«Более того, с учетом компенсации входящего НДС по экспорту и наличия НДС внутреннего экспорт для металлургов будет существенно выгоднее поставок на внутренний рынок, – считает Дмитриева. – Это приведет к существенной потере конкурентоспособности всей отрасли машиностроения и металлообработки, а также скажется на промышленности строительных материалов (в части металлоконструкций).
Налогообложение металлургической отрасли в условиях благоприятной экономической конъюнктуры должно преследовать несколько целей.
Первая: обеспечить изъятие сверхприбыли или рентного дохода. Вторая: обеспечить удержание внутренних цен ниже мировых или, по крайней мере, не выше мировых. Третья: сохранить или создать для металлургических компаний стимулы для инвестиций в производство, природоохранные мероприятия и социальную инфраструктуру.
Какие из этих трех задач решаются путем привязки НДПИ к мировым котировкам? Только первая, и то есть сомнения, что это будет изъятие сверхприбыли, а не перекладывание налоговых издержек на потребителя. Остальные цели не только не достигаются, но даже не ставятся.
Самое печальное, что в отношении внутренних цен, наоборот, преследуется догма экспортной нейтральности, одинакового нетбэка (цены реализации за вычетом налогов и логистических расходов) по экспорту и внутренним поставкам, – констатировала Оксана Дмитриева. – Подобная политика уже привела к тому, что Россия не пользуется объективными конкурентными преимуществами. Энергия у нас дороже, транспортные тарифы выше, управленческие расходы выше. Теперь будет выше еще и стоимость сырья. Только труд дешевле, да экономия на социальном пакете.
Единственный инструмент, обеспечивающий изъятие рентного дохода при одновременном удержании цен внутри страны независимо от колебаний цен на мировом рынке – это плавающие экспортные пошлины. Приемлем также налог на сверхприбыль, либо изъятия в форме социальных или природоохранных обременений. А акцизы – это форма удорожания продукта, налог на потребление. Нельзя одновременно жать на газ и на тормоз. И принимать программы субсидирования поддержки авиастроения, судостроения, других отраслей промышленности, и одновременно налоговой политикой создавать все условия для роста издержек».