Супер­долгожители

Сейчас рекордсменкой-долгожительницей считается француженка Жанна Луиза Кальман, скончавшаяся в 1997 году в возрасте 122 лет.

Несмотря на разговоры о возможном подлоге (ох уж эти старики-завистники), эксперты в 2019 году на основе неоспоримых фактов подтвердили ее возраст.

Пока что дотянуться до такого не удавалось никому (ближайшей претендентке, японке Канэ Танаке, 118 лет, и она весьма бодра для своего возраста). Впрочем, как вытекает из нового исследования, теоретически максимального предела-то и нет, даже если шансов стать супердолгожителем все меньше.

Как говорят ученые, хотя с возрастом риск смерти в целом увеличивается (ну кто бы мог подумать!), наступает момент, когда он выравнивается и далее сохраняется постоянным, то есть с каждым новым годом составляет 50 на 50 (то ли умрете, то ли нет).

«После 110 каждый прожитый год – это как монетка ляжет, орел или решка, – объясняет автор исследования, профессор статистики Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) Энтони Дэвисон. – Орел – повезло, проживете до следующего дня рождения, ну а решка – значит, не доживете до него».

Прежде чем прийти к таким выводам, швейцарские ученые тщательно проанализировали недавно ставшую доступной Международную базу данных продолжительности жизни, в которую внесена информация о 1100 супердолгожителях из 13 стран. Они подразделяются на супердолгожителей (дотянувших до 110) и полусупердолгожителей (это те, кому удалось достичь 105-летнего рубежа).

Дополнительно были изучены итальянские статистические данные в период с 2009 по 2015 год, куда заносились данные обо всех людях, которым перевалило за 105 лет.

«Любое исследование сверхдолголетия, будь то в биологических или статистических целях, предусматривает определенную степень экстраполяции, – отмечает Дэвисон. – Мы смогли доказать, что если бы лимит существовал, мы бы смогли его вычислить, но его нет».

Ученый признает, что теория – еще не практика и попавшие в статистику долгожителей – счастливчики, и даже в 110 лет шансы дотянуть до 130 составляют один к миллиону – не то чтобы совсем невозможно, но маловероятно.

Однако Дэвисон не теряет оптимизма и полагает, что в ближайшее столетие все больше и больше людей станет попадать в категорию супердолгожителей, переваливших за 130-летний рубеж.

Другие материалы номера