«Корабли на Кубе или в Венесуэле?»

Сергей Рябков явно не из тех, кто говорит невпопад. Особенно в момент, когда напряженность между Россией и Западом достигла критической отметки, и кто-то начинает замечать, что такой обстановки не было со времен холодной войны. У человека, которого Сергей Лавров и Владимир Путин отправили на переговоры с США, огромный опыт в дипломатии: в прошлом он работал советником посольства России в Вашингтоне и возглавлял делегацию, работавшую над соглашениями по иранской ядерной программе. В тот сложный период министр Лавров тоже решил положиться на своего самого «американского» человека, сложного и многогранного. Не жесткого бюрократа из глубинного государства, а того, кто может взаимодействовать в том числе и со СМИ. Кто-то думает, что он мог бы стать следующим главой МИД после того, как истечет срок полномочий бессменного Лаврова. Но «покер фейс», как его прозвали после того, как в одном интервью он процитировал песню Леди Гаги, пока увиливает от ответа.

Тем не менее Рябков посылает сигналы. И посылает он их Вашингтону. Он ведет себя как игрок в покер: держит «каменное лицо, чтобы ни один мускул не дрогнул, когда оппонент на той стороне ломберного карточного столика сделал какой-то ход», как говорил сам Рябков. И эти предупреждения нужно принимать во внимание, потому что с их помощью можно определить, как будет играть Кремль в этих долгих переговорах с Белым домом.

Главный российский переговорщик решил метить высоко, в самый центр «заднего дворика» Вашингтона. Рябков предупредил, что в случае провала переговоров и в зависимости от «действий американских коллег» Владимир Путин может принять «военно-технические меры», которые коснутся Кубы и Венесуэлы. «Зависит от действий американских коллег. Президент России многократно высказывался в том числе и на эту тему: каковы могут быть мероприятия, например, по линии российского военно-морского флота, если дело пойдет совсем в направлении провоцирования России и дальнейшего усиления военного нажима на нас», – объяснил дипломат. «Мы не хотим этого, дипломаты должны договориться», – добавил Рябков, но при этом заявил, что не может подтвердить или исключить подобные военные инициативы.

Для США это предупреждение особенно важно. Возвращение призрака холодной войны в Центральную и Южную Америку – кошмар, о котором Вашингтону, возможно, придется вспомнить. Советские ракеты на Кубе и мысли о том, что в случае ядерной войны удары будут нанесены по побережью Северной Америки, приводили в ужас американцев. Карибский кризис – эпизод в новейшей истории США, который периодически становится темой политических обсуждений, когда новые и старые противоборствующие державы пытаются посягнуть на то, что Доктрина Монро рассматривает как «задний двор» США, то есть Латинскую Америку. И теперь заявления Рябкова ранят американское общество, которое, кажется, не привыкло к идее холодного, но широкомасштабного конфликта с настоящей державой, а не с преступными или террористическими организациями.

Возможно, это всего лишь жест, служащий для того, чтобы подтвердить, что у Кремля есть необходимое оружие для давления на Белый дом по всему миру. И поэтому не нужно считать Восточную Европу единственным местом, в котором может разыграться сценарий войны сверхдержав. Однако не стоит недооценивать сеть союзников и партнеров России в Латинской Америке. Россия никогда не отказывалась от связей с кубинским политическим и военным руководством. Что касается Венесуэлы, уже неоднократно говорилось о том, что наемники из «Вагнера» якобы обеспечивали безопасность Николаса Мадуро, особенно в тот момент, когда казалось, что вот-вот начнется гражданская война. Последние годы в Венесуэлу также стали наведываться иранские танкеры – еще один повод для визита российского флота к чавистам. То же самое можно сказать и о Гаване, куда корабли российского ВМФ заходили, и не раз. Не нужно забывать и о роли Никарагуа. Эта страна уже давно подключилась к противостоянию Москвы и Вашингтона, в котором теперь еще участвует и Пекин. В общем, предупреждение Рябкова может быть блефом, а может и обрести более конкретную форму.

 

Лоренцо ВИТА
Il Giornale (Италия)

 

Другие материалы номера