Липецкая бояковщина




Внимание парламентариев привлекла информация, что Министерство культуры выделило грант в размере нескольких миллионов рублей на спектакль Липецкого драматического театра "Горе от ума".

Увидев эту постановку, великий русский драматург и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов упал бы в обморок. Главная героиня пьесы Софья представлена постоянно пьющей, совершенно невменяемой. Чацкий из трагического героя превратился в водевильного, более того, герой, молодой в пьесе (всего на несколько лет старше Софьи), превратился в старого лысого мужчину. И что вообще, казалось, невозможно вообразить в государственном академическом театре – барышни XIX века на сцене курят кальян!

В постмодернизм (в худшем смысле этого слова) Липецкий драматический театр ударился, конечно, не сегодня. Каждое "новое прочтение" классических драматических произведений все больше и больше шокировало ту часть липецкой интеллигенции, которая привыкла к классическому театральному искусству, а не к дешевой подделке.

Разумеется, то же самое происходит по всей стране. Немало сказано уже про "бояковщину", поразившую МХАТ. Стоит вспомнить и про режиссера Кирилла Серебренникова, которого либералы из-за уголовного преследования возвели чуть ли не в ранг святого. Однако самое известное деяние этого режиссера спектакль "Голая пионерка" опорочивает, переворачивает с ног на голову историю священной для каждого русского человека Великой Отечественной войны.

В чем же причина, что театральное искусство в нашей стране все стремительней превращается, уж простите, в порнографию? А причина все та же – «рыночные отношения». Культура в России, как ни позорно бы это было для страны, где творили Достоевский, Чехов, Толстой, Шолохов, Станиславский, Немирович-Данченко и многие другие великие таланты, финансируется по остаточному принципу, отдана на самоокупаемость. Вот и возникают в среде фривольных режиссеров всякие "новые прочтения", чтобы притянуть в театр нетребовательную (особенно молодую) часть населения и, извините, "состричь" денег с доверчивых людей, в культуре мало разбирающихся, ну а заодно и получить гранты на свои "революционные" постановки.

Классика на то и классика, что она всегда актуальна сама по себе. Разве не современны духовные искания Чацкого, разве утратил свою анекдотичность образ Скалозуба? Ну и, конечно, разве не описывает российскую действительность XXI века монолог Фамусова?

Конечно, люди еще умеют отличить искусство от халтуры, ценят русское классическое театральное искусство, десятилетиями задававшее тон Западу, еще есть шанс преодолеть это "горе от ума".

Конкретно же по факту выделения и траты многомиллионного гранта на курение кальяна на сцене депутаты-коммунисты Липецкого областного совета планируют обратиться в прокуратуру и в Министерство культуры РФ.

Другие материалы номера