В ночь на 19 октября река Сейба прорвала пятиметровую дамбу и затопила расположенные ниже уровня плотины временные общежития сотрудников ООО «Сисим», добывавших золото.
СК РФ по Красноярскому краю возбудил дело за нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Директора компании Максима Ковалькова уже допросили и задержали. Кроме того, начальник участка уже заявил, что «понимал опасность постройки рабочего поселка в зоне затопления», утверждает СК. Дальше выяснилось невероятное: дамба была построена без разрешения. Более того, власти якобы даже не знали о ее существовании!
«При возведении должна быть получена санкция на использование водного объекта, чего в данном случае сделано не было. Далее готовится проект, по которому сооружается дамба, и этого тоже сделано не было. Поэтому соответствующие надзорные службы не имели представления о том, что в этом месте произведены такие гидротехнические работы», – объяснил глава правительства Красноярского края Юрий Лапшин. По его словам, она изначально была построена с множеством нарушений. «Работы сделаны кустарным способом, предполагаю, с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм», – заявил глава правительства РИА Новости.
Судя по этой реплике, которую цитируют многочисленным СМИ, власть региона во главе с губернатором Уссом, вместо того чтобы экстренно прибыть на место трагедии, срочно стала искать оправдания, чтобы снять с себя всю ответственность за ЧП. Усс так и заявил, мол, обрушившееся сооружение нигде не было зарегистрировано. Получается, надзорные органы и правительство края не знали ничего о существовании этой дамбы, которая стояла уже не первый год, перегородив реку Сейба?
Дамба, пусть даже самодельная, – не землянка в тайге. Ее прекрасно видно с вертолетов, на которых по краю передвигаются чиновники. Это тысячи тонн земли, бетона. А значит, обязательно нужно отсыпать дорогу для самосвалов, чтобы возить материалы для дамбы. Все без исключения местные жители, включая муниципальных чиновников и специалистов контрольных ведомств, знали о существовании дамбы. Ее и из космоса даже было видно. В Сети сразу появились спутниковые снимки места происшествия. По информации в местных интернет-ресурсах таких дамб было несколько. Мало того, их, судя по всему, периодически прорывало. Дамбы латали и продолжали работать, четко представляя всю опасность, которую несут эти самодельные гидротехнические сооружения. А правительство Красноярского края во главе с губернатором ничего про это знать не знали. Поверить в это, зная, как в России устроена вертикаль власти, никак невозможно.
Отчасти уже потому, что красноярское правительство тогда должно было бы заявить и о том, что оно представления не имело, что в регионе добывает золото компания «Сибзолото». Технологии, которые используются при добыче драгметалла на севере, хорошо всем известны, и без дамб там никак не обойтись. Золотой прииск не может работать, не перегородив сибирскую речку каскадом дамб и не угробив вокруг всю природу.
Сейчас достоверно известно, что в результате каскадного разрушения самодельных дамб на реке Сейбе, на территории золотодобывающего рудника, волной высотой несколько метров оказались сметены бытовки поселка золотодобывающей артели «Сисим». Волна, достигавшая в высоту четырех-пяти метров, представляла собой селевой поток глины, камней и грязи. Поток затопил несколько балков-общежитий работников приисков, которые представлялют собой нечто среднее между сараем и вагончиком, никак не закрепленные на земле и ничем не защищенные от внешнего воздействия. В затопленных зданиях проживало около 80 человек.
Поскольку дамбы для отвода грунтовых вод на участке золотодобычи были построены без каких-либо разрешительных документов, тут же очнулся и Росприроднадзор, решив проверить все месторождения, а также все дамбы по стране.
Как сейчас выясняется, дамб было пять, а не одна, как сообщалось изначально. Прорыв начался с самой верхней, а после по цепочке разрушилось еще четыре. Все они были возведены незаконно, без каких-либо разрешительных документов, обнародовал первые результаты расследования Следственный комитет. Далее ему вторит Енисейское управление Ростехнадзора. По мнению ведомства, дамба изначально являлась временным сооружением и «выполняла вспомогательную роль в технологическом процессе». «Собственник гидротехнического сооружения должен был разработать проектную документацию, выполнить расчеты вероятного вреда, согласовать его с регионом, застраховать сооружение, утвердить декларацию, внести в государственный регистр и получить разрешение на эксплуатацию. Ничего из этого сделано не было», – сообщило ведомство. Если это именно так, то каким образом на территории края много лет работает с грубейшими нарушениями законодательства золотодобывающее предприятие, и никто об этом знать не знает? Кто-нибудь в это верит?
Telegram-канал Baza разыскал сотрудника прииска Олега Пугачева, который в момент аварии находился на контрольном пункте. По словам мужчины, сначала он просто услышал шум воды, а затем увидел огромную волну, которая несла фургоны с рабочими. «По воде уже несло общежитие, и там люди кричали: «Помогите!» Вода была очень высокая. Погибло в основном три больших общежития. Одно трехкомнатное, два, по-моему, 9-комнатные были. А сколько в них народу было… В моем общежитии восемь человек было, говорят, все», – сообщил мужчина.
Другой работник участка рассказал радиостанции «Говорит Москва», что подобные происшествия происходили не раз. На этом участке, по его словам, четыре дамбы высотой 10 метров, которым уже более трех лет. Сделаны они из почвы и каждая держит небольшое озеро – отработанные затопленные участки. «Прорвало самую верхнюю, соответственно, можно представить, что дальше может быть», – отметил он. Он также добавил, что предыдущие прорывы были не так масштабны и их закрывали в течение часа. По его словам, общежития на прииске построили за две недели и жили там в основном люди из деревень, Абакана, Минусинска. Прорыв застал их врасплох, когда люди спали. «Они не смогли бы ничего сделать. На полигоне только экскаваторы и бульдозеры».
О том, что может произойти в курагинской тайге на золотых приисках, местные жители и представители общественного экологического контроля предупреждали власти неоднократно. Реакции на эти предупреждения – ноль. А сейчас у власти одна непрошибаемая отговорка – мы ничего не знали.
Против варварского промысла золота в этих местах неоднократно протестовали коренные жители. Обращались, в числе прочего, даже к президенту России. В прошлом году красноярец Александр Колотов, координатор экологической коалиции «Реки без границ», обратился к руководителю управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю. Передал снимки и пояснил: «Считаем, что загрязнение произошло в ходе работ по добыче россыпного золота в том числе, возможно, в результате аварий гидротехнических и иных сооружений на водных объектах». Это как раз тот район, где случилась трагедия. Так, выходит, что знали чиновники края обо всем? Но в ответ никакой реакции со стороны федерального ведомства, призванного как раз оберегать природу.
А пока из 15 погибших опознаны 11 человек. У семерых родственники проживают в Красноярском крае, у двоих – в Хакасии, у одного – в Кемеровской области и еще у одного – в Вологодской области.
Судьба остальных исчезнувших рабочих остается неизвестной. В настоящий момент работа по ликвидации последствий обрушения продолжается, поиски людей идут круглосуточно.
Зная реалии нынешнего устройства российской власти и бизнеса, вполне можно предугадать, что после обысков в «Сибзолоте» сядут не его истинные хозяева, а стрелочники, которыми назначат наемных менеджеров, включая директора прииска. И все эти обыски не для того, чтобы предотвратить очередную катастрофу, а чтобы создать видимость бескомпромиссной борьбы непонятно за что. Прорыв дамбы был запрограммирован. И программировали его алчные нувориши, владеющие приисками и ненасытные чиновники, сквозь пальцы смотрящие на всё, что происходит в Сибири, как и во всей стране. Коррупция и безнаказанность истинных виновников – вот корни трагедии.