3 февраля в провинции погибло 8 турецких военных, через несколько дней – еще пятеро.
Турция обвиняет в гибели своих военнослужащих официальный Дамаск, который несколько недель назад начал антитеррористическую операцию в Идлибе. Сообщается, что поражена 101 цель, в том числе три танка и один вертолет, «нейтрализованы» (то есть убиты) десятки сирийских военных. Объективных свидетельств столь массовых потерь в сирийской армии нет. Налицо, однако, факт масштабной агрессии Турции в Идлибе и ряде районов соседних провинций, которые также находятся под контролем террористических группировок.
Причем удары наносятся и по гражданским объектам. Так, на западе провинции Хасаке в результате обстрелов турецкой армии выведена из строя электроподстанция. Турецкие оккупационные силы и боевики подвергли ракетному обстрелу поселки Ар-Рабиа и Мжебра Аш-Шарабиин, что привело к значительным разрушениям.
В настоящее время турецкая тяжелая артиллерия обстреливает город Саракиб. 9 февраля этот город и десятки других населенных пунктов в северных провинциях Сирии были освобождены от террористов. Сейчас под прикрытием турецких оккупационных войск боевики пытаются перейти в контрнаступление.
В мае 2017 года Россия, Иран и Турция договорились в Астане о создании четырех зон деэскалации в Сирии. Три из них в 2018-м перешли под контроль Дамаска. Там налаживается мирная жизнь.
Четвертая зона, расположенная в провинции Идлиб и частях соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, захвачена террористами из «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в РФ). Там также находятся боевики протурецкой группировки «Национальный фронт освобождения» и уже более чем 10-тысячный контингент регулярной армии Турции. Турецкие военные не только не противодействовали боевикам, но способствовали их деятельности. В результате обстрелов террористами населенных пунктов в Алеппо продолжают гибнуть мирные жители. Это и стало причиной контртеррористической операции в так называемом «большом Идлибе», который по факту является не зоной деэскалации, а оплотом бандитских формирований. В сам город Идлиб в январе вошли как оккупационная турецкая, так и правительственная армия.
В настоящее время Сирии приходится вести войну на два фронта: с бандитами и турецкой армией. Во вторник сирийская армия отбила нападение боевиков на населенный пункт Найраб на востоке провинции Идлиб, сообщает газета Al-Wasat со ссылкой на военный источник. Ранее минобороны Турции утверждало, что сирийская армия отступила из Найраба. В ходе боев сбит вертолет Ми-17 (погибли сирийский бригадный генерал и 2 пилота). По заявлению командования армии Сирии, войска продолжат уничтожать террористов и освобождать Идлиб, не останавливаясь перед необходимостью ударов по туркам.
Четыре турецких наблюдательных пункта и две военные позиции в Идлибе находятся на подконтрольной сирийской армии территории, заявил министр обороны Турции Хулуси Акар в интервью агентству Ассошиэйтед Пресс: «Мы много раз говорили, что не будем отводить оттуда своей персонал, солдат. Они продолжат свою миссию». Однако никакой законной миссии оккупационные турецкие войска на чужой территории не исполняют.
Турецким военным в сирийском Идлибе мешают Россия и Сирийская арабская армия, сообщил 11 февраля журналистам спецпредставитель Госдепа по Сирии Джеймс Джеффри. Мешают они и террористам, но об этом американский чиновник умолчал.
Сирия и Турция на грани масштабного военного конфликта. При этом Дамаск рассчитывает на помощь России и Ирана, а Анкара – на НАТО, членом которого является. Это может привести к военной эскалации, далеко выходящей за рамки региона.