мы многократно вносили законопроект о том, чтобы ввести плоскую шкалу взносов в Пенсионный фонд, чтобы все платили 22% независимо от доходов. А сейчас 22% платят только бедные, с доходами низкими и средними. Если бы все платили в ПФ по справедливости, по-честному, тогда не было бы дефицита в Фонде и не надо было бы его субсидировать из бюджета.

У нас получается так, что богатые продолжают богатеть, а бедные – нищать. В стране сложился худший из возможных способов управления – олигархический. Потому что все окружение президентское – друзья-олигархи.

В России идет резкое падение профессионализма. Кто у нас руководит «Роснефтью», кто «Газпромом», кто «Ростехом», кто «Роскосмосом», кто «Роснано»? Все эти госкорпорации возглавляют непрофессионалы. Могу еще перечислить организации, которыми управляют дилетанты. Идет подбор кадров по одному приоритету – личной преданности президенту. А это наносит ущерб отраслям экономики и поощряет казнокрадство. Отсюда и коррупция.

КПРФ выступает за социалистическую форму правления, за законы социальной справедливости и защищенности, за правительство, в котором будут министры, знающие отрасли и производство. Люди этого хотят. На выборах необходимо внимательно смотреть, за кого голосуют.

– А что, по вашему мнению, ждет Донбасс?

– У меня складывается впечатление, что действующая власть ищет предлоги опять впихнуть его в Украину. Коммунисты на протяжении всех этих пяти тяжелых лет настаивают на признании независимых республик – ДНР и ЛНР. Мы против возвращения республик в состав Украины. К сожалению, не мы определяем геополитические вопросы государства. По-хорошему, надо подумать о возрождении нашей великой страны. По нашему глубокому убеждению, историческая Россия – Советский Союз искусственно расчленены. Сегодня власть спекулирует, создает псевдодвижение – граждан СССР. Это же направлено на слив интересов людей в никуда. Надо объединиться под флагом КПРФ – партии, которая отстаивает интересы людей, в том числе и донбассовцев. Мы же искусственно с Украиной рассорены. Власть не занимается восстановлением дружбы народов. Олигархии это не нужно. А она сегодня – правящий класс. Этому классу служит Госдума во главе с «Единой Россией», принимая нужные им законы.

КПРФ же служит 97% граждан России. В этом отличие парламентской буржуазии от коммунистической оппозиции.

Желаю моему народу прозрения!

Беседовала

Галина ПЛАТОВА

Другие статьи автора

Другие материалы номера