Символ нашей Победы

Нынешний ноябрь совпал с 75-летием нашей Великой Победы. Он оказался символическим и для воинов, героически сражавшихся под Сталинградом.
19 ноября 1942 г. мощнейшим ударом 3500 орудий и минометов, обрушивших на позиции противника тонны металла, началось наше контрнаступление, решившее исход битвы и ставшее началом коренного перелома в Великой Отечественной войне и во всей Второй мировой.
А 19 ноября 1944 г. этот день был учрежден как праздник Дня советской артиллерии.
Состоялось это историческое контрнаступление не только благодаря сплоченности, умелыми действиями наших войск 62-й Армии под командованием выдающегося военачальника, впоследствии почетного гражданина города-героя Василия Ивановича Чуйкова, но и мужеству каждого сражающегося здесь воина, несокрушимая сила которых, величайшая моральная стойкость, массовый героизм и воля стали легендарным подвигом не только в нашей стране, но и во многих странах мира, где именами Сталинграда назывались улицы и города. Об этом много написано и сказано. Этот подвиг стал величайшим в нашей истории.

***

Фашисты дотла разрушили Сталинград. Ни одного целого дома не осталось. Шла жесточайшая битва за каждый дом, этаж, лестничный марш.
Рядом с руинами мельницы, в жилом четырехэтажном доме, названном позднее Домом Павлова, группа воинов из 24 человек, среди которых были представители девяти национальностей, самоотверженно отбили многочисленные атаки противника.
Жестокий бой вели все рода войск. Впереди всегда были коммунисты и комсомольцы. Среди них Матвей Путилов, который обеспечивал связь. Она была важнейшим средством управления боем – особенно в условиях города. Когда парень вышел на линию и нашел повреждение связи, вражеской миной он был тяжело ранен. Зажав провод зубами, Матвей умер, но связь обеспечил.
Прозвучал сигнал – и бойцы ринулись в атаку. Но вдруг из вражеского дзота хлестнул пулеметный огонь. Командир отделения девятнадцатилетний комсомолец Николай Сердюков, понявший, что промедление грозит гибелью его товарищам, бросился к амбразуре дзота, закрыл ее своим телом – и вражеский пулемет замолчал.
Атаки воинов бесстрашно поддерживали артиллеристы. Один из них, Гавриил Дмитриевич Протодьяконов, потерял весь расчет. Оставшись у полуразбитой пушки единственно уцелевшим, он продолжал прямой наводкой расстреливать фашистов.
Нелегкой была победа, но она была! 
Своей жизнью утверждал ее и морской пехотинец Михаил Паникаха. На его окоп двигались танки, а он уже израсходовал все гранаты. Остались две бутылки с горючей смесью. Матрос размахнулся, целясь в ближайший танк. И в этот миг пуля разбила бутылку, поднятую над головой. Факелом вспыхнул воин. Но адская боль не затуманила сознания. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом, и все увидели, как горящий человек, выскочив из окопа, вплотную приблизился к фашистской машине и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Огромная вспышка огня и дыма поглотила героя вместе с подожженным им танком. 
Геройски сражался и командир танкового батальона капитан Михаил Нечаев. Пять наших танков ринулись в бой против 16 вражеских. В жесточайшем бою запылали семь вражеских машин, из которых три подбил Нечаев. Когда фашистам удалось поджечь «тридцатьчетверку», капитан повел ее в последнюю атаку, настиг фашистский танк и протаранил его.
Стремительная атака, прорыв советских танков, неудержимой лавиной, огнем и гусеницами уничтожающих живую силу противника, завершила рассечение вражеских войск. 
Помогли этому и бойцы дивизии Николая Филипповича Батюка, которые прибыли на правый берег и вступили в бой за месяц до решительного ноябрьского контрнаступления – в сентябре 1942 года. Многие из бойцов были коммунистами и комсомольцами.
Дивизия словно вросла в отроги кургана и сражалась до светлого часа Победы. Ее командир Батюк, человек непреклонной воли и большой храбрости, с ярким командирским талантом, прибыл в Сталинград подполковником, а уехал после разгрома армии Паулюса генералом.
Оба командира были коммунистами.
Чудеса героизма совершали и летчики. Когда фашисты подбили наш самолет, пилот сержант С. Рогальский не искал спасения. Он погиб, повторив подвиг Н. Гастелло, направив свою горящую машину на танковую колонну врага.

Доброй славой пользовался в этой битве и комсомолец летчик Михаил Баранов – его знал весь Сталинградский фронт. Он был человеком несгибаемой воли и характера. В первые месяцы войны сбил несколько фашистских самолетов и заслуженно считался асом в своем полку. Был награжден двумя орденами Красной Звезды. 
В середине июля 1942 г., когда немцы подступили к Сталинграду, в районе станции Тингута четыре самолета звена Михаила вели бой против 25 мессершмиттов и юнкерсов. Сам Баранов сбил два мессера, а когда у него кончился боезапас, пошел на воздушный таран и правой плоскостью своей машины ударил по стабилизатору вражеского самолета. Тот, потеряв управление, упал на землю. Михаилу же удалось посадить свой Як. 
В другом бою он был тяжело ранен. Выбросился с парашютом на занятую немцами территорию, добрался до деревни, где ему помогла добрая женщина. Она его укрыла, перевязала раны, накормила и подсказала, как перебраться к своим. 
После лечения в госпитале он вернулся в свою часть. На приготовленной для него крылатой машине Михаил увидел нарисованные звезды, говорящие о количестве сбитых им вражеских самолетов, а на фюзеляже надпись: «Гроза фашистов – М.Д. Баранов». 
Он совершил 285 боевых вылетов, провел 85 воздушных боев, сбил 24 немецких самолета, из них шесть уничтожил на земле и восемь – в составе группы.
Когда летчик поднимал свою машину в небо, немцы предупреждали: «Внимание: в воздухе русский ас Баранов!»
О подвигах этого аса написала его землячка из Ленинградской области Л.Г. Ларионова.
Михаил погиб 17 января 1943 года. Его самолет не вышел из пике и упал недалеко от аэродрома. Парню было 22 года. 
А еще в августе 1942 г. указом правительства ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Михаил, как и многие герои-сталинградцы, на Мамаевом кургане, а его имя навечно зачислено в списки 9-го Краснознаменного Гвардейского истребительного авиаполка.
Хорошо знал Сталинградский фронт и знаменитого снайпера В.Г. Зайцева. Уничтожая орудия и пулеметы врага, он смело вступал в боевые поединки с немецкими снайперами. Более 300 гитлеровцев уничтожил в уличных боях стрелок. Попал ему на мушку и руководитель немецкой снайперской школы, приехавший со специальным заданием – уничтожить нашего воина.
Десятки раненых бойцов вынесли с поля боя и спасли комсомолка Аня Бесчастнова и ее подруги, не уступающие в храбрости мужчинам. 
Смертью храбрых пали многие комсомольцы и коммунисты. Парторганизация 62-й армии потеряла в августе–сентябре 1942 года 6629 коммунистов. Но на место павших становились новые. «Хочу идти в бой коммунистом!» – тысячи заявлений с таким желанием поступали в парторганизации на переднем крае. В полуразрушенном блиндаже перед самой атакой молодому бойцу вручали партбилет. Только на Сталинградском фронте в период жесточайших боев в июле–октябре 1942 года коммунистами стали 20 263 бойца и командира. Как у поэта А. Межирова:
Я пригнусь и рванусь
По зазубренной кромке огня.
Если я не вернусь,
Коммунистом считайте меня!

Ну а как же иначе? Это было поколение, которое выпестовал и взрастил Великий Октябрь, поколение высокой духовности и красоты, готовое к подвигу во имя Советской Родины, даже если он требовал такой высокой цены, как жизнь.
Могучий натиск техники и людей, вооруженных сознанием правоты своего дела, увенчался соединением наших частей 62-й и 21-й армий, которое произошло 26 января 1943 года. Этим ударом наши армии расчленили группировку немецко-фашистских войск, окруженную в Сталинграде, на две части: северную – в районе заводов Тракторного и «Баррикады», и южную – в центре города. 
Первым прорвался и вышел навстречу 62-й армии танк Т-34 №18 «Челябинский колхозник». Назван он был в честь уральских трудовых коллективов, внесших свои сбережения на строительство танковой колонны. 
Ничего не жалели советские люди во имя Победы, самоотверженно трудясь в тылу и сражаясь на войне! И ее одержали под Сталинградом! Эта Победа решила исход всей битвы с гитлеровскими захватчиками. 
Она оплачена великим подвигом советских людей, многие из которых, в том числе и сталинградцы, удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них немало и коммунистов.

***

Понятно, что этот факт и эта тема не нашли своего отражения в нынешнем буржуазном кинематографе, насквозь пронизанном коммерцией.
За 30 лет, а не только в год 75-летия Великой Победы, в рыночной России не создано ни одного сколько-нибудь значительного фильма о героике народа в Великой Отечественной войне, равного своей правдивостью и художественными достоинствами таким советским картинам, как: «Великий перелом», «Бастионы просят огня», «О Сталинградской битве», «Живые и мертвые», «Они сражались за Родину», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «В бой идут одни старики», «Освобождение», «Офицеры», «Чистое небо», «Бой после победы», «Их знали только в лицо», «Улица младшего сына», «Дума о Ковпаке», «Зоя», «Бессмертный гарнизон» – о подвиге защитников Брестской крепости, «Если враг не сдается» и многим еще.
В них показывались сила характера, высота духа советского человека. 
Но нынешним буржуазным кинодельцам видеть это неинтересно. Их больше восторгает современная кинопродукция, нередко копирующая худшие голливудские образцы. И эти «шедевры» ставят выше даже советских фильмов.
Ну тут всё ясно, если учесть, что за годы так называемой рыночной реформации, в том числе и культурной, при «свободе и демократии» расплодилось множество самозваных «экспертов», безграмотных исследователей и иных борзописцев, а также кинодельцов, произвольно трактующих, а часто и ради политического заказа, любые факты о войне и нашей победе. 
И тогда появляются не только их беспрерывное трепачество на каналах телеящика и в СМИ, но и такие фильмы, как «Штрафбат», «Сволочи» и прочие лживые поделки о войне со сквозной ненавистью ко всему советскому.
Не перестают их плодить и ныне – даже в год 75-летия Великой Победы. 
И часто в телеящике на протяжении одного и того же времени вещания разные фильмы предлагают телезрителю по-разному толкующие фильмы о войне и Победе.
И это несмотря на заверения президента, что любые искажения правды истории будут пресекаться, и несмотря на принятие закона об этом.
Но лукавство и лицемерие власти, проступающие всё явственнее, нельзя скрыть от телезрителей – от народа. Об этом еще раньше написал постоянный автор газеты О. Джигиль. Он верно подметил, что нынешние теледеятели, отбирая для своих программ советские военные фильмы, блокируют или, насколько возможно, придерживают те из них, где в яркой форме раскрываются базовые ценности социализма, всенародная готовность воинов отстаивать свою советскую Родину, где боевой клич «За нашу Советскую Родину!», а еще и «За Сталина!» они произносят с потрясающей зажигающей убежденностью, где коммунисты на фронте и в тылу подают примеры доблести и бесстрашия. 
Такие картины отодвигаются на задний план – на задворки телеящика. Их показывают в основном ночью. 
Зато лучшее время отдано, как всегда, уголовно-криминальной хронике, нескончаемым полицейским боевикам, новостным событиям на Украине и за рубежом.
При этом клевета на социализм даже из уст известных политиков и политологов, не говоря уже о завзятых либералах-вещунах, не умолкает.
Экономический кризис, которому не видно конца, обострил противоречия в обществе социальных контрастов. И это страшит идеологов режима, обреченного и потому особенно злобствующего, усилившего гонения на коммунистов, что особенно явственно сказалось во время сентябрьских выборов. 
Но трудовой обездоленный народ – и особенно те, кому дороги советские ценности, с этим не мирятся, хорошо понимая, что выход из тупика нынешней рыночной системы – в социализме. За ним и будущее. За него сражались и умирали сталинградцы, советские люди.

Другие материалы номера