На мой взгляд, система, которая обеспечила титанический успех Советского Союза в победе над немецким фашизмом в 1941–1945 годах, состояла из трех равнозначных субъектов, слитых, при определенной их автономности, словно гранит в едином порыве обязательного достижения победы над таким опаснейшим и гнусным по своей сути явлением, как гитлеризм. Этими субъектами являлись народ, Сталин и партия. Причем если роль первых двух субъектов даже сегодня, в условиях постсоветского периода, так или иначе, но все же не только упоминается, но довольно активно исследуется, то значимость третьего субъекта – Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) явно принижена, продолжает усиленно принижаться или вообще умалчиваться.
Разумеется, последний фактор – явление не случайное. Он детерминирован несколькими обстоятельствами. Во-первых, общим наступлением апологетов капитализма на коммунистическую идеологию, которое началось после 1945 года, и особенно после критики культа личности Сталина со стороны идеологического провокатора, которым, на мой взгляд, являлся Н. Хрущев. Во-вторых, откровенным усилением борьбы с социализмом, которую откровенно развернули внутри нашей страны бывшие коммунисты, а затем перевертыши типа Ельцина, Гайдара, Чубайса и их последышей.
Современная власть, ее и частные СМИ, хотя и рядятся в тогу «беленьких и пушистеньких», в действительности поставили перед собой задачу низвести память и опыт СССР до уровня плинтуса: чтобы гигантские советские успехи не затмевали катастрофические «достижения» либералов-рыночников, прорвавшихся обманным путем к управлению великим государством по имени Россия.
В этом очерке истории автор хотел бы поточнее расставить акценты истинной роли ВКП(б) в годы Великой Отечественной войны.
***
После внимательного изучения документов актуальной важности – Отчетного доклада на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)» 10 марта 1939 года и материалов XVIII конференции ВКП(б) – у меня развеялась довольно долго распространяемая версия о том, что Генсек Сталин, советское руководство якобы вообще не знали и не думали о возможности новой мировой войны, не готовились к ней. Оказывается, подобное суждение, как сейчас модно говорить, полный фейк (т.е. вранье), подобранный в помойке антисоветской пропаганды. Вот, например, оценочные определения, которые убрали в докладе Сталина на съезде партии: «война неумолима»; «серьезную опасность представляет новая империалистическая война»; «на очереди встал вопрос о новом переделе мира посредством войны»; «новая империалистическая война стала фактом»; «насильственно перекраивается карта Европы, Африки, Азии»…
Сталин не только констатировал факт усиления международной напряженности, но и доложил о мерах, которые принимала наша страна для укрепления мира (вступление в Лигу Наций, заключение договоров о взаимопомощи с Францией, Чехословакией, Китаем, Монголией, несколько позже – подписание Пакта о ненападении с Германией). Большое внимание лидер партии и страны уделил укреплению обороноспособности СССР. Он, в частности, проинформировал, что страна «развернула серьезнейшую работу по усилению боевой готовности нашей Красной Армии, красного Военно-Морского Флота».
О понимании партией надвигающейся угрозы свидетельствует и тот факт, что менее чем через год после проведения последнего съезда партии ЦК ВКП(б) организует проведение еще одного важного партийного форума – XVIII партконференции, прошедшей 15–20 февраля 1941 года в Москве. И хотя формально конференция обсуждала вроде бы традиционные для подобного мероприятия проблемы: 1) о задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта; 2) хозяйственные итоги 1940 года и планы развития народного хозяйства СССР на 1941 год, в действительности она была посвящена прежде всего вопросам подготовки страны к предстоящей войне.
Конференцией, в частности, был одобрен план развития страны на 1941 год, согласно которому намечалось более ускоренное развитие основных оборонных отраслей народного хозяйства, необходимость более весомого создания государственных резервов и мобилизационных запасов. Рост промышленной продукции по сравнению с 1940 годом было решено увеличить до беспрецедентного до этого возрастания на 17–18%.
Из перечисленных фактов, на мой взгляд, отчетливо проясняются два принципиальных вывода. Первый – что советское партийное руководство видело нарастание фашистской угрозы для мира, и в особенности для СССР, и принимало соответствующие меры для достойного отпора вражеской угрозе, обороны Отчизны. Второй – руководство понимало первостепенную значимость укрепления роли ВКП(б) не только в развитии государства, но и в подготовке его к достойному отпору фашизму.
***
Сталин, Центральный комитет ВКП(б) уже по реальным делам германского рейха видели усиление расистской идеологии, которую усиленно проповедовали Гитлер и другие вожди этого рейха. Коммунисты понимали, что в случае победы фашизма под угрозу будет поставлен не только факт существования Советского государства, но и в целом факт наличия на земле русского и многих других коренных народов нашей страны. О возможности такой судьбы свидетельствовали откровенные признания руководителей фашистской Германии и лично фюрера. Едва придя к власти, Гитлер, обращаясь к командующим армией и флотом, откровенно обозначил свои цели: «Захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадную «германизацию». Развивая идеи Гитлера и готовясь к их практической реализации, один из видных фашистских генералов Гейдрих в канун (30.03.1941) нападения на Россию в своем дневнике записал: «Наша задача в отношении России: вооруженные силы разгромить, государство ликвидировать».
Разумеется, советское руководство знало об этих амбициозных планах фашистских агрессоров. Потому ЦК ВКП(б), Совет народных комиссаров принимают целый ряд постановлений об усилении военно-патриотического воспитания населения, и особенно молодого поколения. Как следствие, в нашей стране выходят такие высокохудожественные и ставшие быстро очень популярными фильмы, как «Александр Невский», «Иван Грозный», «Три танкиста» и др. Писатель Алексей Толстой выпускает свой знаменитый роман «Петр Первый». Юноши и девушки массово стали поступать в кружки и клубы, направленность которых имела прямое отношение к обороне страны: радиотехнические, парашютные, стрелковые, авиационные, водителей автотранспорта, медсестринские, любителей коневодства и т.п.
Принимаются меры для укрепления руководства машиностроительными, металлургическими, самолетостроительными, танковыми, артиллеристскими и другими оборонными заводами. Укрепляется командный состав вооруженных сил. ЦК ВКП(б) принимает решение об усилении института единоначалия в центральном управлении государством. 6 мая 1941 года вместо подавшего заявление об уходе с поста Председателя Совета народных комиссаров В. Молотова Президиум Верховного Совета СССР назначил Секретаря ЦК ВКП(б) Сталина. Предвоенная власть сосредотачивалась.
Даже при определенном авторитарном стиле руководства И.В. Сталин не только понимал значение коллективного уровня управления страной, постоянно советовался с членами Политбюро ЦК ВКП(б), но и подчинялся его решениям. Известно, что он первые дни войны (начало которой он предполагал будет лишь через год-полтора) дней десять был в определенном депрессивном состоянии. С первых часов войны абсолютно без сбоев действовал Центральный Комитет партии, его Политбюро.
Именно последнее, по согласованию с Иосифом Виссарионовичем, приняло решение о выступлении 22 июня в 12.00 министра иностранных дел и члена Политбюро ЦК В. Молотова. А затем, 3 июля, прозвучала историческая речь вождя партии и народа. Именно по решению Политбюро, с учетом военного положения, Сталину было предложено сосредоточить всю полноту власти в своих руках и с его согласия он был назначен Председателем Совета обороны, наркомом обороны, Главнокомандующим, а несколько позже получил звание Маршала Советского Союза и только к концу войны – звание Генералиссимуса.
Словом, ленинское положение о возрастании руководящей роли рабоче-крестьянской партии в условиях строительства социализма и укрепления обороноспособности страны в период навязанной Советскому Союзу жестокой войны полностью себя и оправдало. Убежден, что если бы даже у руля управления страной не было такого, по оценке Черчилля, «гениального тактика», как Сталин, то СССР все равно (возможно, с большими потерями и в другой срок) выдержал бы историческую трагедию и победил фашизм, благодаря руководящей и направляющей силе в лице партии большевиков.
Особо следует отметить, что вместо растерянности или даже бегства и предательства, которые были характерны перед приходом гитлеровцев для руководства многих стран Западной Европы в сходных условиях, руководящий состав нашей страны, и в первую очередь партия, не только не перешли в глухой ступор, не растерялись, а с самого начала стали принимать значительные меры стратегического масштаба (промэвакуация, военизирование производства, снабжение армии и населения), так, уже на второй день был введен в действие разработанный ранее мобилизационный план производства боеприпасов и патронов. Уже 30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народно-хозяйственный план на III квартал 1941 года. В связи с тем, что события на фронте требовали последующих идентичных шагов, Госкомитет обороны поручил 4 июля комиссии во главе с председателем Госплана СССР Н. Вознесенским «выработать военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны». Частью этого плана стала масштабная деятельность по перемещению важнейших народно-хозяйственных предприятий с прифронтовых западных районов на восток страны.
Всего через два дня после начала войны (24 июня) решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Совет по эвакуации (председатель Н. Шверник, заместители А. Косыгин и М. Первухин). Усилиями данного Совета, партийных и советских органов на местах в стране впервые в мире была организована и реализована уникальная экономическая программа: вглубь страны, подальше от линии фронта и бомбежек, на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, с июля по ноябрь 1941 года были эвакуированы с западной части страны 1523 крупных промышленных и военных предприятия, которые уже через 1–3 месяца наладили выпуск новейшего стрелкового оружия, артиллерии, танков, самолетов и другого вооружения.
Например, под руководством Челябинского обкома ВКП(б), парторганов на местном тракторном заводе, куда влились многие цеха Путиловского завода из Ленинграда, уже через месяц после развертывания нового оборудования было налажено производство танков Т-34, а потом и танка ИС, превосходящего немецких «тигров».
О большой эффективности работы партии и правительства, всего народа по эвакуации предприятий на восток свидетельствуют несколько таких показателей. В декабре 1942 года по сравнению с декабрем 1941 года производство самолетов выросло в 3,3 раза, авиамоторов – в 5,4 раза. Производство танков всех видов в 1942 году повысилось по сравнению с предыдущим годом в 3,7 раза, что позволило заводам в этом году выпустить 24 668 танков и по числу их обогнать идентичный показатель в Германии.
Не удивительно, что даже главный пропагандист рейха Геббельс в своем дневнике записал: «Кажется каким-то чудом, что из обширных степей России появлялись всё новые массы людей и техники, как будто какой-то великий волшебник лепил из уральской глины большевистских людей и технику в любом количестве». Даже наш лютый враг осознал и верно подметил один из главных факторов, приведших нашу страну к победе в этой войне – воспитание и наличие «большевистских людей».
Этих «людей» в мирное время «ковали» стране советские семьи, пионерия, комсомол, партийные организации, органы советской власти. В военное лихолетье эту работу успешно продолжали партийные и комсомольские организации воинских подразделений, выстроенная ими система воздействия комиссаров, замполитов, политотделов, политорганов и их работников на личный состав. Они не только разъясняли бойцам военную и политическую обстановку на фронтах и в тылу нашей страны, на мировых просторах, в государствах-союзниках, но и были примером для других, были в первых рядах наступающих частей.
Старалась идти в ногу со страной и советская интеллигенция. Уже с первых дней войны попросились на фронт и уехали в действующие войска в качестве военных корреспондентов многие писатели и поэты: П. Бровка, В. Вишневский, Аркадий Гайдар, Муса Джалиль, А. Корнейчук, Н. Симонов, А. Сурков, К. Твардовский, М. Шолохов, И. Эренбург и другие. В окнах ТАСС появились едкие антифашистские плакаты художников Кукрыниксов. 24 июня была опубликована самая знаменитая военная песня страны композитора А. Александрова на слова поэта В. Лебедева-Кумача «Священная война».
***
В тяжелые годы Гражданской войны В.И. Ленин настойчиво рекомендовал молодой республике: «… Все честные рабочие и крестьяне, все советские работники должны подтянуться по-военному, переведя максимум своей работы, своих усилий и забот на непосредственные задачи войны». Именно в ключе этих указаний вождя действовала в годы Великой Отечественной войны партия большевиков и ее Центральный Комитет.
ЦК партии видел имеющиеся недостатки в системе обороноспособности страны и не оставлял их без внимания. Так, 30 января 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает Постановление «Об увеличении производства минометов и мин». В середине 1940 года после соответствующих проверок и анализа Комиссия ЦК ВКП(б) и СНК СССР указала но то, что численность инженерных войск в мирное время не могла обеспечить их нормальное развертывание на случай войны. Самое серьезное внимание в это время было уделено Военно-воздушным силам: в конце 1940 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР принимают Постановление «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», а в апреле 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР принимают Постановление о реорганизации тыла ВВС. Перед этим, в феврале 1941 года, ЦК ВКП(б) и Совнарком утвердили дополнительный план строительства аэродромов, согласно которому в западных районах предусматривалось создание 190 новых аэродромов.
Когда гитлеровские полчища стали приближаться к крупным советским городам – Минску, Киеву, Одессе, Севастополю, Смоленску, Москве, Ленинграду и другим, – то без всякой подсказки и указаний местные партийные и советские органы предложили штабам, организующим их оборону, помощь в виде отрядов местных ополченцев и добровольцев, готовых после обучения влиться в батальоны и полки РККА или создать свои самостоятельные подразделения. Например, о желании стать на защиту родной столицы на призыв Центрального и Московского комитетов партии откликнулось десятки тысяч москвичей. Уже к началу июля под руководством парторганизаций города было сформировано 12 дивизий народного ополчения.
Те, кто не мог держать оружие в руках, просились на строительство оборонительных сооружений. В итоге только на внутреннем поясе обороны Москвы в октябре–ноябре 1941 года трудилось около 250 000 человек, три четверти из которых составляли женщины и подростки. Было сооружено 72 тысячи погонных метров противотанковых рвов, около 80 тысяч противотанковых заграждений, 52,5 тысячи метров надолбов и других препятствий, вырыто 128 тысяч погонных метров окопов и ходов сообщений, их руками вынуто более 3 миллионов кубометров земли.
По рекомендации ЦК ВКП(б) и ГКО в действующих крупных военных соединениях были созданы Военные советы, в состав которых наряду с их командирами вошли замкомандиров по политической работе, направленные Верховной ставкой ее представители. Эти Советы стали оперативно анализировать итоги тех или иных операций, популяризировать лучшие методы решения боевых задач, яркие примеры доблести и героизма, проявленные в боях солдатами и офицерами. Вот как, например, их роль характеризовал маршал Г. Жуков: «С помощью Военных Советов фронтов, армий и флотов партия осуществляла очень гибкое и дееспособное сочетание военного и политического руководства войсками. В составе Военных советов работало немало членов и кандидатов в члены ЦК ВКП(б), секретарей ЦК Компартии союзных республик, крайкомов, обкомов партии, которые постоянно были связаны с ЦК партии и Государственным Комитетом Обороны».
В ноябре 1941 года ЦК ВКП(б) проводит мобилизацию коммунистов с обязательным прохождением 1–2-месячных курсов при военных академиях и училищах. Только за первые полгода войны в РККА были направлены 8,8 тысячи руководящих партийных работников, около 9,4 тысячи руководящих комсомольских работников. Всего на политработу в Вооруженные силы только за первый год войны из запаса было призвано 194 тысячи политработников. Таким образом партия, ее Центральный Комитет не только руководили страной на общеуправленческом уровне, но через своих представителей непосредственно участвовали в оборонных, а затем и наступательных мероприятиях по достижению полного разгрома фашистских агрессоров.
О том, что правильной дорогой шла партия под руководством ее Центрального Комитета во главе с тов. Сталиным, ярко свидетельствует неустанный рост авторитета ВКП(б), четко проявившийся в возрастании числа граждан, стремящихся вступить в ее ряды как перед войной, так и в период военных действий.
Только за два напряженных предвоенных года в партию вступили более 1,5 миллиона человек. К июлю 1941 года ВКП(б) насчитывала в своих рядах около 4 миллионов кандидатов и членов партии. На фронт ушли с «гражданки» около 1,5 миллиона коммунистов, в том числе десятки тысяч руководителей партийных, государственных, профсоюзных и комсомольских организаций.
За годы войны в Компартию вступили более 5 миллионов человек, но в то же время погибли более 3 миллионов коммунистов. И все же к концу войны партия объединяла уже около 6 миллионов человек. Росло число коммунистов и непосредственно в воинских частях. Несмотря на огромные потери, число членов партии возросло здесь с 1,3 миллиона человек в 1941 году до 3,3 миллиона человек в конце войны.
В целом по стране 60% всех членов Компартии сражались на фронте. В армии на каждые 100 бойцов к концу войны было 25% коммунистов и 20% комсомольцев, то есть почти половина от всех воевавших. Приведенные данные еще раз свидетельствуют, что правящая в стране партия не отсиживалась на теплых квартирах, не пряталась за спины других, а была в действительности в авангарде, в самых первых рядах борьбы с фашизмом, четко следовала часто звучавшему в боях призыву: «Коммунисты, вперед!»
***
В заключение хочется напомнить мудрые слова основателя партии большевиков и Советского государства В.И. Ленина: «Мы кончили одну полосу войн, мы должны готовиться ко второй; но когда она придет, мы не знаем, и нужно сделать так, чтобы тогда, когда она придет, мы могли быть на высоте». На мой взгляд, эта точка зрения не может не вызвать целый шквал эмоций, часть из которых имеет прямое отношение к теме статьи.
Во-первых, мы должны гордиться тем, что партию коммунистов организовал такой великий провидец и мыслитель, как Владимир Ильич Ленин, под руководством которого и его верного ученика Сталина всего за двадцать мирных лет наша страна, следуя ленинским заветам, достигла настолько феноменальных успехов, что смогла сполна выполнить этот ленинский завет.
Во-вторых, что ВКП(б) и ее руководство четко следовали методологической позиции, завещанной Лениным, и не почивали на лаврах, не сидели сложа руки, а твердо следовали завету вождя – упорно готовиться к защите Отечества. Это и позволило СССР в конечном итоге достичь сокрушительных успехов в войне с гитлеризмом.
В-третьих, сейчас мировой империализм сознательно развязал дикую демонизацию образа России, чтобы с помощью сателлитов развязать уже не вторую, а третью полосу войн против нас, часть из которых он уже ведет, а к другой (особенно «горячей») усиленно готовится. И КПРФ, народно-патриотическим силам следует прилагать больше усилий, чтобы разъяснять трудящимся и правящему режиму опасность современной ситуации, возрождать всенародный патриотизм и готовить экономику страны для достойного отпора врагу, если Запад вздумает снова напасть на нашу родную Отчизну. Ведь как верно подмечено: «Хочешь мира – готовься к войне».