Легкое движение руки — и бедность снизилась

И тогда изобретательные рыночники придумали, как «подавить» бедность «цифровым» путем, без затрат, а всего лишь с помощью изощренной методики подсчета. И – удача! Показатель бедности начал снижаться. Если в первом полугодии текущего года Росстат показывал, что бедняков в РФ свыше 21 млн и численность их растет, то к середине осени у Росстата появились иные данные: число живущих за чертой бедности уменьшилось на 3,5 млн человек.

«Надо же, – удивлялись думцы, слушая на «правительственном часе» министра труда и социальной защиты Антона Котякова, сообщившего, что бедных уже всего 18,8 млн человек. «Тоже немало, но мы работаем…» – уверял министр. И в чем секрет «работы»?

Депутаты разгадали, как Росстату с чиновниками удалось в течение одного квартала «срезать» бедность. Это достижение новой методики цифровых манипуляций. В расчетах использовали надуманную величину – медианный доход, и сразу же бедных стало на 3,5 млн человек меньше.

«Легким движением руки, как в известном анекдоте, министерство борется с бедностью. Статистический метод сокращает бедность лучше, чем реальная борьба…» – иронизировали депутаты.  

Впрочем, министра это не смутило. Он уверен, что возглавляемое им ведомство выполняет поручения президента, нищеты меньше, а гражданам оказано 387 видов социальной поддержки.  

Министерство выяснило, что более 80% граждан, живущих за порогом бедности, это семьи с детьми. Им в период пандемии, когда у населения упали доходы, уделялось особое внимание: «В прошлом году была проведена серия единовременных выплат на детей, поддержаны семьи, в которых воспитывается более 28 млн детей. На это ушло свыше 850 миллиардов рублей.

…В этом году получили единовременную помощь родители почти 21 млн детей школьного возраста, на что было направлено 210 миллиардов рублей».

Всего на семьи с детьми истрачено более 1,1 трлн рублей. Введено пособие для малообеспеченных семей с детьми от 3 до 7 лет в размере регионального прожиточного минимума на ребенка, это в среднем 12 тыс. рублей, при 100-процентной оплате. В среднем в месяц такую поддержку получает около 3 млн родителей детей соответствующего возраста. С 1 июля этого года получают поддержку родителям, которые в одиночку воспитывают ребенка от 8 до 17 лет. Ежемесячное пособие назначено на полтора миллиона детей этого возраста. Выплачивается ежемесячное пособие 170 тыс. женщин, воспитывающих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Не забыл Котяков про адресность выплат, точечность поддержки: нельзя же допустить, чтобы деньги ушли тем, у кого хватает на еду. Тут соблюдается жесткий контроль: если в какой-то семье на копейку-две больше прожиточного минимума приходится на члена семьи, то ей уже выплата не полагается. Поэтому «введена комплексная оценка нуждаемости, когда, помимо доходов, оценивается имущественная обеспеченность семьи и ее трудовой потенциал».  

Упоминал министр материнский капитал, помощь в выплате ипотеки, которая выражается в снижении процентных ставок. Многократно Котяков напоминал о 10-тысячных выплатах пенсионерам накануне парламентских выборов. Ничто министром не забыто, только для самих стариков эти деньги что вода: за лекарство заплатили – и «подарок» стаял.    

Министр крепко держит в памяти, сколько, когда, кому выдано крох с барского стола, и в какие миллиарды для бюджета складывались эти тысячи.

Ускользнули от внимания министра дети-сироты, их многолетние ожидания жилья, скитания, нужда. Депутаты ему напомнили, что есть в РФ очень уязвимая часть граждан – выпускники детских домов, которые в 18 лет оказываются в житейском море без средств, без крыши, без помощи. По сиротам у Котякова не нашлось конкретного ответа. Да, им помогают, как могут, но на жилье для них выделяется мало денег. Проблема остается открытой.         

На многие вопросы депутатов министр не смог ответить. Трудным стал вопрос о долговременном уходе за беспомощными инвалидами, сейчас за этот труд выплачивается 1 тыс. 200 рублей в месяц, его выполняют, как правило, родственники. У министерства есть планы, как изменить ситуацию, но нет ясности с финансированием. Велика вероятность, что все будет сброшено на регионы и проблема зависнет.  

Засыпали министра вопросами коммунисты. «Дети войны» – когда министерство соцзащиты будет по-настоящему их защищать? Сейчас страна отмечает 80-летие победного наступления Красной Армии под Москвой. В те тяжелейшие дни помогали взрослым подростки. Сегодня их подвиг отодвинут правящим режимом из политических соображений на второй план. Но социальное министерство обязано помогать всем, кто живет в стране и нуждается в помощи. Котяков сослался на то, что в большинстве регионов «дети войны» получают какие-то льготы и относятся к особо уважаемой категории. И этого достаточно? Судя по реакции министра, «дети войны» с их мизерными пенсиями, жизненными тяготами и несправедливой недооценкой их заслуг в годы войны и восстановления разрушенной страны мало его интересуют.

Не рад был министр вопросам о пенсионной реформе. А они не раз звучали. Коммунист Андрей Алехин напрямую спросил Антона Олеговича, не собирается ли министерство отменить провальную реформу по повышению пенсионного возраста. «Ею не достигнута ни одна из целей, – отмечал Алехин. – Говорили, что Пенсионный фонд (ПФ) будет самодостаточным, не потребует вливаний из федерального бюджета. Однако несмотря на сокращение числа пенсионеров и отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, ПФ по-прежнему требует трансфертов и получает значительные дотации: в 2021 г. – 1,55 трлн рублей, в 2022 г. – получит 1,7 трлн рублей, в 2023 г. – 1,7 трлн рублей, в 2024 г. – 1,55 трлн рублей. И ради чего все затевалось? Реформа ошибочная, ее пора отменить»…

«Цель у реформы была другая, – возразил Котяков. – Речь шла о росте пенсионного обеспечения наших граждан».

Но и этой цели, заметил Алехин, не достигнуто. Она значительно ухудшила материальное и социальное положение пенсионеров и предпенсионеров. 

У инвалидов дела не лучше. «С 3 декабря началась Международная декада инвалидов, – напомнил министру Олег Смолин (КПРФ). – В прошлом году с нами встречался президент, в этом из руководства пока не встретился никто. А вопросов много. Пенсии по инвалидности в 2021 году будут расти на жалкие 5,9%, а официальная инфляция в этом году – 8%, если брать продукты питания, то все 20% и более. Как жить человеку с ограничениями по здоровью? Они теряют возможность работать из-за того, что им тогда не будут индексировать пенсии. Всем работающим пенсионерам, и инвалидам в том числе, правительство не индексирует пенсии. Когда восстановится прежний порядок?»

«Вопрос рассматривается», – ответил Котяков.

Большая дискуссия развернулась между думцами и министром о доходах граждан. Генерал Виктор Соболев своим зычным голосом предложил министру все упростить: взять и враз всем пенсионерам поднять пенсии до нормального уровня, а дальше честно индексировать на реальную инфляцию, а не на росстатовскую, так же поступить и с зарплатами, увеличить их, чтоб люди понимали, за что они работают.  

Котяков, делая вид, что не очень понял генерала, пускался в длительные пояснения, что можно, что нельзя, рассказывал, сколько истрачено, сколько пособий, сколько компенсаций министерство выплачивает. К вопросу о зарплатах подключился Володин и начал распекать министра, что хозяева, т.е. работодатели, несправедливо мало платят работникам. Было видно, что Володин, впечатлившись диалогом президента с менеджерами шахты «Листвяжная», допустившими гибель шахтеров, так как платили им от выработки, что и вынуждало людей идти в забой, невзирая на опасность для жизни, решил и со своей стороны поговорить о зарплатах. Указывал, что начальники, хозяева разъезжают на «бентли» и «ягуарах», а люди гроши получают за свою работу. «Надо новые законы принимать, чтобы справедливо оплачивать труд», – доказывал Володин. Котяков соглашался. Хотя все законы, дающие право первым лицам вознаграждать себя по высшему разряду, например, законы об автономных учреждениях, единогласно принимала «Единая Россия».

Но единороссы, включая Володина, не способны быть самокритичными. Да и Котяков из их же среды. Достаточно вспомнить его разговор на Первом канале с телеведущим Познером, во время которого министр искренне удивлялся, как сильно люди нуждаются в деньгах. Сразу же после указа президента о выделении семьям по 10 тыс. рублей специальный сайт наполнился десятками обращений граждан. Люди хотели поскорее получить эти деньги. Для Котякова, доход которого, как и его супруги, исчисляется миллионами, 10 тыс. – копейки. И как же ему понять состояние массы россиян, которым и хлеб не всегда бывает на что купить? Некоторые идут на то, что берут кредиты на покупку продуктов.

В нашей стране, начиная с 90-х, разверзлась огромная социальная пропасть между богатыми и бедными. Богатые правят бал и решают, как жить миллионам нищих.

Коммунист Нина Останина, председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей, подводя итог обсуждению, упрекнула министра, что он не удосужился побывать на «Листвяжной», не увидел и не прочувствовал глубину трагедии, постигшую шахтеров.

Останина назвала целый ряд пробелов и просчетов министерства:

«Число видов социальной поддержки составляет 387. Но почему эти меры не дошли до детей-сирот из Хабаровского края? Сегодня там опекунские пособия всего 8 тыс. рублей. Почему в городе Соль-Илецк Оренбургской области медсестра, которая имеет стаж работы 5 лет, получает только 8 тыс. рублей? На руках у нее ребенок-инвалид. Не пора ли эти выплаты довести до МРОТ? Почему человек, который работал в горячем цехе в городе Орске Оренбургской области, получил базовую пенсию, насчитанную по баллам всего 7 тыс. рублей?».

Останина предложила Котякову выезжать в регионы, почаще встречаться с людьми, чтобы понимать, что меры социальной поддержки, кажущиеся грандиозными, в пересчете на одного конкретного человека мало что значат. Людям нужны рабочие места, полноценные зарплаты, нужны человеческие условия жизни, подчеркнула Останина.

 

Другие материалы номера