Искать новые формы борьбы

Мои статьи печатались в городских газетах, в «Правде», «Советской России». Издал книги «Из плена предательства и лжи», «С миру по мысли», «Раздумья о судьбе Родины». Пока позволял возраст, активно участвовал в работе Дубненского горкома КПРФ, избирался в городскую думу, разогнанную мэром за попытку осуществления реального контроля деятельности мэра и бюджета города.

 

Моему поколению довелось большую часть отведенного ему бытия провести в XX веке — веке исключительном по насыщенности событиями, прежде всего, в технике и экономике, приведшими мировое сообщество к феномену глобализации. Человек взлетел не только в небо, но и в космос, из замкнутого в общении с соседями существа он превратился в субъекта всё слышащего и всё видящего на всех континентах и во всех уголках планеты. Современная техника освободила людей от тяжелого физического труда, сделав планету тесной, не устранив несправедливости и социального неравенства. Новая техника и электроника дали возможность для широкого образования, но обрушили при этом вершины духовности погружением в масскультуру, потребительство и мещанство.

XX век пережил две кровопролитных мировых войны, сопровождавшихся гибелью десятков миллионов людей, переделом мира и появлением ядерного оружия, которое остановило крупные войны, но создало угрозу мировой катастрофы возможностью использования его арсенала оголтелыми экстремистами. XX век отмечен Великой Октябрьской революцией и рождением Советского Союза – первого в истории человечества государства, построенного на социалистических принципах без частной собственности на средства производства, землю и недра. Советский Союз показал, как энтузиазм в общественном труде способен ликвидировать неграмотность и провести в короткие сроки культурную революцию, поднять экономику, выстоять в страшной войне с фашизмом. Советский Союз показал также, что энтузиазм масс даже при постоянном росте благосостояния людей без заботы о высокой духовности и нравственности, без сохранения высокого целеполагания жизни общества не гарантирует от кризиса в социалистическом обществе и государстве. Гибель СССР, и это становится всё очевиднее, — драма не только его народов, но и огромная потеря для мирового сообщества.

Мое поколение еще сохраняет живую память о крестьянском обустройстве России: о людях в домотканой одежде и лаптях за сохой, о селах без электричества и радио, об избах с земляным полом и тяжелым бытом. Оно было свидетелем внедрения МТС в сельском хозяйстве, индустриализации, героической эвакуации (более 2000 предприятий и 18 миллионов людей), зверской оккупации (с расстрелами мирных жителей вместе с детьми и сжиганием деревень), бомбежек и сражений, радостных салютов и Великой Победы. Мы видели возрождение страны из пепла, получили возможности закончить школы и вузы, работать в разных уголках огромной страны на разных производствах, создавать счастливые семьи, получать бесплатное жилье, заниматься спортом и туризмом от края и до края и забывать о национальной принадлежности. Главное – мы могли спокойно жить и работать с ощущением, осознанием своей полезности и востребованности для страны и общества.

А что сегодня? За витринами магазинов, потоком рекламы и пробками личных автомобилей на дорогах российский обыватель не видит постигший нас социально-экономический кризис. За 30 лет в нашей «новой» стране – стране «строящегося капитализма» промышленность просто разрушена, сельское хозяйство не способно прокормить страну (картошку везем из Египта-Израиля, мясо – со всего мира, молочный порошок из Европы), разрушены авиапром и электронная промышленность, «реформами» добиваются образование, здравоохранение, культура опустилась ниже пояса. Культ наживы продолжает пьянить общество, погрузившееся в потребительство. Забыты Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой, Чехов, Горький и многие другие русские классики — выразители духовности и нравственности для всей цивилизации. Горький – борец с мещанством переименованиями просто вычеркнут из жизни. В забвении советские классики, зато раскручиваем юбилей антисоветчика и предателя Солженицына. 100-летие Октябрьской революции не отметили на государственном уровне. СМИ с благословления власти и президента делают всё, чтобы народ отверг свою советскую историю и потерял потребность жить, быть вместе. Как говорят: «Народ умственно нищает».

 

Почему всё это происходит с молчаливого согласия большинства – это вопрос мучительно терзает душу и сознание…

В поисках ответа многое прочитано и обдумано. В этих поисках находились суждения и оценки, носящие фундаментальный характер, которые должны стать опорой в поисках пути возрождения отечества. Остановимся, например, на суждениях Александра Зиновьева («Русская трагедия») о происшедшим с СССР.

«Сегодня, через почти два десятилетия со времени разрушения Советского Союза, можно сказать, что это были годы невиданных в истории России преступлений против ее великого прошлого, настоящего и будущего.

Преступление первое. Это разрушение тысячелетней России, отказ от огромных территорий, веками входивших в ее состав. Оттеснение страны на рубежи XV–XVI веков, разрушение исторически сложившегося сообщества народов.

Преступление второе. Уничтожение, причем сознательное, промышленности и сельского хозяйства. Добровольный переход на роль сырьевой державы – придатка экономики других стран. Безудержное разбазаривание невосполнимых природных ресурсов и бездумное отношение к среде обитания россиян.

Преступление третье. Утрата Россией непререкаемого статуса великой военной державы, которым она обладала триста лет. Целенаправленное разрушение обороноспособности страны, продолжающееся на наших глазах в форме губительной «военной реформы».

Преступление четвертое. Разрушение одной из лучших в мире систем народного просвещения и высшего образования, моральное растление, отказ от великих культурных традиций и погружение страны в трясину чужестранного «духовного» ширпотреба. Мы больше не являемся самой читающей в мире нацией.

Преступление пятое. Ликвидация уникальных социальных завоеваний советского народа. Это преступление ложится каиновой печатью на лоб нынешней власти, которую она тщетно пытается стереть с помощью презрительных рассуждений о «советском собесе». Все это наглая ложь! О том, чтобы вернуть хотя бы часть завоеваний советских времен, уже мечтает вся страна.

Преступление шестое. Вымирание России, являющее прямым следствием политики хищнического режима олигархии и их подельников в чиновничьих креслах. После 1991 года страна потеряла 15 миллионов человек».

 

Представляются важными и такие утверждения А. Зиновьева:

«Ка­ким бы он (марксизм. – А.П.) не был, он свою фун­кцию в советском об­щес­тве вы­пол­нял до по­ры до вре­мени удов­летворительно. Он прив­но­сил в мас­сы ор­га­низу­ющее на­чало, це­ли, сис­те­му цен­ностей. Он учил лю­дей оп­ре­делен­ной ори­ен­та­ции в ок­ру­жа­ющем ми­ре.

Иде­оло­гичес­кая кар­ти­на со­вет­ско­го об­щес­тва ста­ла вос­при­нимать­ся людь­ми как во­пи­ющая ложь, как жуль­ни­чес­кая мас­ки­ров­ка неп­ригляд­ной ре­аль­нос­ти. Де­мора­лизу­ющий эф­фект от это­го ока­зал­ся силь­ным не по­тому, что лю­ди осоз­на­ли не­дос­татки ре­аль­но­го ком­му­низ­ма (они ста­ли при­выч­ны­ми), а по­тому, что ре­аль­ность не оп­равда­ла обе­щания иде­оло­гов и ру­ково­дите­лей стра­ны.

Об­щес­тво стро­или мил­ли­оны лю­дей. Они бы­ли учас­тни­ками про­цес­са. Они бы­ли по­мощ­ни­ками па­лачей, па­лача­ми и жер­тва­ми па­лачей. Они бы­ли и объ­ек­том и субъ­ек­том стро­итель­ства. Они бы­ли и власть и сфе­ра при­ложе­ния влас­ти. Соз­да­ние но­вого об­щес­тва оз­на­чало ор­га­низа­цию на­селе­ния в стан­дар­тные кол­лекти­вы, ор­га­низа­цию жиз­ни этих кол­лекти­вов по об­разцам, ко­торые впер­вые изоб­ре­тались в ги­гант­ском мас­со­вом про­цес­се пу­тем проб и оши­бок…

Это по­рази­тель­ный фе­номен: са­мым дос­тупным для но­вого об­щес­тва ока­залось то, что бы­ло са­мым труд­но­дос­тупным для прош­лой ис­то­рии, – об­ра­зова­ние и куль­ту­ра. Ока­залось, что го­раз­до лег­че дать лю­дям хо­рошее об­ра­зова­ние и от­крыть им дос­туп к дос­ти­жени­ям куль­ту­ры, чем дать им при­лич­ное жилье, одеж­ду и пи­щу. Дос­туп к об­ра­зова­нию и куль­ту­ре был мощ­ной ком­пенса­ци­ей за бы­товое убо­жес­тво…

Я хо­чу под­чер­кнуть, что изоб­ра­жение со­вет­ской ис­то­рии это­го пе­ри­ода как раз­де­ления на куч­ку зло­де­ев во гла­ве со Ста­линым и про­чую мас­су не­вин­ных жертв этой куч­ки есть иде­оло­гичес­кий кре­тинизм…

Тут мы име­ем один из мно­гочис­ленных при­меров дей­ствия за­конов ны­не пре­зира­емой ди­алек­ти­ки: взяв власть в свои ру­ки, на­род сам ока­зал­ся в те­нетах сво­его собс­твен­но­го на­родов­ластия… 

Иде­оло­гия ис­хо­дила из лож­ной пред­по­сыл­ки, буд­то че­ловек есть «со­вокуп­ность об­щес­твен­ных от­но­шений» и из лю­бого че­лове­ка мож­но вос­пи­тать сво­его ро­да ком­му­нис­ти­чес­ко­го ан­ге­ла. Этот эк­спе­римент не удал­ся… 

В те­чение бук­валь­но нес­коль­ких лет бла­года­ря «бом­бе за­падни­зации» в Рос­сии под воп­ли «ура!» бы­ли раз­ру­шены три ос­новные опо­ры со­вет­ско­го об­щес­тва, соз­да­вав­ши­еся в те­чение се­миде­сяти лет уси­ли­ями мил­ли­онов лю­дей в не­имо­вер­но труд­ных ис­то­ричес­ких ус­ло­ви­ях, – сис­те­ма влас­ти, со­ци­аль­ная ор­га­низа­ция тру­довых кол­лекти­вов и иде­оло­гия…

Со­вет­ская конт­рре­волю­ция не мо­жет быть на­уч­но объ­яс­не­на, ес­ли не при­нимать во вни­мание внеш­ние фак­то­ры, ибо она бы­ла за­дума­на и спла­ниро­вана на За­паде и на­вяза­на со­вет­ским лю­дям со сто­роны За­пада».

 

КПРФ, объявив себя преемницей КПСС и тем самым приняв ответственность за ее ошибки, приведшие к гибели СССР, выступая последовательно в защиту советского исторического периода, до сих пор не освободилась от главного порока КПСС – оторванности руководства партии от низов. КПРФ, так и не завершив анализа прошлого и не сделав выводов на будущее, пока оказывается неспособной наполнить убедительной для масс конкретикой свой лозунг движения к «обновленному социализму». Многоголосие на левом фланге с критикой КПРФ мешает консолидации народно-патриотических объединений в борьбе с установившимся буржуазным режимом власти. КПРФ очень медленно преодолевает недоверие избирателей и явно отстает в теоретических наработках. На этом поле активно выступают всякие «современные марксисты», которые своими изысканиями работают на руку ненавистникам нашего советского прошлого, вновь активизировавшимся в центральных СМИ.

Не могу не привести высказывания израильского политика Якова Кедми (Казакова) на «Вечере» с Владимиром Соловьевым 24 декабря 2016 г.:

«Россия удивительная страна. Нет ни одной другой страны, которая так любит втаптывать… свою историю, поливать её грязью, вытирать об нее ноги. Нет ни одного у вас правителя, которого бы не оболгали, не испохабили, не обвинили бы во всех грехах, не сделали бы демонизацию – никого!

Сталин был последний государственный деятель, который заботился о своей стране, которому было абсолютно наплевать на свои личные интересы, личные богатства, личные удобства. Сталин был жестокий человек, но жестокость его не была самоцелью. Это был инструмент, другого он не нашел. А мог ли он найти другой? Была альтернатива Сталину? Троцкий? Троцкому было наплевать на Россию. Сталин оказался единственный, кому было дорога Россия. Грузинский семинарист, но он любил Россию. Он не нашел других методов. А были другие методы? Я не знаю. Все выступают с критикой Сталина. А как бы вы сделали из безграмотной России, интеллигенция которой презирает свой народ, не знает его и не хочет знать народ рабов. И немного интеллигенции, которая знает французский или немецкий, а на русский – наплевать. Как из этой страны сделать что-то в той мере, в которой она стала в XX веке? Вы упрекаете Сталина, что он сделал с колхозами, с мужиками. А если бы не сделал, с чем бы Советский Союз воевал? В России была такая власть, которая могла удержать Россию. Была бы другая власть – не было бы России…»

Вот так продолжаем спорить и бодаться – Гражданская война, начавшаяся век назад, продолжается, и конца её не видно. Социально-экономическое состояние ухудшается, нравственно-духовная здоровье общества падает – эти факторы постоянно вызвали тревогу и размышления. Дубненская организация КПРФ на протяжении многих лет обращалась в центральные органы с вопросами и предложениями, наши мысли и предложения оказались невостребованными. В партии установилось табу на дискуссии, что привело к застою в анализе прошлого и теоретического осмысления сегодняшнего дня и будущего.

«Советская Россия» регулярно печатает дневниковые записки «Взгляд из русской провинции» писателя из Андреаполя Валерия Кириллова, в майском отрывке есть запись:

«8 апреля. Прислал весточку Альберт Борисович Попов, доктор физико-математических наук, последний секретарь парткома Объединенного института ядерных исследований в Дубне, читатель «Советской России», автор нескольких книг. «…Я разделяю Вашу тревогу за состояние села и видение проблем, вот уже три десятилетия разрушающих материальные и духовные основы России – крестьянство, которое составляло более 80% населения и своим трудом и армейской службой держало веками государство «Россия» на своих плечах…» – цитирует меня и солидализируется. Да все, мол, к сожалению, так, уважаемый Альберт Борисович. Но жизнь все настоятельнее требует иного, и, по-моему, все же дают о себе знать некоторые положительные подвижки. Правда, носят они преимущественно  политический, а не экономический характер.

 

Автор дневника упустил концовку моего письма: «Принимая Вашу боль  в очерках «из провинции», скажу прямо: я не согласен с Вашей надеждой на православие, памятуя Распутина, митрополитов Вениамина («На рубеже двух эпох»), Евлогия («Путь моей жизни») да и Патриарха Кирилла со своим окружением, предавшим забвению раздумья и призывы митрополита  Петербугского и Ладожского Иоанна».

Пропуск этой моей реплики примечателен – мы привыкли игнорировать мысли и идеи, с которыми не согласны.

Еще процитирую свое майское письмо, не посчитайте за навязчивость.

«Год длилось «дело» Н. Платошкина, которое, в отличие от дела А. Навального, не обросло общественными протестами, консолидированными действиями «левых» в его защиту, КПРФ не стала центром такого движения. Выступления руководителей КПРФ в Думе, перед журналистами остаются малоэффективными. Настало время пересмотреть роль и задачи партийной прессы в условиях всё охватывающего интернета. У КПРФ достойный канал «Красная линия», есть блогеры и каналы, явно защищающие советское прошлое и ведущие социалистическую пропаганду. КПРФ должна их замечать и поддерживать. Очень жаль, что «Правда» и другие партийные СМИ игнорируют последние годы писания С.Г. Кара-Мурзы с анализом советского прошлого, который побуждает еще и еще раз осмыслить нашу историю и наполнить содержанием представления о стоящих перед обществом задачах движения к «обновлённому социализму» КПРФ или к «новому социализму» Платошкина. Главное – все болеющие за судьбу отечества граждане должны осознать, что без единения общества и консолидации у нас нет будущего».

 

P.S.

…Закончились выборы в Госдуму, которые показали, что попытка укрепить блок левых сил союзом с Н.Н. Платошкиным (который активно вёл предвыборную кампанию), не оправдал всех ожиданий. Блок КПРФ не смог очередной раз найти поддержку массы избирателей и убедить их участвовать в голосовании. Несмотря на неприятие путинской власти, люди по-прежнему боятся перемен, «пусть так, не было бы хуже». И КПРФ надо спокойно принимать критику и настороженность – люди хотят от лидеров более открытой, эффективной, бескомпромиссной позиции по отношению к власти. Мы перестали говорить о её преступлениях, не делаем даже попыток обращаться в суды или устраивать публичные процессы по примеру Илюхина и Копышева. Мы не блокируем единороссов и выглядим соучастниками принимаемых законов. Есть над чем думать и искать новые формы борьбы.

 

Другие материалы номера