Дом на Рубежной улице

В этой связи хочется напомнить, что по воле Совета народных депутатов Ленинградской области она (Ленинградская область) название свое сохранила, чем мы, ее жители, по праву гордимся. Ленинских мест, в отличие от Питера, в области немного. Причем самое известное – Шалаш в Разливе, где Ленин в июле-августе 1917 года скрывался вместе с Г.Е. Зиновьевым от преследовавших его агентов Временного правительства, которое решило арестовать его и судить, писал книгу «Государство и революция» – отошел к Ленинграду, при собчаковских лукавых реформациях превратившемуся в «Санкт-Петербург». 

В Ленинградской области есть немало мест, связанных с революционной работой Владимира Ильича, сохраняются памятники великому вождю, а в поселке Ильичёво Выборгского района и городе Выборге действуют Дома-музеи, являющиеся местом паломничества всех, кто понимает и чтит ленинские идеи переустройства общества на принципах социальной справедливости, социалистической демократии, вывода, «как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем и всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни». 
Поселок Ильичёво невелик, его население насчитывает около тысячи человек, но с приезжающими сюда туристами из разных стран мира он кажется, особенно летом, многолюдным. Здесь В.И. Ленин жил в начале августа 1917 года в домике литейщика П.Г. Парвиайнена, оставившего ту трудную работу и занявшегося сельскими делами. У Петра Генриховича и его жены Анны Михайловны было восемь детей, а старшая дочь Лидия после Февральской революции вступила в большевистскую партию, вышла замуж за известного большевика Э.А. Рахью, и они вместе выполняли важные партийные поручения. Когда ЦК принял меры, чтобы переправить Ленина из Разлива в Гельсингфорс (Хельсинки), они участвовали в этой конспиративной операции. А назывался тогда этот поселок Ялкала… 
Обо этом и многом другом посетители Дома-музея Ленина в бывшем Ялкала, в 1949 году переименованном в Ильичёво, могут узнать из экспозиций с документами, фотографиями, вещами того времени, сформированных после его открытия в 1940 году в доме П.Г. Парвиайнена. К 100-летию Ленина, в 1970 году, над домом сделали навес, а для экспозиции построили специальный павильон, в комнатах с помощью Лидии Петровны Парвиайнен воссоздали бытовую обстановку их семьи. А поблизости еще в 1958 году установлен памятник великому вождю (скульпторы А.И. Далиненко, А.Г. Плискин, В.И. Татарович, Г.Д. Ястребенецкий). И хотя с перестроечного 1991 года домик Парвиайнена вошел в Этнографический музей-заповедник «Ялкала», где проходят различные отвлекающие от ленинской темы мероприятия, экскурсанты, едва выйдя из автобуса, прямиком идут именно сюда, где можно увидеть ленинский паспорт на имя Константина Петровича Иванова, почувствовать как-никак, но всё же сохранившуюся атмосферу того времени. 
Всякий приезжающий в Выборг видит на главной площади города шестиметровый памятник Ленину (скульптор Ш. В. Микатадзе, архитекторы Ю.А. Дьяконов и А. И. Алымов), открытый в День Конституции СССР 5 декабря 1957 года. А на Рубежной улице, 15, с 9 октября 1958 года работает Дом-музей В.И. Ленина, который пусть и совмещается теперь с мероприятиями общего просветительского характера, но отнесен к памятникам культуры регионального значения и продолжает работу по ленинской тематике. Посетители могут узнать здесь, как Владимир Ильич жил около двух недель – с 24 сентября и до начала октября 1917 года – у финского рабочего фарфорово-изразцовых заводов Туомаса Хайконена. 
«Ленин прибыл в Выборг из Гельсингфорса, когда уже произошел Корниловский мятеж, и он понял: вот она, революция, уже на подходе, – рассказывает директор Дома-музея Надежда Ивановна Забавская. – Сразу в Петроград вернуться он опасался и попросил найти ему квартиру рядом, чтобы в нужный момент быстро приехать в столицу. При Николае II началась русификация Финляндии, на ключевые должности назначали русских министров, финнов же стали массово призывать в армию, что у них вызвало протест. Одним из активистов финского революционного движения стал Туомас Хайконен. Его младшая дочь Хильдур вспоминала, что в детстве слышала: в доме укрываются «подпольники», по-детски думая: кто-то живет под полом. Однажды дети нашли на чердаке шинель и полицейские шашки, играли с ними. Став взрослой, Хильдур узнала, что эти вещи были приготовлены для побега одного из революционеров из Выборгской тюрьмы, и передала их в Исторический музей в Москве. Дом Хайконена состоял из двух частей. На одной половине жили родители и младшие дети, а на другой – старшая дочь Лююли с мужем Юхани Латукка и сыном Вилли. Эту часть и выделили Ленину.
В своих воспоминаниях Лююли пишет: «Ленин воскликнул: «Я действительно получу эту комнату? Здесь мне будет хорошо! Я хочу здесь работать!» – Я знала русский язык и могла свободно говорить с ним. Товарищ Ленин был вежлив и внимателен. Он никогда не разрешал мне стелить ему постель. Сам убирал посуду, топил печь и даже пытался колоть дрова. Как-то вызвался сам вынимать хлеб из печи, лишь бы я ему показала, как это сделать. Было трудно с продовольствием, иногда приходилось ограничиваться кашей, сваренной из очень черных крупиц гречихи. Но и тогда он был доволен и хвалил пищу. Вечером, с наступлением темноты, товарищ Ленин выходил на прогулку. Ходил по темным улицам из конца в конец». Когда открывали музей, Ленинская комната выглядела аскетично. В 60-х годах сюда стала приезжать из Финляндии Хильдур Латукка. Она оживила комнату. Привезла настенные часы, вышитое покрывало на кресло, посуду, полотенца. На кухне, где старшая из сестер Лююли готовила для Ленина еду, под стеклом стоит медный кофейник. Лююли утром заваривала в нем кофе, к вечеру же он был пуст». 
Из Выборга в Петроград Ленина сопровождал все тот же Э.А. Рахья. Ленин надел седой парик, очки, широкополую шляпу, длинное черное пальто, продолжает Забавская. «И вот так, в образе финского пастора, он покинул Выборг. В 1924 году, сразу после смерти Ленина, Рахья написал, что от дома до вокзала добирались на трамвае. До Райволы (сейчас поселок Рощино) ехали в тамбуре и беседовали как словно бы прихожанин и пастор: Рахья говорил по-фински, а Ленин отвечал «да» или «нет». Из Райволы до Петрограда Ленин ехал в паровозе вместе с машинистом, а Рахья – в первом вагоне и слышал недоброжелательные разговоры богато одетых пассажиров. Поэтому нужны были все эти предосторожности. Благодаря им Владимир Ильич благополучно доехал до Петрограда и вышел на станции Ланская. До революции оставалось чуть больше двух недель. Паровоз, на котором Ленин приехал в Петроград в начале октября 1917 года, стоит на Финляндском вокзале…» 
Ленинские Дома-музеи приобщают людей к фактам из жизни и пути Владимира Ильича, к его мыслям, напоминают о социализме, за который он боролся, в который верил, в который верим и мы, коммунисты, передавая нашу веру другим людям. 

Ильичёво–Выборг,
Ленинградская обл. 

Другие материалы номера