Доброй памяти, наш мыслящий читатель

За последний десяток лет мы получили от него из Воронежа сотни писем и сообщений. Иные сразу шли на газетную полосу, выкладывались на сайте или подсказывали тему. За свой читательский подвиг он уже в 2012 году был награжден Почетным дипломом. Даже воронежские политики интересовались: где это у них в столице Черноземья такой боевой корпункт «СР»? Зоркий, прямодушный, бесстрашный, он говорил в лицо свою правду и нынешним разрушителям страны, и бывшим политическим авторитетам. Это он укорял своего звездного однофамильца В.И. Долгих за потакание нынешней партии власти.

До последнего дня редакция ощущала пульс его жизни в электронной почте. Последнее письмо пришло в день кончины. Мы глубоко сострадаем, выражаем соболезнование сыну П.Н. Долгих – Игорю Петровичу, всем близким, нашим читателям, которые его глубоко уважали.

О чем думал, что хотел сказать нам Петр Николаевич в эти свои последние часы? Прислушайтесь к его мыслям из писем последней недели.

 

 

                                                                                     Редактор

***   

Из последних писем П.Н.Долгих

  Капитализм и безработица – близнецы братья. 

 Капиталистические преобразования в России, начатые в начале 1990-х годов прошлого века и продолжающиеся в настоящее время, ожидаемо привели некогда процветающее государство СССР к кризисной ситуации.

Власть имущие очень часто оценивают лишь экономический эффект безработицы в виде числа высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Понятно, что степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян, и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. Зная об этом российские буржуи не очень-то церемонятся с трудовыми резервами, продолжая банкротить стабильно работающие предприятия, массово выгоняя на улицу работников.

В начале 2020 года в России работали почти 72,4 млн человек. Пандемия, введенные ограничения и падение спроса вынудили предприятия сокращать штаты. В результате к маю число занятых россиян упало на 2 млн – до 70,04 млн человек. К декабрю, на фоне снятия основных ограничений и оживления деловой активности, число работников несколько подросло.

Работающее население сократилось в 67 из 85 российских регионов. Особенно снижение занятости проявилось в Мордовии, где в четвертом квартале численность работающих упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,4%. В Марий Эл спад составил 9,3%, в Карачаево-Черкесии – 8,22%, на Алтае – 8,2%. Так же значительно занятость в 2020 году упала в Дагестане (минус 7,71%), в Рязанской области (минус 7,7%), Коми (минус 7,3%) и Новгородской области (минус 7,2%).

В Крыму число занятых по итогам года оказалось на уровне 2019 года.

Всемирный банк ранее отмечал, что безработица в России в октябре 2020 года достигла 6,3%.

Это максимальная доля незанятых людей за последние восемь лет, таких цифр не было со времен рецессии после финансового кризиса 2008 года.

Вот они истинные результаты государственного переворота начала девяностых годов прошлого века и реставрации капитализма в России. Какие бы аргументы власти не выдвигали, объясняя причины роста безработицы в стране, они, как говорится, лежат на поверхности. Главной причиной безработицы является сам строй, при котором капитализм и безработица – близнецы братья. Наш бывший советский народ прекрасно помнит, что при социализме самого понятия безработицы не было. Наоборот была введена статья в Уголовный кодекс об ответственности за тунеядство уклоняющихся от работы лиц, потому что в созидающей стране не хватало рабочих рук. Да и неработающий человек по природе своей не может жить и развиваться.

Маниловщина – пустая, досужая мечтательность и фантазерство, начисто оторванное от реальной жизни. О ней вспоминают, когда речь заходит о бесплодных проектах, нереальных планах. Маниловщина стала синонимом либеральной, пустой болтовни, пассивно-благодушной реакции на все события жизни, беспочвенной мечтательности, лени, сентиментальности и прожектерства. Для нее характерна бездеятельность, заведомо несбыточные желания и беспечность. Корни маниловщины спрятаны в слабоволии и беспринципности.

Мечтательность означает, что человек создает какие-то ситуации в уме для своего наслаждения. И вот этот самый никчемный гоголевский герой стал для нынешних российских хозяев жизни путеводной звездой. Он для них является поистине руководством к действию, а маниловщина стала как-бы своеобразной национальной идеей в «новой» России. Ну разве объявленная тридцать лет назад борьба с коррупцией, бедностью, провозглашенные национальные проекты, наподобие «Стратегии-2020», мечта войти в пятерку наиболее экономически развитых государств, создать 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест не сродни маниловщине? А подобных обещаний пруд пруди.

И такая, с позволения сказать, политика пронизала насквозь всю вертикаль власти. Подражая своим маниловским поклонникам наверху, региональные руководители копируют их действия в регионах.

Если президент намерен протолкнуть Россию в пятерку наиболее развитых стран, то губернатор Воронежской области с учетом своего положения скромнее заявил: «Наша задача – войти в двадцатку промышленных регионов». Для этого нужно добавить 25% объемов производства.

Губернатор Александр Гусев рассказал о реализации проекта «Новая индустриализация региона», стартовавшего в 2020 году. Интервью с главой Воронежской области опубликовали в газете «Коммуна» в среду, 10 февраля. Наша задача – войти в первую двадцатку регионов, наиболее развитых в промышленном отношении. И задачу эту, как я считаю, необходимо выполнить в 2025 году. Нам нужно добавить в объемах промышленного производства более 25%. Сложно. Но выполнимо.

Губернатор объяснил:

– Есть такой красивый, на мой взгляд, термин, за которым очень важное направление: доращивание предприятия. Мы должны стимулировать небольшие предприятия к росту. Им, конечно, важно помогать со сбытом. Еще один большой резерв – индустриализация сельского хозяйства.

– У нас отличные результаты по производству зерновых (в 2020 году со-брали рекордные 6 млн т), но хлеб в Воронеже с 1 февраля 2021 года почему-то подорожал сразу на четыре рубля за буханку.

По животноводству. Конечно, молоко можно вывозить цистернами с территории области, но лучше, если его будут вывозить в виде глубокого переработанного продукта и с более высокой добавленной стоимостью. Кстати, в прошлом году и здесь поставили для себя рекорд – 1 млн т молока. Правда, не уточнил: молоко не из пальмового ли масла, которое я постоянно употребляю? А то странно как-то получается. Проехав летом по области, я не увидел ни одной коровы, а молока умудрились надоить 1 млн т. Это действительно чудеса.

– То же касается переработки зерна. Если мы будем из него извлекать белки, аминокислоты – это совершенно иной уровень технологий, другой продукт с другой стоимостью, – пояснил губернатор. А до этого власть имущие как будто об этом не знали. Они думали, что за бугор можно гнать только лес кругляк, сырую нефть и зерно. Это, по их разумению, дешево и сердито.

Александр Гусев добавил, что новое производство требует другого уровня работников:

– На этом месте человек за 20 тыс. рублей трудиться не будет. Тут нужен специалист высокой квалификации. А наша задача в рамках проекта индустриализации – сделать так, чтобы большинство создаваемых рабочих мест были высокопроизводительными и высокооплачиваемыми. В решении этих задач мы применяем проектный подход, он более результативен.

Видимо, под результативностью здесь имеется в виду громкое заявление президента о создании 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест, канувшее в лету, как и все другие подходы. Пока кроме обещаний никто конкретных результатов не видит. Да их при этом самом несправедливом строе никогда и не будет.

Россия выбрала порочный и тупиковый путь

 Сегодняшняя политическая ситуация в России наглядно продемонстрировала, что в третий раз за свою многовековую историю Россия выбрала порочный и тупиковый путь формирования бюрократического государства.

В стране за последние 30 лет не только не была сформирована цивилизованная политическая система, не только не было создано общественное и политическое мировоззрение, отвечающее реалиям ХХI века, но были практически уничтожены те элементы влияния людей на общественную жизнь, которые существовали при советской власти.

Поэтому неслучайно в нашей общественной и политической жизни мы имеем в сравнении с концом 80-х – началом 90-х гг. прошлого века огромный дефицит сколь-либо ярких личностей, имеющих авторитет у людей, живущих в стране.

Следствием данной ситуации является катастрофический кадровый голод в экономике, политике, общественной жизни. Невозможность самореализации способных людей, стремление талантливой молодежи получить работу в Европе и США, что угрожает нам тяжелейшими экономическими и социальными последствиями. С этой политикой связаны наши неудачи на постсоветском пространстве, несмотря на тесные культурные и экономические связи с нашими соседями, мы не можем предложить им такую философию развития и такие мировоззренческие ценности, которые сделали бы союз с нами привлекательнее союза с США и Европейским сообществом.

Однако российский народ, несмотря на непрекращающееся ухудшение социально-экономического положения в стране, все еще продолжает надеяться на то, что нынешний президент В.В. Путин сумеет провести реформы, которые изменят само содержание политической и общественной жизни. К сожалению, реалии жизни показывают, что многолетнее несоответствие всех институтов государства и общества историческому запросу приводит к тяжелейшему политическому и социальному кризису в стране, а все осуществляемые нынешними властями мероприятия успеха не имеют. Кроме громких обещаний властей сделать жизнь людей раем никаких достижений за тридцать лет страна не достигла.

Сегодня уже мало кто помнит, да и напоминать нам об этом не стараются, что мы должны подвести итоги концепции развития России по национальной программе «Стратегия-2020»?

Что достигнуто? Да ничего!

А ведь «Стратегия-2020» – это концепция социально-экономического развития до 2020 года, разработанная Минэкономразвития, была утверждена правительством в ноябре 2008 года. Что обещали?

– Россию в пятерке мировых лидеров по ВВП;

– снижение уровня бедности до 6%;

– среднюю зарплату в 150 000 рублей и даже больше – 2700 долларов;

– роста ВВП на 37–38%;

– роста производительности труда на 40–41%;

– снижение энергоемкости ВВП на 17–19%;

– роста реальных располагаемых доходов населения – на 53–54%;

– роста инвестиций в основной капитал на 80–85% и т.д.

Все задуманное, как известно, потерпело фиаско. Народ, кажется, уже смирился с выполненными с точностью до наоборот обещаниями о создании 25 миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест, не повышать пенсионный возраст, не вносить изменения в конституцию. Однако новые обещания продолжают литься как из рога изобилия.

Вот одно из последних обещаний Путина, которое он сделал недавно в ходе своего выступления на Валдае:

«Мы, жертвы агрессии, мы, как мученики, попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют».

В этом обещании Путин по существу переобещивает сразу все предыдущие. Действительно, зачем нам образование, здравоохранение, доступное жилье, доступная ипотека, низкие тарифы на ЖКХ, низкие цены на бензин, высокие зарплаты и все прочее, если мы, в соответствии с новым обещанием, попадем в рай?

…Скорее всего, и с этим обещанием получится так же, как со всеми остальными. Хотя бы потому, что мученичество в христианстве – это страдание за убеждения, за христианскую веру, а при нынешней власти наш народ страдает не за веру свою, а за глупость свою, потому что он вот уже три десятилетия подряд голосует за власть, которая только и делает, что нарушает собственные обещания и на протяжении многих лет обманывает народ. Страна, выбравшая для себя такой порочный и тупиковый путь, в принципе не может иметь никаких перспектив в своем развитии…                                                       

 

                                                                        П.Н. ДОЛГИХ

                                                                         г. Воронеж

   

                                                                             

Другие материалы номера