Без ученья – нет коммунизма

Книга-альбом – одно из многих изданий ленинских «Задач союзов молодежи», десятками миллионов распространенных по миру,— с вложенным факсимиле – делегатским билетом на III съезд комсомола. Ответственный мандат как бы вручается нашему современнику, и счастливец становится участником исторического события, переступает порог зала, где шестьсот сверстников Павла Корчагина с нетерпением ждут Владимира Ильича. Рядом с ними он займет свое место, вместе с ними услышит и к нему обращенное ленинское слово…
А у Владимира Ильича и этот, можно сказать, именинный для комсомола день на пределе. Важно именно сегодня, 2 октября, отправить духоподъемное послание незаможным селянам Украины о защите крестьянской земли и народной власти от нашествия Врангеля. И составить четкие директивы делегациям на переговорах о мире с Польшей и Финляндией. Надо срочно разобраться с ситуацией под Ковелем, где противником прорван фронт. И тотчас направить ответственных комиссаров в Конармию для решительной активизации политработы. Непременно дать деловой ход вчерашним решениям о восстановлении производств на заводах электротехнической промышленности. И взвесить основательность расчетных смет военных ведомств. И сегодня же – два съезда. Высшее собрание союза кожевников ждет доклада о международном и внутреннем положении Республики. Ждут и комсомольцы в Большом зале Коммунистического университета.
Делегация комсомольцев приходила в Кремль. Говорили о положении в Союзе молодежи, объединившем уже 12 с лишним тысяч ячеек. О самом съезде. Очень представительный по территориям, районам страны. Больше половины делегатов – рабочие и крестьяне. Преобладающий возраст: 18—20 лет. Пятеро из каждых шести – коммунисты. Помимо отчета ЦК, подготовлены доклады о военном и хозяйственном положении Республики, о Коминтерне молодежи, о социалистическом воспитании, о физическом развитии, о милиционной армии, о программе и уставе… Очень бы хотелось комсомольцам в день открытия съезда услышать слово Ленина. По любому вопросу, пусть, мол, решит сам…
Да, ему многое нужно сказать молодым товарищам. В последнее время – и перед завершением войны, и при разработке государственного плана с большим загадом, и в спорах о Пролеткульте, и в связи с конгрессом Коминтерна – немало пришлось рассуждать и размышлять о коммунистической смене. Вечером он обязательно придет на съезд молодежи.
…А бывший купеческий клуб на Малой Дмитровке, плотно заставленный чем ни попадя – от случайных кресел до садовых скамеек, – уже гудит молодым нетерпением. Гимнастерки, блузы, зипуны, толстовки, кожанки, белокурые чубы, стриженые головы, широкоскулые улыбки, искрящиеся глаза. «Дубинушка», «Яблочко», «Смело мы в бой пойдем…» И вдруг шквал оваций: Ленин, Ленин… Не унять, не успокоить этот взволнованный порывами молодого энтузиазма зал. Хоть грози пальцем, хоть сколько угодно демонстрируй бегущие стрелки часов… Наконец будто спадает волна…
– Товарищи, мне хотелось бы сегодня побеседовать на тему о том, каковы основные задачи Союза коммунистической молодежи в связи с этим – каковы должны быть организации молодежи в социалистической Республике вообще…
Внимательный и серьезный взгляд смягчает едва уловимая улыбка: да, да, пусть молодые товарищи не удивляются, разговор пойдет не на привычные темы, не на злобу дня, а о будущем. Он пришел сюда выразить самое сокровенное – свою мечту о человеке, который будет строить коммунизм и строить самого себя. Поколение Октября исполнило свою миссию: власть завоевана, новое общественное устройство создано; оно еще может успеть заложить фундамент будущего, но строить его будет вот это младое племя – поколение, вступающее в работу уже при новых условиях. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества. И Владимиру Ильичу очень хотелось бы объясниться с этим олицетворенным будущим, в доверительной беседе передать и наказ, и раздумье, и мечту – все то, что выносил, выстрадал, выверил всей своей жизнью…

Делегат съезда И. ЧИЧЕРОВ. Лицо его было освещено мыслью, согрето огромной внутренней страстью. Оно становилось вдруг даже строгим, как бы нахмуренным, глаза его то выражали иронию и гнев, то радостно освещались улыбкой, то становились озабоченными. Ленин как будто все время изучал свою аудиторию, проверял, доходят ли до ее сознания и сердца его слова… Каждому из нас казалось, что в зале сидишь только ты один и Ленин… На сцене все пропадало, был только один Ленин, его невысокая, плотная фигура, его полное жизни лицо.
Первое и самое главное, что важно усвоить молодому поколению: задача состоит в том, чтобы учиться. Делегат съезда М. ДУБРОВСКИЙ. Мы думали, что Ленин будет разъяснять перспективы мировой революции, положение на фронтах Гражданской войны, большие хозяйственные задачи. А говорил он… об учебе. Учиться, как бы рассуждает сам с собой Владимир Ильич,— это пока лишь «одно слово». Оно не дает ответа на существенные вопросы: чему учиться и как учиться? Ну, самое первейшее – элементарная грамотность. Он подводйт молодежь к пониманию той истины, что социализм должен ликвидировать безграмотность: ведь необъятное число молодежи –17 миллионов – совершенно неграмотно. Надо биться буквально за каждый школьный очаг. И тут мало приказать или выдвинуть правильный лозунг, тут недостаточно направить на это дело известную часть лучших работников – проявите массовую самодеятельность, советует комсомольцам Владимир Ильич, объедините все силы полумиллионного союза, чтобы, усваивая знания, помогать всей молодежи высвободиться из тьмы невежества.
Существенно: чему и как учиться? Диалектика революционной эпохи диктует: с одной стороны, воспитание и образование новых поколений, которым предстоит строить коммунизм, не может быть старым, с другой стороны – новое общество неизбежно возводится на базе той суммы знаний, организаций, человеческих сил, которые остались от прежнего строя. Чем опасна старая школа? Ее самое большое зло в полном разрыве книги с практикой жизни. Книга идеализировала капиталистическое общество, а жизнь являла совсем иную картину. Старая школа утверждала, что учит наукам вообще, воспитывает всесторонне образованного человека, а каждое слово ее пропитано было классовым духом, подделано в интересах буржуазии. Старая школа гордилась системностью, методичностью, а на деле внедряла муштру, зубрежку, массу мертвых знаний и превращала своих питомцев в подогнанных под общий ранжир чиновников. Но было бы огромной ошибкой, предупреждает Владимир Ильич, отказаться от усвоения накопленных знаний. Надо научиться различать: что в старой школе плохого, а что – полезного нам; и уметь выбрать все, что необходимо для коммунизма. Решительным образом предотвратить всякое верхоглядство, не дать увлечь себя легковесными выдумками. Из зала пришлют потом записку: «Трудно нам в деревне с учителями ладить: большинство из них зажиточные, многие из кулацких семей; как же быть?» Не отталкивать, не чваниться, не горячиться, а тактично, терпеливо работать с ними. Без привлечения учителей на нашу сторону с задачами учебы не справиться. Смелее привлекать их к пропаганде естественных знаний, втягивать в свои кружки, такая активность скорее всего сделает их сторонниками и помощниками в строительстве новой культуры.
Ленинский план культурного обновления страны практичен и прост.
Первая группа задач сводится к ликвидации отсталости, к ликвидации безграмотности, ибо в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя.
Услышав недавно восторги по поводу первых успехов Советской власти на культурном фронте, Владимир Ильич возразил Кларе Цеткин: «Конечно, без хвастовства мы можем сказать, что в этом отношении нами многое, очень многое сделано. Мы не только «снимали головы», как в этом обвиняют нас меньшевики всех стран…, но мы также просвещали головы; мы много голов просветили… А, между тем, мы народ нищий, совершенно нищий…» А потом, когда речь зашла о балете, об опере, о выставках новейшей скульптуры, Владимир Ильич не преминул заметить, что он вовсе не недооценивает этих проявлений общественной культуры. Но ему больше по душе создание двух-трех начальных школ в захолустных деревнях, чем самый великолепный экспонат на выставке.
Вторая группа задач в плане культурного обновления формулирует отношение к наследию, ставит цель – овладение лучшими достижениями человеческой культуры. Старую культуру освой, советует он молодому поколению, и критически переработай.
— Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру,— без такого понимания нам этой задачи не разрешить.
Наконец, третья группа задач определяет пути создания новой культуры на основе вовлечения в творческий процесс широких масс трудящихся. Знак равенства Ленин ставит между словами «коммунизм» и «пролетарская культура». Но его очень заботит: как бы молодежь не заблудилась в крикливых лозунгах жрецов «новой культуры», которую буржуазные интеллигенты выводят «лабораторным путем»; как бы не попали в объятия вечно паразитирующих оппортунистов, они ведь тоже произносят слова о широком распространении элементов классической и буржуазной культуры, но при этом доказывают, что, мол, пролетарской, социалистической культуры не только нет, но и никогда не будет. К той же капитуляции перед буржуазной идеологией, только с другой стороны, подводит и лозунг «свободной анархической конкуренции» в художественном творчестве.
Сплошным вздором называет Ленин «лабораторные открытия» пролеткультовцев. Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является чьей-то выдумкой. Она наследуется революционным классом из тех богатств, которые уже созданы. Владимир Ильич указывает молодежи те пути, которые подводили и продолжают подводить к пролетарской культуре, и советует при создании новых духовных ценностей отличать то, что является необходимым для коммунизма.
Одно слово «учиться» наполняется для нас особым содержанием— учиться коммунизму, учиться революционному делу…
Делегат съезда А. БЕЗЫМЕНСКИЙ. Большинство делегатов почувствовало облегчение. Учиться коммунизму – это понятнее… Неужели тут надо что-то объяснять? И разве самый лучший способ учиться коммунизму не заключается в том, чтобы громить буржуев на фронте? Очень заботит Владимира Ильича, чтобы задача здесь не ставилась упрощенно, не понималась однобоко. Опасно, кстати, механическое усвоение коммунистических лозунгов. Немало, к сожалению, любителей революционной декламации, увлекающихся лозунгами. Сколько копий ломано в сражениях с ними! Он много размышлял над природой опьяняющего революционного фразерства, и всегда одно и то же открытие: проявляет себя мелкобуржуазная стихия. Да, да, одно из проявлений следов мелкобуржуазности состоит именно в податливости на революционную фразу. Это старая истина, старая история, слишком часто становящаяся новинкой… Надо воевать против революционной фразы, приходится воевать, обязательно воевать, чтобы не сказали про нас: «Революционная фраза погубила революцию».
Важно предостеречь молодых и от прямолинейности книжного усвоения коммунистических истин, от витаминного потребления того, что содержится в учебниках, брошюрах и трудах. Так легко получить слишком много коммунистических начетчиков и хвастунов, что сплошь и рядом наносило бы вред и ущерб.
Делегат съезда Д. ШУШПАНОВ. Ироническая улыбка появилась на лице Ленина, когда он говорил о начетчиках и хвастунах…
Позже, при переизданиях речи, в пояснениях про догматизм и начетничество будет приведено ироническое ленинское замечание по поводу попугаичьих упражнений меньшевиков: «Они книжки видали, книжки заучили, книжки повторили и в книжках ничегошеньки не поняли».
Нужно подытожить: без работы, без борьбы книжное знание коммунизма ровно ничего не стоит. Молодые товарищи как аксиому должны усвоить: коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Причем всю сумму этих знаний надо взять так, чтобы коммунизм не был бы чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что каждым продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования. Делегат съезда Н. КОПТЕВ. Для нас, овеянных пороховым дымом делегатов Северного Кавказа, где еще полыхало пламя Гражданской войны, призыв Ильича «учиться коммунизму» прозвучал неожиданно…Для этого зала, думается, самым близким, доступным, убедительным образцом научного синтеза человеческих знаний будет самый сложный образец – марксизм. Проанализируйте то, что вы читали и слышали о развитии Коммунистической теории, приглашает Владимир Ильич, и вы придете к неизбежному выводу: Маркс опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме. Именно при помощи того, что дала прежняя наука, он мог исследовать пути восхождения человеческого общества и доказать неизбежность развития капитализма, ведущего к коммунизму.
Каждый сидящий в зале понимает, что таким же убедительным образцом является учение, история жизни и борьбы самого Ильича. И каждый собственным опытом сознает: для ленинцев познание, теория – не самоцель, они владеют и самим методом претворения марксистской науки в жизнь. Каждый с готовностью воспринимает настоятельный ленинский наказ:
—…Превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы.
Делегат съезда И. ИСАЧЕНКО. Эта идея по ходу выступления В. И. Ленина все больше облекалась живой плотью, становилась для нас более доступной и понятной. Ленин говорил нам о задачах хозяйственного возрождения всей страны, о реорганизации, восстановлении и промышленности и земледелия на современной технической основе…
Последнее слово технической науки концентрируется для Владимира Ильича в образе электричества. Пока еще план электрификации окончательно не сложился, но работа над ним завершается, остались считаные недели до того, как соберется VIII съезд Советов и примет план ГОЭЛРО. Но уже глубоко заботит практическая реализация этой «второй программы партии». В лице молодого поколения видится Ильичу грядущая армия электрификаторов; сегодня уже молодые должны усваивать, как технически приложить электричество к промышленности и к земледелию.
Рисуется мощная картина преобразующего труда, когда единый, монолитный, многомиллионный коллектив работает по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку. Союзу коммунистической молодежи Ленин отводит место ударной группы, «которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин».
Делегат съезда К. ЛИЧНОВ. Мы как бы заглянули вместе с Лениным в будущее, в завтрашний день молодых рабочих, крестьян, близкой нам интеллигенции. Он раскрыл глубокий смысл работы комсомола, показал, как воспитывается человек нового типа…
Все дело воспитания, образования и учения молодого поколения, по мысли Ленина, должно вести к утверждению коммунистической морали, коммунистической нравственности. Чтобы определить ее содержание, Ленин предлагает исследовать сами истоки общественной морали: она всегда носит классовый характер, каким бы «велением бога», какими бы «идеалистическими или полуидеалистическими фразами» ее ни прикрывали. Для нас, подчеркивает Владимир Ильич, нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. Тут, как на оселке, испытываются твоя цель и характер твоего союза: защищаешь ли ты интересы рабочих и крестьян? Помогаешь ли в черной работе или предпочитаешь иждивенчество? Привлекаешь ли их личным примером или отталкиваешь?
Коммунистическая идейность – сама сердцевина новой морали – вбирает в себя целый комплекс человеческих достоинств. Это – глубокое осознание смысла и цели жизни, одухотворенность великой идеей, революционный романтизм, пафос борьбы, искрящаяся жизненная активность, естественный энтузиазм… Это – принципиальность, честность, человеколюбие, благородство, беззаветная преданность делу партии, непримиримость к врагам революции… Многое вбирает в себя понятие коммунистической идейности. Открывая широкий простор благородным человеческим проявлениям, коммунистическая нравственность предлагает в качестве жизненного руководства принцип высшей справедливости – благо людей труда. Новая мораль утверждает себя в борьбе с пережитками, рецидивами старой морали. Аморализм эксплуататорства может принимать самые безвинные формы, но от этого не перестает быть грабежом чужого труда. Владимир Ильич предлагает схему для анализа: еслй я беру себе известный кусок земли, возделываю на нем вдвое больше хлеба, чем нужно мне, и излишками спекулирую – разве я тогда поступаю как коммунист? Нет, как эксплуататор и собственник… Если я имею свое местечко, как врач, инженер, учитель, служащий, и, потворствуя, угождая власть имущим, сохраняю свое местечко да еще норовлю пробиться – разве это нравственно? Нет. Такой психологии и такого настроения у коммуниста быть не может.
Новое, коммунистическое воспитание, разъясняет Владимир Ильич, должно состоять не в обольщении молодежи усладительными речами и правилами о нравственности, а в борьбе против эксплуататоров, против эгоистов и мелких собственников, против той психологии, тех привычек, которые говорят: я добиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела.
Коммунистический союз молодежи только тогда оправдывает свое звание, что он есть Союз коммунистического молодого поколения, если он каждый шаг своего учения, воспитания, образования связывает с участием в общей борьбе всех трудящихся против эксплуататоров.
Сформулировав основные задачи молодежи, желающей научиться коммунизму, Владимир Ильич отвечает и на вопрос, как этому учиться. Только организуясь и сплачиваясь, объединяя все подрастающее поколение, отдавая свою работу, свои силы на общее дело…Делегат съезда И. ЕРМАКОВ. 29 февраля 1920 года Красная Армия освободила Ставрополь и прилегающие к нему районы от белогвардейских банд… А спустя месяц – 30 марта – состоялось первое организационное собрание молодежи города, на котором были созданы комсомольская организация и оргкомитет РКСМ. Несколько позднее меня избрали председателем Ставропольского горкома комсомола. До этого я работал кузнецом,’ опыта руководства организацией, конечно, не имел и очень смутно представлял свои обязанности… Простые, задушевные слова Ильича глубоко проникали в наши сердца и вызывали горячий отклик…
Основываясь на первом опыте молодежных организаций, Владимир Ильич дает предметные, самые жизненные и в то же время масштабные задания:
объединимся и пойдем в деревни, чтобы ликвидировать безграмотность;
возьмем под свою опеку пригородные хозяйства, чтобы помочь в снабжении населения необходимыми продуктами;
покажем примерную работу на коммунистическом субботнике;
обеспечим чистоту в своей деревне, в своем квартале;
организуем отряды молодых людей для помощи старым, больным, нуждающимся в нашей заботе семьям… Не бояться, не чураться никакого труда, как бы он ни был грязен и труден, а исполнять его образцово, примерно, как того требует коммунистический порядок. Только в такой работе молодой человек или девушка превращается в настоящего коммуниста.
Делегат съезда А. МИЛЬЧАКОВ. В наше сознание вкладывалась гениально простая мысль о том, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную конкретную задачу строительства коммунизма. Нам говорил Ленин, говорила партия: в небольшой будничной работе ты должен видеть великую цель…
Владимир Ильич убежден: помере того, как молодежь будет практически решать задачу общего труда, по мере того, как будет развиваться коммунистическое соревнование и молодежь будет доказывать, что она умеет объединить свой труд, — по мере этого успех коммунистического строительства будет обеспечен. Так решающим образом связывается жизнедеятельность юного племени коммунистов с будущим страны. Предсказывая наступление эры коммунизма, Владимир Ильич от лица пятидесятилетних революционеров как бы передает эстафету поколению пятнадцатилетних, которое должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества.
Делегат съезда В. БОГДАНОВ. Нас буквально потрясла убежденность Владимира Ильича в том, что именно из нас, совсем еще молодых, малообразованных и малознающих тогда, вырастут в конце концов настоящие строители коммунизма. Нет убедительнее доказательств мудрости ленинского провидения, чем сама славная семидесятилетняя история строительства новой жизни, чем во сто крат возросшие когорты комсомола, чем поражающие своей силой и чистотой духовные ценности, обретенные поколениями. К моменту созыва Третьего съезда комсомола Николаю Островскому минуло шестнадцать. Организовав ячейку, он уходит сражаться в отряды Котовского. Клинком и свинцом прошла юность через гражданскую войну – за каждую победу, за каждый урок революции заплачено кровью. Не менее жестока и война с разрухой. Можно с уверенностью сказать: корчагинская узкоколейка стала нелегким прологом к БАМу. Социализм вырастал вместе с юным поколением Октября, запечатлевая все приметы его мужания. Днепрогэс и волжский Тракторострой, Магнитка и Комсомольск, Турксиб и Метрострой – это ведь не просто титульный список масштабных объектов. Это и вершины социальной, духовной зрелости Союза молодежи. В то время как Николай Островский, поведав пламенную историю Павки Корчагина, перевернет первые страницы биографии комсомола, жизнь заполнит ее новые главы, откроет новых героев. Комсомолец Макар Мазай пойдет уже на штурм мирового рекорда плавки стали, Паша Ангелина выведет в поле первую в стране комсомольскую бригаду девушек-трактористок. В год ленинского призыва, когда Островский получит партбилет большевика, родится Александр Матросов, которому, как и миллионам его сверстников, выпадет нести корчагинскую эстафету на самом тяжком отрезке пути – через фронты Отечественной. В сорок третьем, когда не станет Матросова, за парту сядет Юрий Гагарин. Комсомольский билет и рабочую профессию он получит в пору послевоенного возрождения, когда страна поднималась из руин, приступала к грандиозным новостройкам, открывала богатейшие кладовые недр. С началом целинного штурма он уже поднимется в первые тренировочные полеты… К моменту, когда Гагарин переступит порог Вселенной, в комсомол придут уже те, кому предстоит осваивать Самотлор, прокладывать БАМ, пускать КамАЗ, возводить «Атоммаш».

…Каждое новое поколение молодых перечитывает замечательную страницу великого ленинского наследия новыми глазами – глазами своего времени и непременно находит мудрый совет в решении самых жизненных своих проблем. И в то же время всматривается взором тех первых шестисот, что затаив дыхание слушали живое слово Ильича на Третьем съезде, всматривается, чтобы по Ленину сверить точность своего исторического маршрута.

Другие материалы номера