Один из величайших ученых мира Дмитрий Иванович Менделеев должен стать знаменем и русским идеологом этого года. Все его суждения как светоча науки и публициста приобретают особую весомость и остроту, потому что президент Владимир Путин 25 декабря, в общем-то, с опозданием, подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий». Будто специально с опозданием – все бюджеты и конкретные планы давно сверстаны без учета этой «годовой акции». Будут ли теперь корректировать их, смещать какие-то акценты? Вряд ли. А ведь нужны новые, самостоятельные, не подражательные шаги в прорывных новациях, в популяризации науки и информационных технологий, не делая из последних панацею от всех российских бед.
Наконец-то корпорацию Роснано освободили от бесплодного руководства Анатолия Чубайса – последний штрих многолетнего паразитирования на науке. Однако как нам утерли нос: сотрудники Национального исследовательского центра нанотехнологий Билькентского университета (UNAM) в Турции, которые разработали диагностический прибор, позволяющий обнаруживать коронавирус за десять секунд! А какую нанотехнологию внедрили чубайсовцы в разгар пандемии?
Этим же указом президента сопредседателями организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий назначены заместитель председателя правительства Чернышенко Д.Н. и помощник президента Фурсенко А.А. Последний прославился тем, что на сгинувшем молодежном форуме «Селигер» заявил:
«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
С такой программой образовательное сообщество его не воспринимало, система начала деградировать и, судя по всему, президент вынужден был его убрать с поста министра, но преемники, похоже, продолжали выполнять ту же задачу, и сам он неустанно верховодил в этой сфере. Классическое российское вузовское образование раздробили на бакалавриат и магистратуру. В результате чего абсолютное большинство молодежи в России превратилось сегодня в обладателей корочек о неполном, по сути, высшем образовании. Именно для этого протащили к нам западную Болонскую систему и навязали ЕГЭ, практически ликвидируя тем самым качество и статус классического русского образования. К общим бедам и управленческим провалам российского образования теперь добавилась пандемия и дистанционка, к которой оба реформированных министерства – образования и науки – оказались не готовы. И российское просвещение впало в клинический анабиоз.
Министр просвещения Сергей Кравцов в интервью телеканалу «Россия 24» в разгар первой волны, 20 апреля, твердо пообещал: к началу учебного года российские министерства просвещения и цифрового развития, связи и массовых коммуникаций выпустят платформу для видеосвязи, аналогичную Zoom, мол, разрабатываем новый продукт отечественный «Цифровая образовательная среда». Очнулись под разговоры о внедрении новых технологий! Как медленно, вторично (по типу Zoom). И все равно пшик! Где Роснаука и минцифры? Теперь ясно: Владимир Путин, скажем так, опять не угадал с министрами просвещения и образования. Осеннюю волну пандемии мы, преподаватели, встретили на том же уровне, хоть и с личным опытом, с привычными ухищрениями по поговорке «Голь на выдумки хитра». Но на государственном уровне проблему технологического и методического обеспечения решить не удалось: преподавателей для «усовершенствования» лишь заставили переписывать программы – 3+ и 3++. Страшно подумать, что было бы, если бы не стало Зума, придуманного американским китайцем… Вы хоть совесть-то поимейте, чинуши, докладывающие президенту: «Мы справились!»
В канун нового года 53% родителей заявили о беспрецедентном отставании учеников по образовательной программе. Они винят в этом удаленку. Каждый пятый опрошенный считает, что учителя не готовы проводить занятия дистанционно. К тому же в Сети стало популярным обращение мамы пятерых детей с медалью «За материнскую доблесть», в котором она жалуется, что ушла с работы, но не справляется – у нее нет столько комнат, гаджетов, программ, потому что, повторяю, не создана единая платформа! В опросе участвовали 3 тыс. человек – около 1,6 тыс. директоров школ и 1,4 тыс. родителей. Исследование охватило 65 российских регионов. Директора учебных заведений пытаются погасить панику: 47% опрошенных руководителей заявили, что в этом году отставание школьников минимальное, а каждый пятый (22%) утверждает, что его ученики вообще не отстают от программы. Как видим, даже за такие зарплаты лишь пятая часть директоров убаюкивает родителей и начальство. Как тут не вспомнить другое высказывание Менделеева: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Оно ускользает.
Другой сопредседатель, Дмитрий Чернышенко, является заместителем премьера по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта. Необъятная и важнейшая сфера! Начало года ознаменовалось новыми потрясениями – от вводимых локаутов и борьбы за вакцины до «киргизинга в США» – взятие протестующими конгресса. Все майданы и разрушения неугодных стран аукнулись на Капитолии. Справится ли с осложнившимися задачами друг премьера Мишустина со студенческой скамьи и сосед по дачному поселку? Сопредседатель еще в 90-е начал заниматься рекламой и прошел путь от дизайнера, делавшего компьютерную графику для роликов, до руководителя гигантского медиахолдинга и высокой должности в правительстве.
Во многих биографических справках на Дмитрия Чернышенко упомянут характерный факт: он является создателем первого рекламного ролика для финансовой пирамиды Сергея Мавроди МММ, сам рассказывал в интервью: «Пока учился в Станкине на программиста, освоил трехмерную графику – и нарисовал для МММ их первый рекламный ролик, получил за него сумасшедший для того времени гонорар 1500 долларов. Это мою карьеру и предопределило». Дай Бог, чтобы не определило общий подход к важнейшей сфере. С 2015 г. Чернышенко являлся председателем правления и гендиректором АО «Газпром-Медиа Холдинг». На сайте холдинга торжественно докладывается: «Под руководством Чернышенко компания укрепила позиции ведущего игрока на российском медиарынке и продемонстрировала двузначный рост доходов и более чем двукратный рост операционной прибыли. Существенно расширен бизнес: в состав холдинга входят 144 медиакомпании, в числе которых 9 федеральных телеканалов, 12 спортивных телеканалов, 17 тематических каналов, 10 радиостанций. В компании работают 8100 сотрудников». Могучий актив! Вопрос: как он использовался? Какую гражданскую позицию и национальную идею отстаивал? Ну для полного концентрированного ответа на этот вопрос включите «Эхо Москвы»… Кстати, после майдана на Капитолии радио не возопило о насилии со стороны полицейских, о подлом убийстве в упор не нападавшей на стражей порядка Эшли Бэбитт – ветерана ВВС. Не говоря о других жертвах. Ну это же не Болотная…
***
Вернемся к российскому образованию, которое подвергается разрушительным реформам не первый год. Однако объявленная пандемия коронавируса стала мощным катализатором процессов, запущенных уже давно. Школа знаний должна превратиться в школу навыков, заявил новоявленный гуру цифровизации всея Руси Герман Греф. Вот как выглядит школа его мечты, которую он увидел в США и теперь намерен переформатировать российские школы именно под такой шаблон. В этой волшебной школе, по Грефу… «Выкинули знания. Над знаниями работают только сами ученики. В школах практически нигде нет столов. У каждого ученика есть самый дешевый компьютер. База данных со всеми электронными учебниками, – восторгается незнамо чему Греф. – Какое в этой школе место занимают учителя? Почти никакого, так как отслеживанием посещаемости, работы на уроках и проверкой знаний занимается система искусственного интеллекта, включающая камеры слежения, компьютеры и другое оборудование». Учитель здесь играет роль, скорее, надсмотрщика. Теперь становится понятно, почему наши власти легко готовы передать весь процесс обучения детей в руки студентов вместо опытных и отстраненных учителей из «группы риска». Для того чтобы быть надсмотрщиком, не надо обладать ни знаниями, ни умением передавать эти знания детям, ни талантом воспитателя.
Чтобы новые «педагогические» кадры исповедовали правильную идеологию, Герман Греф плотно занялся их подготовкой. В июле 2020 года благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и семь педагогических вузов России – среди них Московский городской педагогический университет, Институт педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и несколько региональных вузов – объединились в консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании» для разработки «технологий выращивания личности» и подготовки нового поколения учителей.
Среди тех, кто будет определять стратегию действий консорциума, значится член экспертно-стратегического совета фонда Исаак Фрумин, научный руководитель Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ). Он же по совместительству долгое время являлся представителем Всемирного банка в области образования. К 2025–2030 гг. планируется полный переход к цифровой школе. Во главе этих преобразований – прозападная Высшая школа экономики, Московская школа управления, фонд «Сколково» и Агентство стратегических инициатив под руководством Грефа. По сути, они представляют финансовый бизнес, тесно связанный с мировой финансовой олигархией. Плюс реализуются интересы мировых цифровых корпораций-гигантов. Почему в стране Ушинского, Макаренко, Сухомлинского будущим образования занимаются Греф и Фрумин?
Весь год, конечно, мы будем слушать про чудеса искусственного разума как заменителя разума природного. В ходе совещания по развитию искусственного интеллекта руководитель Сбера Герман Греф предоставил слово виртуальному помощнику банка Афине. Машина обратилась к лидеру РФ Владимиру Путину, притом с достаточно глупым вопросом: «Может ли искусственный интеллект стать президентом?». Президент красноречиво отреагировал на скользкий вопрос вращением глаз и многозначительной полуулыбкой, после чего наконец произнес: «Надеюсь, что нет».
И мы надеемся, что и Греф, сам какой-то искусственный, будет отодвинут от потуг на реформы образования и науки, от попыток преобразования человеческой жизни в роботоподобное существование. Тем более что его собственный опыт применения новейших технологий обернулся провалом и стал наглядным доказательством, что природный ум и талант – ничто не заменит.
На рубеже годов нас замучили новой рекламой Сбербанка, где с помощью искусственного интеллекта внедряется образ Жоржа Милославского, который говорит голосом Леонида Куравлева. Бестолковый ролик длится около полутора минут, но успевает надоесть. По сюжету Милославский попадает во времена Грефа, он удивлен, как все изменилось: Сбер теперь не просто банк, а целая экосистема. Жорж катается по современному городу на такси, оплачивает покупки прямо с телефона, заказывает еду и идет на концерт современного исполнителя. Неужели это поражает его больше, чем бросок в эпоху Ивана Грозного? Как бескрыло, по-грефовски! Реклама выпущена к Новому году, но люди, которые смотрят по всем каналам в каникулы фильм «Иван Васильевич меняет профессию», возмущаются и недоумевают. Если реклама – ностальгический ход для старшего поколения, то они просто в шоке, потому что прекрасно знают, что этот персонаж – мошенник и вор. Сбер такой же? Если реклама направлена на молодую аудиторию – это еще хуже, потому что наша молодежь вообще не смотрит телевизор, не ценит старые фильмы и подавляющее большинство даже не в курсе, кто такой Жорж Милославский. Чего делает этот тип в парике? Какому Шпаку он звонит? Грефовцы хотели показать, какие они крутые в плане прорывных технологий, а вышел пшик. Лучше бы они процентными ставками привлекли и качеством работы, а не пустыми тратами!
Самого Грефа, конечно, увещевать бесполезно, но высоким покровителям хочется напомнить слова другого немца: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя». Так выразился Отто фон Бисмарк, прекрасно знавший Россию. Эти слова можно взять как предупреждающий лозунг Года науки и технологий.