Конфликт начался на проходной центра, когда мужчину в спецодежде, приехавшего на велосипеде, попросили надеть медицинскую маску. После небольшой словесной перепалки Глазов выхватил Glock – травматическую копию всемирно известного пистолета, переделанную, как потом выяснилось, для стрельбы боевыми патронами, и открыл огонь. На месте были убиты охранник Алексей Рузлев и сотрудник МФЦ Владимир Шемнев. Еще четыре человека, включая десятилетнюю Софию, получили ранения различной степени тяжести. Сотрудники центра активировали пожарно-охранную сигнализацию, чтобы вызвать на место происшествия силовиков.
Очевидцы трагедии отмечают, что жертв могло быть гораздо больше, но у Глазова периодически заклинивало патроны в пистолете.
Когда убийца уже убегал из МФЦ, его задержал сотрудник миграционной службы старший лейтенант Георгий Домолаев. Среагировав на звук сирены и «характерные», по его словам, хлопки, безоружный полицейский догнал и скрутил стрелявшего. Отметим, что у Глазова был не только пистолет, но и нож, висевший в ножнах на поясе. Глава МВД Владимир Колокольцев уже представил полицейского к госнаграде.
Помимо оружия с места происшествия изъяли сумку злоумышленника, из которой торчали провода. Впрочем, вместо бомбы в ней нашли документы и наушники.
Злоумышленника доставили на допрос к следователю Главного следственного управления СКР, возбудившему уголовное дело по статье «Убийство двух и более лиц, покушение на убийство» и «Незаконный оборот оружия» УК РФ.
В ходе допроса убийца так и не смог четко объяснить причину своего поступка и вел себя неадекватно, ссылаясь при этом на последствия коронавируса.
В связи с этим не исключено, что после допроса подозреваемого отправят не в ИВС, а к психиатрам. Если же врачи все-таки сочтут Глазова вменяемым (окончательно его адекватность установит судебно-психиатрическая экспертиза), следствие будет ходатайствовать в Пресненском райсуде о его аресте.
О ЧП в МФЦ тут же доложили мэру Москвы Сергею Собянину, который в своем Twitter опубликовал данные о пострадавших и задержании стрелка. Но стрельба в столичном МФЦ, где были убиты несколько человек и пострадал ребенок, – не повод отменять торжественное открытие новых станций метро, считает Собянин… Тем более что за открытием станции лично следил президент, у которого Собянин испросил разрешение на открытие движения.
Алексей Филатов, президент Союза «Офицеры Группы АЛЬФА»: «Почему никто не заметил, как у Сереги поехала крыша?..
Преступника отправят на психиатрическое освидетельствование. С одной стороны, это стандартная процедура. С другой – действия его явно сложно назвать адекватными и вмешательство узких специалистов явно требуется. Но не только их. Уверен, что сдвиг по фазе у этого гражданина без медицинской маски произошел не одномоментно. И дело не в том, верит он в коронавирус или считает его «обычным гриппом». Дело в том, что «сходил с ума» он явно постепенно. С кем-то конфликтовал, кого-то поучал, перед кем-то хвастался купленным стволом, проявлял себя перед домочадцами, соседями, знакомыми, коллегами по работе… И вот тут мы наблюдаем явный сбой в общественных отношениях. Среди всего его окружения не нашлось никого, кто понял бы: «С Серегой что-то не то, надо бы сообщить куда-нибудь…» Атмосфера агрессии, которая нагнетается последние годы в СМИ и интернете, которая разделяет общество на враждующие лагеря, травит души людей, дает свои плоды. Одни стреляют из-за неприятия масочного режима. Другие не замечают, когда вчерашний сосед превращается в монстра. Как же нам стать более чуткими к ближним? Хотя бы ради собственной же безопасности…»
Заведующая научно-учебной лабораторией психологии социального неравенства ВШЭ Елена Агадуллина отмечает, что на эмоциональном состоянии людей сказываются и ограничительные меры. «Постоянное нагнетание угрозы и неготовность соблюдать навязанные нормы приводят к тому, что люди начинают проявлять разные виды сопротивления. Кто-то выбирает конструктивные формы работы над ситуацией, кто-то уходит в глубокую внутреннюю изоляцию, а кто-то открывает стрельбу, когда его просят надеть маску», – говорит госпожа Агадуллина.
Основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов согласен, что ситуация, когда людей надолго «выбивают из привычного образа жизни», ведет к «социальной раздражительности», однако утверждает, что социологи тем не менее не фиксируют всплеска агрессивной активности, связанного с пандемийными ограничениями.
«Сказать, что ввели масочный режим и из-за этого люди начинают стрелять друг в друга, было бы сильным упрощением. В данном случае провокацией послужила маска, но это не значит, что если бы не было масочного режима, этого человека не спровоцировало бы что-то другое», – рассуждает господин Фирсов.
Психиатр Вячеслав Филашихин говорит, что открывший стрельбу мог как осознавать, что делает, так и находиться в состоянии аффекта. Мотивы поступка, полагает он, должна показать судебно-психиатрическая экспертиза. При этом господин Филашихин отмечает «общеизвестную тенденцию»: в связи с пандемией и ограничениями вырос уровень стресса и тревожных расстройств, более частыми стали обращения к специалистам с жалобами на пограничные расстройства, депрессию, бессонницу, фобии, особенно среди городских жителей.
О прошлом Сергея Глазова известно немного. По официальным данным, ранее к уголовной ответственности он не привлекался. До 2010 года Глазов являлся военнослужащим, уволился в звании подполковника. При этом, по до конца не подтвержденной информации, служил он в той же части, где числился, пожалуй, самый известный российский перебежчик – экс-полковник СВР Александр Потеев, заочно осужденный в 2011 году на 25 лет тюрьмы за выдачу ЦРУ сети российских нелегалов и дезертирство.
***
Задержанному по делу о стрельбе в МФЦ «Рязанский» и убийстве двух человек назначат психолого-психиатрическую экспертизу, сообщили в СК. Следователи уже опросили очевидцев случившегося, собрали записи с камер видеонаблюдения, назначили необходимые экспертизы. Дома у него прошли обыски, следователи изучают материалы. При себе у подозреваемого нашли больше двух десятков патронов, около 3 миллионов рублей в разных валютах. Задержавший его полицейский говорил, что у него был пистолет и нож на поясе. Раненую десятилетнюю девочку в тот же день прооперировали в Морозовской больнице, врачи считают, что ее к концу недели можно будет выписать. Состояние одной из раненых остается крайне тяжелым, сообщил утром 8 декабря мэр Сергей Собянин.