Как пишет газета El Mundo, протестные митинги поначалу были относительно мирными. В Барселоне на акцию собралось около двух тысяч человек. Спускаясь по Via Augusta, протестующие остановились возле Комиссариата народной полиции. В какой-то момент из толпы в направлении полицейских полетели бутылки, камни и прочие попавшиеся под руку предметы. Стражи порядка вызвали подмогу, подразделение Mossos (аналог российского ОМОНа). Тогда протестующие начали возводить баррикады, жечь контейнеры, мотоциклы, не прекращая при этом бросать в правоохранителей различные предметы. Полиция в ответ начала стрелять резиновыми пулями. Одной девушке такая пуля попала в глаз, еще один молодой человек тоже получил ранение.
Газета La Vanguardia уточняет, что в процессе беспорядков началось мародерство. За вечер люди в капюшонах ограбили несколько отделений банков. Часть протестующих пыталась пройти к зданию делегации правительства Каталонии, однако полиция установила там мощный кордон. Протестующие читали рэп Хаселя, а некоторые скандировали лозунги с требованием освободить политзаключенных – организаторов референдума за независимость Каталонии. В конце концов «стояние» у здания правительства снова привело к столкновениям с Mossos. Всего в Барселоне, как уточняет El Mundo, были задержаны 15 человек.
В интервью RAC1 в среду мэр города Ада Колау сообщила, что в Барселоне в результате инцидентов с баррикадами сгорело около пятидесяти контейнеров, замена которых будет стоить около 70 000 евро. При этом мэр отметила, что в целом демонстрация – очевидно, имелась в виду ее дневная часть, носила мирный характер и была вызвана «общим возмущением серьезных событий, произошедших с Хаселем». «Насилие – это не выход, конфликты с властями не помогут его вытащить из тюрьмы, и поэтому они не оправданны», – сказала Колау.
В соседней Жироне в демонстрации приняли участие 5 тысяч человек. Там все началось с марша под лозунги в защиту Пабло Хаселя, который перерос в столкновения с полицией возле местного здания правительства. Участники акции установили баррикады из семи мусорных контейнеров и дорожных знаков, а затем начали забрасывать полицию камнями. Та в ответ, как и в случае в Барселоне, разгоняла протестующих резиновыми пулями.
В Лериде несколько сотен человек сожгли полицейский мотоцикл и бросали в стражей порядка камнями. В Вике протестующие разбили окна отделения местного ОМОНа, а также напали на здание суда. Подобные инциденты повторялись и в Реусе.
В соседнем регионе, в городе Валенсия, протестная акция собрала порядка 500 человек. Мероприятие проходило на Plaza del Ayuntamiento в 19 часов вечера. Поначалу протестующие даже соблюдали социальную дистанцию и были в медицинских масках с надписью «Свободу», пишет El Mundo. Люди скандировали лозунги, пели песни рэпера и аплодировали присоединившимся к протестным акциям городам. Среди лозунгов звучали: «Они называют это демократией, а это диктатура, и вы это знаете!», «Хасель, друг, Валенсия с тобой!», «Свобода политзаключенным» и «Валенсия – антифашисты!». Ближе к ночи протестующие решили провести шествие, что и привело к столкновению с полицией, которая запретила им покидать площадь. Как и в других случаях, в ход пошли контейнеры и битье стекол. Впрочем, как пишет Las Provincias, «несмотря на то, что имели место довольно напряженные моменты, никто не получил таких телесных повреждений, о которых следовало бы сожалеть».
В целом в ходе беспорядков, по данным испанских СМИ, пострадали около 30 человек. Задержано как минимум 14 человек.
Кто такой Хасель?
Каталонцу Пабло Ривадулья Дуро (Хасель) 33 года, он читает протестный рэп. В своей лирике он прославлял такие левотеррористические организации, как баскская ETA, Terra Lliure и немецкая R.A.F. («Фракция Красной армии»). Также Хасель симпатизирует личности Иосифа Сталина, а на YouTube есть видео, где он читает стихи Владимира Маяковского. Хасель выступает за отделение Каталонии от Испании и борется за свободу слова.
В 2011 году он был приговорен к двухлетнему условному сроку за прославление терроризма. А спустя три года был задержан за драку с каталонскими неонацистами. В 2016 году он облил чистящей жидкостью репортера TV3, за что получил полгода тюрьмы и штраф. Также ему назначили 30 месяцев тюрьмы за «препятствование отправлению правосудия» – Хасель избил свидетеля по делу полицейского, которого судили за применение силы к подростку. В 2018 году Хаселю дали еще один двухлетний срок за оскорбление в Твиттере короля-отца Хуана Карлоса I. В апелляции он добился его сокращения. За отмену приговора выступали многие общественные деятели, политики и деятели искусств. Свое слово в защиту Хаселя сказал и режиссер Педро Альмодовар. Газета The Telegraph писала, что Хасель может стать первым рэпером по меньшей мере в Испании, который будет арестован за свои тексты.
В 2021 году рэпер должен был самостоятельно явиться в тюрьму, чтобы отсидеть там девять месяцев. Однако он отказался это сделать. Вместо этого Хасель вместе с двадцатью своими товарищами забаррикадировался в ректорате Университета Лериды и заявил, что полиции придется прорываться через баррикады, если она хочет его арестовать. В итоге полиция так и поступила, а уже днем в городах Испании вспыхнули акции протеста.
Не исключено, что именно такого сценария и добивался сам Хасель – активизации каталонцев в борьбе за свободу слова и выражение мнений. Именно эти ценности, по его мнению, напрямую связаны и с другими гражданскими правами. Хасель говорит, что власти зачастую прививают людям индивидуализм и не позволяют им объединяться. Это в свою очередь мешает людям осознать, что если свободу теряет один человек, вместе с ним ее теряют и остальные. «Завтра это можешь быть ты», – излюбленная фраза рэпера.
В своем недавнем февральском интервью El Periodico леворадикальный музыкант говорил, что его арест способен всколыхнуть общество. «Цикл борьбы откроется перед лицом этого еще больше распространяющегося бедствия, и многие свободы и права будут отстаиваться на улицах, включая свободу выражения мнений. В первые недели [после моего ареста] будет легко провести мобилизацию», – сказал Хасель. Однако, добавил он, для перманентного протеста «до победы» нужна организация, которая могла бы обеспечивать его непрерывность, иначе всё остановится.