Сообщества приближаются к идее справедливости и определяют элементы, которые поддерживают принципы взаимоотношений между их членами. Таким образом, мы видим, как современное либеральное общество устанавливает в качестве аксиологической ценности свободу личности на собственность и накопление, хотя неограниченная и неизбежная приверженность этому принципу вредит остальной части общества. Это один из способов взглянуть на мир, однако не единственный.
Боливарианская революция отличается чувством равенства и защиты подавляющего большинства, необходимостью бороться с алчностью капитализма (что, в свою очередь, унижает достоинство тех, кто не принадлежит к небольшой группе, которая обитает на вершине священного рынка). Мы принимаем это видение как национальную политическую организацию, представленную в мышлении и действиях одного человека: Уго Чавеса. Самоотверженность Команданте, его мышление и политические действия позволяют нам четко усвоить эту идею. Теоретическая и идеалистическая абстракция материализуется в конкретном человеке с ценностями и действиями, которые не отклоняются ни на миллиметр от его цели. Четко последовательной.
В глобальном революционном мышлении октябрь предоставляет нам возможность вспомнить взаимные отношения между идеей и человеком. Октябрь озаряет современных венесуэльцев народной победой Команданте Чавеса в 2012 году и его героической избирательной кампанией, несмотря на страдания от непредвиденной болезни. Эта грандиозная попытка сохранить мир и суверенитет своей Родины запечатлена на фотографиях того незабываемого закрытия кампании под проливным дождем 4 октября того же года.
С начала XX века каждый октябрь мы вспоминаем, с одной стороны, переломный момент, который сделал реальностью правительство подавляющего большинства: большевистскую революцию под командованием Владимира Ильича Ульянова (Ленина). А в измерении личности и силы каждое 8-е число этого месяца мы вспоминаем подвиг нового латиноамериканца. Эрнесто Че Гевара олицетворяет главные достоинства и чувства, воплощающие революционную мечту в Нашей Америке.
25 октября 1917 года по юлианскому календарю, действовавшему в России в то время, или 7 ноября по западному времяисчислению, большевистская революция под руководством Ленина достигла в результате тяжелой борьбы со стороны низших классов прихода к власти и формирования первого правительства вопреки буржуазной либеральной гегемонистской логике. Победа Советов и российского народа вывела на мировую арену новый взгляд на правительство и, в особенности, на распределение ресурсов, составляющих общее богатство нации: суть классовой борьбы.
Ленин поместил дискуссию в практическую плоскость, в сферу контроля над средствами производства, с помощью которых изготавливаются товары, услуги и богатства для всей страны. Советский лидер боролся против устоявшейся идеи о том, что буржуазия должна управлять государством и экономикой, потому что только ее члены на это способны. Таким образом, возник новый подход к государственным делам, который подразумевает самопризнание народа и класса трудящихся как гарантов новой расстановки сил в обществе. Ленин говорит нам:
«Одна из самых главных задач теперь, если не самая главная, развить как можно шире этот самостоятельный почин рабочих и всех вообще трудящихся и эксплуатируемых в деле творческой организационной работы. Во что бы то ни стало надо разбить старый, нелепый, дикий, гнусный и мерзкий предрассудок, будто управлять государством, будто ведать организационным строительством социалистического общества могут только так называемые «высшие классы», только богатые или прошедшие школу богатых классов».
«Борьба со старой привычкой – смотреть на меру труда, на средства производства с точки зрения подневольного человека: как бы освободиться от лишней тяготы, как бы урвать хоть кусок у буржуазии, эта борьба необходима. Эту борьбу уже начали передовые, сознательные рабочие, дающие решительный отпор тем пришельцам в фабричную среду, которых особенно много явилось во время войны и которые теперь хотели бы относиться к народной фабрике, к фабрике, перешедшей в собственность народа, по-прежнему с точки зрения единственного помышления: «урвать кусок побольше и удрать». Все, что есть сознательного, честного, думающего в крестьянстве и в трудящихся массах, встанет в этой борьбе на сторону передовых рабочих».
Мы можем критиковать многочисленные процессы, политику и недостатки надстройки СССР, но было бы абсурдно отрицать, что его проект политического и социального строительства отвечал самой сути потребностей подавляющего большинства. Это не пропаганда. Если провести тщательный анализ показателей, отражающих благосостояние человека, станет очевидно, что ожидаемая продолжительность жизни граждан Советского Союза всегда была выше среднемировой, в этом смысле можно констатировать, что детская смертность снизилась, а средний рост его жителей увеличился; в области образования снизился уровень неграмотности, увеличилось число населения, охваченного школьным образованием; что касается питания, то уровень потребления калорий и белка на душу населения был намного выше того, что отражала статистика, представленная Западным блоком, и, наконец, уровень неравенства снизился, а распределение богатств среди населения стало гораздо более справедливым.
Чтобы подробно рассмотреть эти элементы, которые мы поверхностно наметили, рекомендуем изучить работу «Уровень жизни в Советском Союзе». Там приводятся подробные доказательства того, что подход социалистического правительства направлен на удовлетворение основных потребностей людей.
Эти неоспоримые факты обретают форму угрозы капиталистической системе, которая действует с противоположной стороны: она следит за интересами самых могущественных, укрепляет систему неравенства, оправдывая ее странной идеей социального дарвинизма, способствует непропорциональному накоплению, порождая голод и страдания для подавляющего большинства общества, относится к основополагающим для жизни сферам, таким как здравоохранение, образование и питание, как к товару. Можно еще долго продолжать этот длинный список варварств, отрицающих гуманизм в угоду рынку. Капитализм – это Каин человеческого братства.
Ответом капитализма и Западного гегемонистского блока была и есть атака на противоположную модель при помощи лжи, дезинформации и коварной пропаганды относительно настойчивого и очевидного поиска справедливости в том начальном социалистическом опыте. Вся империалистическая система коммуникаций (кино, телевидение, пресса, публикуемые мнения) работала на дискредитацию альтернативы, которая искала более справедливый мир посредством сознательного и солидарного человека.
Полуправда, создание несоразмерных мифов, фальсификация данных – это ежедневная деятельность корпоративной фабрики капиталистических СМИ. Крах Советского блока как следствие его собственных ошибок и конфронтации на вражеской конкурентной территории в ходе холодной войны не остановил машину клеветы, которая не прекращает действовать и по сей день. Идея мира равенства для всех людей ужасает владельцев мирового капитала.
Еще одна важная веха октября касается Эрнесто Гевары де ла Серны как эталона достоинства и нерасхождения слова и дела. Когда Фидель Кастро выдвинул его в качестве архетипа и образца нового человека, это не было случайно. Эта идея подкреплялась прямой и последовательной жизненной траекторией. Его дух борьбы и самопожертвования является образцом для всех нас, кто стремится построить более справедливый мир, мир равенства и счастья. Это другое измерение революционной утопии, которая берет за основу борьбу того, кто воплощает в жизнь свои главные способности.
Если и есть что-то, что характеризует Че, так это его непоколебимая верность революционному делу. В книге Игнасио Рамоне «Фидель Кастро. Моя жизнь. Биография на два голоса» лидер кубинской революции, друг, командующий и товарищ Эрнесто размышлял о тех качествах, которые заставляли его исполнять любое дело, даже если оно было непосильным для него. Он вспоминает тренировки в Мексике, когда они готовились к партизанским действиям, которые состояли в восхождении на вершину вулкана Попокатепетль высотой более 5000 метров, покрытого вечными снегами. Че был астматиком, и эта задача была для него непосильной. Вот как рассказывает Фидель:
«Он так и не побывал на вершине Попокатепетля. Однако Че снова отправлялся, чтобы совершить очередную попытку, и, наверное, его всю жизнь не покидало желание покорить Попокатепетль. Че прилагал героические усилия, хотя добраться до манящей вершины ему не удавалось. В этом проявился характер Че. Можно составить представление о его духовной силе и целеустремленности».
Его убийство в боливийских джунглях было разработано в лабораториях ЦРУ в качестве оружия сдерживания революционной лихорадки, распространившейся по латиноамериканским прериям. Вновь появилась клевета против образа героического партизана, пытающаяся подорвать его мятежный и незапятнанный образ самыми нелепыми аргументами, не имеющими ничего общего с правдой. Но как сказал Че: «Где бы ни застала нас врасплох смерть, примем ее с радостью – лишь бы этот наш боевой клич сумел дойти до чьих-то ушей».
Эффект был совершенно противоположным: жертва и неподкупный образ Че стали путем к подтверждению убежденности латиноамериканских народов в поисках справедливости и равенства. Его пламенные, неугасаемые речи в защиту достоинства народов, соответствие между его словами и делами являются частью освободительной традиции континента, они входят в состав топлива, которое поддерживает огонь нашей борьбы.
Для Боливарианской революции и всеобщих освободительных процессов октябрь – время размышлений и надежды. Социалистические проекты XXI века должны знаменовать будущее. Детерминистские попытки либерализма положить конец эволюции человеческого сознания тщетны. Дело не только в том, что не все было сказано, а скорее в том, что почти все еще предстоит сказать и создать в новом человечестве, с новыми женщинами и мужчинами, о которых мечтал Че.
Надвигается глубокое изменение эпохи. Она будет зависеть от исхода этого этапа борьбы между угнетением и освобождением, человечеством и корпорациями, цветком и ядерным оружием, жизнью и смертью, улыбкой и ничем. Классовая борьба, как и время, не останавливается, по крайней мере пока. Перефразируя Освободителя: мы многого ожидаем от этой решающей схватки и этих времен – ее огромное нутро, полное сложных противоречий, содержит в себе больше надежд и побед, чем прошлые события и поражения. И мы уверены, что будущие чудеса должны намного превзойти прошедшие.
Мы всегда победим!