Народный гений Ваня Иванов




Ваня был третьим среди 11 детей Ивановых. Прокормиться было трудно, и сызмальства был он отдан «в люди», отправлен в Екатеринбург, где работал на фабрике купцов Панфиловых: сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. Однако не давала ему покоя художническая жилка: прадед – шадринский купец Павел Иванович Иванов расписывал стены в Спасо-Преображенском соборе, отец и дяди, тоже творческие люди, были строителями и богомазами (церковными живописцами).

Потому, проработав 3 года на фабрике, Иван в 1901 г. сбежал и без подготовки, в 14 лет, сдал вступительный экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, став лучшим из 24 претендентов. Во время первых каникул в мастерской отца он вылепил скульптуру сестры Тони, которую продал коллекционеру, а на вырученные деньги купил бабушке расписной платок, а Тоне – школьную форму. Когда талант Иванова был замечен, пошли заказы, которые он выполнял с большим желанием. Окончив в 1906 обучение, он вскоре со своим другом сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России: побывали на Каме, на Волге, на Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву. Далее Иван пешком отправился в С.-Петербург, чтобы поступить в Академию художеств – однако неудачно, и потому подрабатывал даже уличным пением – у скульптора был еще потрясающий голос.

Голос этот услышал режиссер Александринского театра Михаил Дарский, принял живое участие и помог Ивану поступить на Высшие курсы Театрального училища и в Музыкально-драматическую школу. Иван Дмитриевич всерьез выбирал между занятием художника и оперного певца. В училище продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к Илье Репину (!), который дал им высокую оценку, – потому и выбор свой Иван сделал окончательно.

В столице прожил до 1908, затем служил в Русской императорской армии. После окончания службы, по ходатайству петербургских ценителей его таланта, Шадринская городская управа назначила ему стипендию на обучение, и в 1910 он смог выехать учиться за границу. В Париже был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Огюста Родена и Эмиля Бурделя. В 1911 парижские учителя отправили его на стажировку в Рим, в Институт изящных искусств, где Шадр копирует фрески Рафаэля в Ватикане, изучает искусство в Королевской библиотеке.

Именно в эти годы европейского ученичества, состязаясь с титанами Возрождения, Ваня Иванов из зауральской деревни стал называть себя Шадром в честь любимого Шадринска. Под этим именем он и войдет в российское и мировое искусство.

В 1912 году вернулся в Россию, работал в Москве, одновременно учился в Московском археологическом институте. С 1914 по 1917 г. работал у кинопромышленника А. Ханжонкова, женился на москвичке Гурьевой Татьяне Владимировне. В его работах ощущается значительное влияние стиля модерн и национально-романтических настроений, он создает ряд памятников жертвам Первой мировой войны. Известность Шадру принесла разработка грандиозного проекта «Памятник мировому страданию», Замысел вызрел после того, как немецкая подводная лодка потопила в Черном море русско-французское госпитальное судно «Портюгаль», на котором погибло 115 человек. Проект Шадра победил на конкурсе, но выделенных средств оказалось недостаточно и реализовать замысел не удалось.

После Революции, в 1918, он едет в Омск забирать своих многочисленных родственников, но Гражданская война перекрыла ему пути назад. Белые генералы попытались воспользоваться талантами скульптора, но в ноябре 1919 года теснимое частями Рабоче-крестьянской Красной Армии Временное правительство бежало из Омска.

Шадра берут в Политпросвет 5-й Армии, в Сибревком, в апреле 1920 он взялся увековечить память жертв белого террора, погребенных в городском саду Омска. В мае того же года от Сибревкома получил заказ на памятник Карлу Марксу – летом статуя уже была готова и установлена. В Омске работал также над рельефами с изображением Карла Маркса, Карла и Вильгельма Либкнехтов и Розы Люксембург. В 1921, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, вернулся в Москву, где его,  как уже известного скульптора, стиль – Академический модерн плюс социалистический реализм – сразу стали активно привлекать к творчеству.

 

[img=-20586]

 

По заказу Гознака он становится автором тех самых скульптур так называемых «денежных мужиков»: «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» и «Сеятель», которые послужили изображениями на дензнаках. Прототипы Шадр, как народный скульптор, нашел на родине своей бабушки, в деревне Прыговой (Калгановой) Шадринского уезда: «Крестьянин» – Порфилий Петрович Калганов, «Сеятель» – Кирьян Кириллович Авдеев.

С окончанием создания этих скульптурных произведений начинает работать главным художником Гознака, и потому первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и маркированный конверт вышли с «шадровскими» марками; были также воспроизведены на облигациях займов и государственных ценных бумагах СССР. В 1923 принял участие в оформлении Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, где демонстрировались его скульптуры. Большой интерес вызвали композиция «Штурм Земли» и эскиз рельефа в глине «Борьба с землей» – Шадр пытался в них отразить революционные преобразования, которые несет для сельского хозяйства социалистическая революция.

Кончина В.И. Ленина в 1924 году выдвинула его главным мастером довоенной скульптурной Ленинианы. За 13 лет он создал 16 скульптурных изображений В.И. Ленина. Одна из самых значительных его работ – монумент с одиннадцатиметровой бронзовой фигурой, установленный в 1927 году на территории Земо-Авчальской ГЭС им. В.И. Ленина в Грузии. Это – один из первых памятников В.И. Ленину. Он был демонтирован в 1991 г., в дни крушения СССР.

Советская мемориальная скульптура вообще заняла в его творчестве значительное место. В 1926 г. он становится членом Общества русских скульпторов (в дальнейшем Союза советских скульпторов), вновь посещает Францию, где в Париже лепит бюст, бывшего тогда полпредом СССР Л. Красина, затем повторяет портрет в мраморе.

И вот 10-летие Октября, 1927 год. Символом советской эпохи становится знаменитая скульптурная композиция И. Шадра «Булыжник – оружие пролетариата», где молодой рабочий, в порыве захватившей его борьбы за дело революции, подбирает с мостовой камни против ненавистного врага. Впервые скульптура была установлена в августе 1928 г., в открывшемся тогда ЦПКиО им. Горького (оригинал ныне в Третьяковской галерее). В 1930 г. И. Шадр и скульптор П. Таежный стали авторами макета ордена Ленина. В 1933 И. Шадр из мрамора и гранита создает надгробия Надежды Аллилуевой – жены И.В. Сталина (ныне на кладбище – копия скульптуры, подлинник находится в Третьяковской галерее).

И отдельно еще об одной скульптуре, которая тоже стала сверхзнаменитой. Речь о «Девушке с веслом». Шадр предпочитал, чтобы его работы находились не в музейных залах, а на улицах городов. «Скульптура должна не экспонироваться – жить!», – говорил он. И поскольку в Советской стране бурно развивался и спорт, решил слепить красивую, спортивно сложенную девушку, чтобы вдохновляла на новые победы. Облик «девушки» – сначала гипсовой в 12 м. – делал абстрактный, а поскольку фигурой приглянулась чемпионка СССР по академической гребле Нина Хоменкова, то и выбор натуры остановил на ней.

Памятник в 1935 г. появился у входа в ЦПКиО им. М. Горького, в центре фонтана, на главной магистрали, однако через год был убран. Во-первых, не вписывался габаритами, а во-вторых, недолговечен был материал. Гипсовый отправили в Луганск, где его с благодарностью приняли, а 8-метровый, новый, из тонированного бетона, Шадр делал уже совершенно с конкретной спортсменки – гимнастки Зои Бедринской. Летом 1936 г. второй вариант установили на том же месте, при входе в ЦПКиО, но в 1941 г. при бомбежке скульптура погибла.

Все остальные, появившиеся в массовом количестве «Девушки с веслами», гипсовые, в спортивной одежде – купальнике, в парках, практически, по всему СССР, – это уже работы совершенно другого автора, Ромуальда Иодко. Шадр же вложил свой труд в произведения: «Рабочий со знаменем», «Девушка с факелом», проекты памятников бойцам ОКДВА (Особая Краснознаменная Дальневосточная Армия), надгробия скончавшемуся в 1934 г. Владимиру Дурову, в 1938 г. – Екатерине Немирович-Данченко на Новодевичьем кладбище, и другим известным людям.  В 1939 работал над проектом памятника А. Пушкину, создал скульптуру М. Горького в образе Буревестника (бронза, Третьяковская галерея). В том же году подготовил более классическую модель памятника М. Горькому, однако сам памятник был сооружен у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти И. Шадра. За него, посмертно, в 1952 г. он был удостоен Сталинской премии.

Умер народный гений, великий советский скульптор Шадр Иван Дмитриевич всего в 54 года перед Отечественной войной, 3 апреля 1941 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Большинство работ И. Шадра сейчас находятся в Государственном центральном музее современной истории России, в Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, и в других музеях. Благодарность за них автору и добрая ему память!

 

Другие материалы номера