Помимо бесчисленных смытых паводками сельских переправ, в апреле в Ярославской области обрушился мост через реку Устье, в том же месяце обвалилась часть моста через реку Суходол в Приморском крае, а в конце мая прямо под грузовиком рухнул мост на Ямале. Однако до сих пор ЧП случались всё же с мостами пешеходными и автодорожными, но, видимо, очередь дошла и до стратегически важных объектов: в первый день лета в Мурманской области рухнул железнодорожный мост через реку Кола, по которому проходит единственная ветка, связывающая регион с остальной частью России.
По данным МЧС, предпосылки к инциденту образовались еще в субботу, 30 мая, «из-за интенсивного таяния снега и большой водности реки Кола». Насыпь опоры железнодорожного моста подмыло на 1436 км на перегоне Кола–Выходной Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, и в 14.30 в понедельник, 1 июня, пострадавшая опора не выдержала. «Вследствие этого произошло обрушение надводной части моста», – сообщили в пресс-службе ведомства. В связи с аварией на территории городского поселения Кола и на данном участке железной дороги был установлен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация». В результате происшествия никто не пострадал – движение поездов прекратилось сразу же, как было выявлено повреждение железнодорожного моста из-за подъема воды в реке. Пассажиров до Мурманска доставляли автобусами.
Мурманск в результате обрушения оказался отрезан от сети железных дорог, что, в свою очередь, грозит потерями и операторам порта, и грузоотправителям. О нарушении логистических связей уже заявила Сибирская угольная энергетическая компания, владеющая морским торговым портом совместно с «Еврохимом». В настоящее время на погрузку в адрес Мурманского транспортного узла введен временный запрет. Представителями СУЭК ведутся переговоры с ОАО «РЖД» о перенаправлении объемов угля на другие направления.
По информации администрации Кольского района, в настоящее время на месте аварии работают геодезисты, проводится подготовка к проведению ремонтных работ. К аварийному участку уже направлены два восстановительных поезда из Мурманска и Кандалакши. Однако, что касается сроков восстановления движения, оценки сильно разнятся: местные власти рассчитывают, что восстановительные работы займут от силы четыре-пять дней, в пресс-службе правительства региона сообщили, что на восстановление моста потребуется до трех недель (по словам губернатора Мурманской области Андрея Чибиса, работа по снятию и замене пролетов моста сейчас ведется в круглосуточном режиме), однако, по мнению экспертов, максимум, что можно навести за это время – временную конструкцию, не допускающую движения с нормальной скоростью и интенсивностью. Реальные сроки для строительства нового моста, полагают специалисты РЖД, – не менее полугода, а то и год.
После обрушения пролета железнодорожного моста было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение требований в области транспортной безопасности». Максимальная санкция предусматривает до восьми лет лишения свободы. Между тем о том, что Мурманская область готова к безопасному прохождению периода половодья, местные чиновники рапортовали еще в марте. Об этом на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 19 марта сообщал лично губернатор Андрей Чибис. Глава региона утверждал, что ситуация с предстоящим весенним паводком находится на контроле, утвержден план мероприятий по снижению рисков и реагированию на ЧС, в органах местного самоуправления созданы противопаводковые комиссии, а мониторинг и контроль за состоянием водных объектов ведется регулярно.