Спустя годы Ристо Тойвонена выбрали секретарем общества любителей «восточных мотоциклов» Ural Roikka ry. В 60 лет он передал свои полномочия молодым. Интерес к «восточному чуду» не иссякает. Напротив, каждое лето члены общества проезжают на «Уралах» тысячи километров.
В 2015 году удалось проехать еще больше километров: Тойвонен и два его приятеля поехали к южному побережью Франции, в Марсель, конечно же, по маршруту Виа-Балтика (участок маршрута Е67).
В общей сложности приятели преодолели 7,5 тысяч километров. При средней скорости 70 километров в час это означает больше ста часов дороги. Мужчины провели в дороге 21 день.
«В среднем мы проезжали 350 километров в день, несколько раз проезжали по автобанам в Германии», – сообщил в интернете Тойвонен, который известен в интернете как «Рику Уррикка». Правда, во Францию Тойвонен отправился не на том старом мотоцикле приятеля, а на новом продукте завода «Урал».
В Финляндии на удивление много старых советских мотоциклов и их российских аналогов – около двух тысяч экземпляров. Самые популярные модели – «Урал М-72» и его украинский вариант М-72К, который также называют «Днепр». «К» означает «Киев», финны называют украинские «Уралы» «киевлянами».
Деятельность финского общества поклонников «Урала» отличает чувство коллективизма. Если использовать советские термины – «дружба», «сотрудничество» и «взаимопомощь». Друзей в беде не бросают.
Раз в месяц фанаты «Урала» из города Лахти встречаются у Музея мотоциклов Финляндии. Чувство коллективизма выражается и в том, что в 2016 году на мероприятие были также приглашены владельцы других мотоциклов восточного производства. Сотрудничество – важное дело и в вопросе поиска запчастей. Детали и советы можно найти на страницах, которые ведет общество Ural Roikka. «Мотоциклы выходят из строя каждый год. Мы разбираем их на запчасти», –говорит Тойвонен.
Старые модели «Урала» ездят на этилированном бензине, как это было в советские времена. В Финляндии в бак приходится добавлять вещество, заменяющее свинец. В поездке во Францию нужную добавку удалось найти очень легко.
«Российское топливо годится для „Урала», этилированный бензин – словно мед для двигателя. Он отличается от финского бензина даже по запаху». «Урал» в хорошем состоянии – достаточно надежное средство транспорта, рассказывает Тойвонен, который много путешествовал по России.
Изначально мотоциклы «Урал» ввозила в Финляндию советско-финская компания Konela. Сейчас практически все восточные мотоциклы ввозят в страну самостоятельно, что вызывает проблемы при регистрации.
Трудности возникли и в отношении объема выбросов. Граница допустимого объема выбросов углерода нередко нарушается.
От мотоциклов, числящихся в музейных реестрах, соблюдения этих норм требовать бесполезно.
Производство советской версии «Урал М-72» началось в начале 1941 года. Появление мотоциклетной промышленности было связано с желанием улучшить мобильность Красной армии. Мотоцикл стал важным инструментом разведки и обеспечения связи. Завод по производству мотоциклов был перенесен на склоны Урала. Однако свое название мотоцикл получил еще до эвакуации. Завод «Урал» был размещен в здании старой пивоварни города Ирбит: подходящих зданий было мало. Впервые «Уралы» использовали в сражениях в октябре 1942 года. В Великой Отечественной войне, если использовать советские термины, в общей сложности «проходили службу» 9799 мотоциклов модели «Урал М-72».
После войны, в конце 1950-х годов, «Урал» открыл второй завод на Украине. Он сосредоточился на производстве для Красной армии мотоциклов M-72К, «Днепров».
Экспорт «Урала» начался в 1953 году, поначалу – в развивающиеся страны. «Урал» также производился по лицензии в Китае и Индии. После Второй мировой войны на заводе было выпущено больше 3,2 миллиона мотоциклов «Урал».