Прожекты и реалии не срослись

Она была разработана правительством Медведева и утверждена президентом Путиным 17 ноября 2008 года. В ней говорилось, какого уровня в социально-экономическом развитии достигнет РФ к 2020 году. Что в итоге вышло и почему власть стыдливо помалкивает о результатах, разъяснил депутат О. Шеин: 

– В соответствии с этой программой с 1 января 2020 года в стране должно было наступить процветание. В этом документе, официально опубликованном в «Российской газете», органе правительства РФ, были намечены такие параметры: средняя зарплата по стране – 2 тысячи 700 долларов, это 170 тысяч рублей по современному курсу; средняя пенсия – в три прожиточных минимума, это 30 тысяч рублей; доля среднего класса – не менее 50 процентов от общей численности населения страны, чего, к слову, нет даже в Западной Европе. 
Реалии оказались несколько другими. Средняя зарплата у нас, даже по официальным данным, – не более 40 тысяч рублей, доля среднего класса – не более 7 процентов, а пенсии в стране вообще начали потихонечку отменять. 
Могут сказать, что виной «сбоев» являются санкции. Но ведь с этой трибуны уважаемые люди нам говорили, что санкции только на пользу. Глава правительства и руководитель партии «Единая Россия» Д. Медведев сказал дословно следующее: «В конечном счете Россия обернет санкции на пользу своего экономического развития». Согласно такой логике, страшно подумать, что было бы со страной, если бы не было санкций. Но мы хорошо понимаем, что причина в другом, в неправильном целеположении. 
И снова мы слышим мантры о том, что прежде чем повысятся доходы населения, необходимо, чтобы у нас развивалась экономика, всё с точностью до наоборот, и об этом говорят уже и российские миллиардеры. 
Две недели назад номер 51 в списке Forbes Араз Агаларов сказал, что единственным источником развития российской экономики может быть рост доходов населения. Экономика работает либо на экспорт, либо на внутренний рынок. На экспорт у нас идут газ, нефть и даже несырьевой экспорт, как считается по официальной методике Российской таможенной службы, – это зерно, лес, металлопрокат. А продукция российского производства может быть востребована только на российском рынке. Только покупать некому, у народа денег нет. У народа объем кредитов перед банками в среднем на семью составил на лето прошлого года 240 тысяч рублей, а средний банковский вклад – всего 35 тысяч. Это ничто, это означает полное отсутствие у наших граждан «подушки безопасности». На обслуживание кредитов они тратят уже до четверти заработных плат, и перекредитоваться в банках уже не получается. По сегодняшним сводкам, 60 процентов заемщиков – люди работающие: рабочие, врачи, мелкий бизнес. Они получили от банков отказ в перекредитовании. Это означает, что страна стоит на пороге серьезного социального кризиса и кризиса доходов. 
Иногда у правительства возникают какие-то проблески. Так, министр экономразвития М. Орешкин сказал, что надо бы отказаться от изъятия подоходного налога хотя бы с тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума. Мы ждем этой позиции в выступлении президента. 
А демографическая катастрофа уже наступила. В 2019 году население РФ сократилось на 320 тысяч. В 69 регионах РФ идет по нарастающей процесс вымирания россиян. Можно сколько угодно рассказывать про последствия Великой Отечественной войны, реформ 90-х. Но когда писалась «Стратегия-2020», все знали и про войну, и про реформы Ельцина, и все же планировался рост населения. А теперь нам говорят про некую обреченность. 
Есть примеры по стране, где демографический кризис преодолен, это остров Сахалин. Там 90 процентов – городское население, в основном русские. За счет серьезных финансовых вливаний за пять лет рождаемость на острове возросла в 1,5 раза. Было трое детей на четверых взрослых, теперь – четверо. Опыт Сахалина надо переносить на страну, это стоит 1,5 триллиона рублей в год. Деньги солидные, но речь идет о сохранении населения, а значит, о сохранении страны. Мы ждем от Послания президента содержательных новелл в этом направлении. 
Россия готовится к 75-летию Победы. Здесь существует два момента. Один из них касается «детей войны». Семь раз в Госдуму вносился законопроект о льготах «детям войны», и каждый раз его думское большинство отвергало. Нам говорили: «Чем человек, родившийся 1 сентября 1945 года, до капитуляции Японии, отличается от человека, родившегося 3 сентября 1945 года, после капитуляции Японии?» 
Даты в нашем законодательстве нередко играют абсурдную роль. Напомню, если человек стал инвалидом до 2005 года и подал документы, он имеет право на жилищный сертификат, а если обратился после 1 марта 2005 года, то у него уже нет права на сертификат. Если человек участвовал в войне в Чечне и подал документы на получение жилья, он имеет право на меры государственной поддержки. А участник осетинской военной кампании такого права уже не имеет. В одних случаях нам говорят: «Нечего привязываться к датам. Какая разница, когда человек родился?» А в других случаях вводится критерий подачи документов в зависимости от сроков. И вскоре выясняется, что параметры по времени работают там, где они против населения, против граждан РФ. Мы ждем от Послания поддержки «детей войны». 
Много у нас проблем в международной политике. Советский Союз всегда дорожил международными отношениями и прорывал блокаду западных правительств через доброе сотрудничество с прогрессивными силами. Советский Союз демонстрировал, что возможен другой мир, где работающий человек имеет право на бесплатную квартиру, может дать своим детям бесплатное образование, и более того – стипендии платили в университетах, вместо того, чтобы деньги брать за обучение. Мир, где человек имеет право на доступную медицину. И по тем временам это была хорошая медицина. Это был мир, где Советский Союз демонстрировал другие возможности. А нынешнее правительство Д.А. Медведева может продемонстрировать только то, что в условиях бюджетного профицита можно у людей отнимать право на пенсию и повышать пенсионный возраст. 
Но даже в этих реалиях масса простых людей на Западе с глубокой симпатией относится к нашей стране, воспринимая ее как противовес американскому неолиберализму, трансатлантическим соглашениям и американской военной экспансии. 
В то же время мы, к сожалению, сталкиваемся и с другими проявлениями. Мы слышим, как сопредседатель «Альтернативы для Германии» Гауланд публично заявляет, что немцы могут гордиться подвигами вермахта во Второй мировой войне. С такими союзниками и врагов не надо. Но есть прогрессивные силы, готовые к сотрудничеству с нами. В этом направлении мы работали в декабре на площадках в Берлине и в Москве, проводили диалог с братской для нас партией DIE LINKE. Я сам участвовал в этих консультациях. Наши товарищи из левой партии говорят о том, что испытывают трудности в коммуникациях с российской стороной, трудности даже в получении соответствующей аналитической информации. 
«Справедливая Россия» видит в качестве наших союзников профсоюзы и левые партии, нас объединяет сотрудничество против неолиберального разрушения социального государства, разрушения, которое осуществляется правительствами разных стран мира в интересах олигархии. И DIE LINKE – левая партия, являясь правящей партией в Берлине, объявила 9 мая этого года днем официальных празднеств в честь 75-летия Победы. 
«Справедливая Россия» в апреле этого года намерена проводить серьезные совещания с участием левых партий Европы и стран СНГ в преддверии юбилея. Это наш шаг в становлении международных отношений с прогрессивными силами и в преодолении той блокады, в которой находится наша страна. 
В целом же Россия устала работать на олигархию бесплатно. Никаких иллюзий в отношении действующего правительства никто в РФ, включая, как я подозреваю, всех присутствующих в этом зале, давно уже не испытывает. Нам нужен тотальный, левый социальный разворот. Социум и социализм – однокоренные понятия. Экономика нашей страны – экономика динамичная с талантливыми, квалифицированными людьми и богатейшими природными ресурсами – должна работать на народ. Наша фракция прилагает все возможные усилия к тому, чтобы соответствующий разворот произошел. 

Другие материалы номера