. Это значит, что все сильнее возрастает положительная оценка советского прошлого и понимание того, что, несмотря на существующие тогда издержки и перекосы, было главное – эффективно строилась и создавалась страна. Сегодня же все построенное разрушается. Похоже, что это уже приняло вполне узаконенный характер, потому что с глав регионов за такое вопиющее варварство никто не спрашивает – списывается всякая ответственность.
И в конкурсах на лучшие хозяйственные практики подобный разгром на селе и в промышленности вообще не вписывается, оценка ему не дается – всячески драпируется, как Мавзолей В.И. Ленина в дни торжеств.
Вот недавно в Кремле по итогам года наградили десять губернаторов. Первый замглавы администрации президента С. Кириенко выступал на этой церемонии, отмечая якобы лучшие практики эффективной работы. Неважно, что из десяти губернаторов шесть оказались впервые избранными. Понятно, что каких-то новых практик они наработать не успели. Но Кремлю, власти, нужно было хоть чем-то отчитаться, скоростным порядком отыскать хоть какой-то позитив на фоне сплошных провалов в экономике и бюджетно-финансовой политике и все растущего недовольства этим граждан.
Главное – замаскировать общий погром. Похвалили, например, Башкортостан и главу республики Радия Хабирова за то, что он начал проводить совещания в программе тематических часов для рассмотрения жалоб и обращений граждан, для лучшего вовлечения их в управление регионами. И прямая обязанность каждого губернатора теперь выдается чуть ли не как открытие.
А между тем, по официальной статистике, эта республика вошла в число лидеров по банкротству предприятий. Оно ведется под видом оздоровления непрерывно с начала убойных 90-х по сей день. «СР» уже подробно писала об этом. Счет обанкроченных предприятий идет на тысячи. Половина промышленного потенциала уничтожена уже в 2000 году, а с 2005 по 2017 год в республике было подвергнуто банкротству 82,063 юридического лица.
В 2005 году в небытие ушли около 4 тысяч организаций всех форм собственности, а в 2017 году – уже 10 тысяч! Среди них оказался и завод высокоточных станков в Стерлитамаке, завод «Строймаш», нефтехимический комплекс – крупнейший в Европе, который в течение ряда лет хищнически эксплуатировался частниками, выводившими из республики миллиарды долларов. Расправились с Уфимским заводом технических и резиновых изделий, крупнейшим кожевенно-обувным и другими комбинатами. Не менее печальна судьба машиностроительного комплекса, в том числе и оборонки; Уфимского моторостроительного объединения, известного во всем мире, численность работников которого уменьшилась на треть.
В советское время было создано производство автомобильных двигателей на передовой технической базе. Вслед за исчезновением автозавода им. Ленинского комсомола в Москве такая же участь постигла его уфимских поставщиков двигателей.
О былой мощи объединения «Прогресс» напоминают лишь серые корпуса цехов, занимающие целые кварталы.
Тысячи людей остались без работы в результате разорения фабрики имени 8 Марта швейной фирмы «Мир», где было установлено самое передовое оборудование. Сегодня оно распродано по дешевке или выброшено из окон.
Такая же участь постигла фабрики в Туймазах, Белорецке, Бирске и многих других городах.
И все это шло под словоизвержение об удвоении валового внутреннего продукта, о создании 25 миллионов новых рабочих мест…
От этого погрома, по данным Гострудинспекции, более 9 тысяч человек не получили зарплату на сумму 980 миллионов рублей.
А есть еще свыше 100 предприятий-банкротов, в том числе муниципальных, общая задолженность в которых по зарплате составила более 330 млн рублей.
Ясно, что в числе жалоб, которые собирается рассматривать глава республики в порядке тематических часов, определенно немало их и от безработных высококвалифицированных рабочих. Что он может им предложить, как помочь, если в его планы, судя по отмеченным практикам, остановка дальнейшего банкротства уже существующих заводов или восстановление порушенных, строительство новых не входит? С глав регионов, исходя из критериев конкурса, верховные правители этого и не спрашивают.
А может, для того чтобы держать в тени преступления рыночно-разбойных лет, и нужны такие дутые конкурсы?
Удостоился чести быть в списке награжденных и губернатор Челябинска А. Текслер – не новичок среди управленцев. И он, оказывается, изобрел такой способ общения с гражданами, как их оповещение о том, в какие глубинки заглядывает, где пребывает, выслушивая жалобы, вникая в нужды людей. Вот так расхвастался высокий руководитель. А есть ли прок от таких «заглядов», если и по сей день разных бед и напастей, причем застарелых, у челябинцев хоть отбавляй?
Совсем недавно медики и водители скорой помощи Саткинского района бастовали из-за высокой нагрузки и низких зарплат.
А руководство ЗАТО «Трехгорный» уволило завхирургическим отделением С. Редькина только за то, что он поднял вопрос о низких зарплатах в медучреждениях.
В знак протеста по этой же причине в конце августа разом подали заявления об уходе все хирурги единственной больницы г. Трехгорный.
С 2010 года в Челябинске не прекращается «оптимизация» здравоохранения, сокращение расходов на медицину, хотя известно, что в Челябинской области люди страдают из-за огромных очередей в лечебных учреждениях, в том числе по причине сбоев компьютерной системы «Барс».
Не лучше дела и с образованием. Жители г. Озерска требуют не закрывать школу на окраине города в пос. Татыш – единственное в городе учебное заведение с кадетскими классами.
Учителя школы №1 г. Верхнеуральска направили в приемную губернатора обращение, где сообщали, что они готовы приостановить учебный процесс, если и дальше их зарплаты будут урезаться.
А в каких условиях живут педагоги?
Преподаватель английского языка Е.Ю. Михальченко 20 лет проработала в школе №140 и столько же прожила в подсобке без всяких элементарных удобств. Долгое хождение по инстанциям с просьбой о помощи ни к чему не привело. А выйдя на пенсию, она вовсе осталась без всякого жилья.
Пенсионную реформу в Челябинске, как и повсюду, граждане встретили в штыки. А когда в одном из дворов города появились карикатура и надпись против известного закона под заголовком «Наша бедность – их прибыль!», немедленно пришли разбираться с этим правоохранители и чуть ли не представители ФСБ.
Словом, вот так проникает в глубинки и охватывает жизнь губернатор, за что его и премируют.
Ну и, конечно же, как не включить в этот список лучших практик и нашу столицу, обладающую колоссальными финансовыми возможностями для этого на фоне других мегаполисов. И потому здесь, оказывается, настолько расщедрились, что вышли с программой долголетия для пенсионеров, которым теперь подарили бесплатные: плавание в бассейне, посещение кино и театров, даже спортплощадок. Ну, имея уйму средств, грех было бы об этом не позаботиться.
Хотя в советское время старшее поколение, ветераны труда, имели для себя нечто большее, чем их дети и внуки сегодня. Они имели право на бесплатные: жилье, лечение, отдых; возможность овладевать множеством профессий; трудиться на больших предприятиях, знаменитых на всю страну, таких как «Серп и Молот», завод «Калибр», заводы им. Лихачева, Ленинского комсомола, им. Ильича, и на многих других, которые теперь – при нынешних рыночных правителях – пошли под нож, как и в Башкортостане.
И никто из власть имущих за их убийство наказывать никого не собирается.
Наоборот, поощряется то, что вместо порушенного вырастают обширные торговые комплексы, предназначенные для сбора больших барышей.
У Советской власти – у тех, кто строил заводы и фабрики, обновлял и модернизировал старые, – была одна цель: растить трудовые династии, заботиться об их профессиональном обучении, физическом и нравственном развитии и главное – давать защиту и уверенность в завтрашнем дне.
А нынешнее поколение – дети и внуки пенсионеров, ветеранов войны и труда – всего этого лишены. И поэтому душа у многих пенсионеров, кому сегодня бесплатно дарят какие-то блага, все равно остается неспокойной – мятущейся.
Складывается впечатление, что, объявляя итоги конкурса, кремлевские правители копировали себя самих, выдавая за действительные дела многие задумки, хотелки и обещания. Именно только по одному этому критерию и выявляли «передовые» регионы.
А вообще, если исходить из наскоро состряпанных итогов конкурса, можно предложить расширить его в номинациях. Например, премировать за то, что не устраивают шумихи по поводу закрытия школ и больниц, банкротства предприятий, урезанных целых городов, исчезающих с лица земли многих деревень и поселков.
Главное – не высовываться там, где нужно для сохранения престижа и рейтинга, не предавать огласке уголовные дела своих вчерашних партнеров во власти. В этом и есть, уверены правители, залог душевного покоя – и спокойствия граждан. С этой целью и «облучают» их обилием фейерверков, ярких и красочных банкетов, рекламой, всевозможными увеселительными мероприятиями.
И еще надо бы награждать губернаторов и всякого рода чиновников за то, что не берут взяток, не участвуют в мошеннических схемах, не сдающих «своих» в коррупционных делах.
И за то, что не грубят, не хамят гражданам, присуждать особую премию.
Все это и добавит веса в эффективность губернаторских практик.
г. Пушкино,
Московская обл.