«Огонь сожрал все»

Больше всего пожаров зафиксировано в Красноярском крае, где огонь охватил 12 509 га. Масштабные участки леса горят в Хакасии (2836 га), Иркутской (2009 га) и Тюменской (1443 га) областях, в Республике Тыва (1390 га). Природные пожары площадью менее 1 тыс. га действуют в Курганской, Томской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Еврейской автономной и Сахалинской областях, Республиках Алтай и Бурятия, также в Забайкальском крае.

Горят леса и на особо охраняемых природных территориях. В Тыве продолжает действовать пожар в заповеднике «Убсунурская котловина» на площади 1869 га. В Красноярском крае горит 70 га в Саяно-Шушенском заповеднике, в Кемеровской области – 50 га в национальном парке Шорский.

Пожароопасный сезон объявлен в 80 субъектах России, а всего в стране 86 регионов. Режим ЧС введен в Курганской области, в четырех районах Красноярского края, одном районе Республики Тыва и в двух районах Хакасии. Особый противопожарный режим установлен в 45 регионах РФ.

***

Страшные пожары коснулись всего Красноярского края. Здесь уже сгорело 19 населенных пунктов. Накануне днем эвакуация началась в селе Белый Яр Ачинского района. Следом огонь атаковал деревни Лакино, Большая Мурта, поселке Новокурск, Зыково и другие. Вспыхнули 60 населенных пунктов. 18 человек уже погибли в результате природных пожаров, разгоревшихся в Сибири и на Урале. В нескольких селах и городах сгорело больше половины жилых домов. Жители Красноярского края и Омской области признались, что первые часы тушить свои дома им пришлось самостоятельно. Пожарных машин либо не было совсем, либо было недостаточно. Погорельцы ожидали, что в условиях опасного верхового пожара на помощь придет авиация, но ни вертолеты, ни самолеты-амфибии так и не прилетели.

***

О том, в какой огненный ад попали жители красноярского города Уяр, «Советская Россия» рассказала в номере за 12 мая. По последним, уточненным данным, в городе с населением в 12 тысяч человек в пожаре восемь человек погибли, 17 пострадали, сообщает МЧС. В огне сгорели минимум 484 дома. Сейчас борьбу с огнем ведут в 13 муниципальных районах, уточнили в ведомстве.

С выплатой обещанных компенсаций погорельцам тоже проблемы. Власти Красноярского края обещали начать выплачивать помощь погорельцам с 11 мая, когда после майских выходных откроются банки. «Сначала они получат по 15 тысяч рублей – это первичная единовременная адресная помощь. Затем пострадавшие от пожаров смогут получить выплату из резервного фонда края. Ее размер – от 20 до 50 тысяч рублей (зависит от того, частично или полностью утрачено имущество)», – рапортовали чиновники. Погорельцы говорят, что до сих пор не могут получить даже первые 15 тысяч.

«Беда коснулась многих в Уяре, в том числе и моей семьи. У моей бабушки и у тети сгорели полностью дома, они остались практически без всего, из домов успели вынести только необходимые вещи и документы. Если есть возможность, кому сколько не жалко», – пишет в соцсети Анастасия Малыгина. Таких просьб о помощи десятки – некоторым погорельцам не выплатили даже 15 тысяч, обещанные всем без исключения пострадавшим от огня.

– У отца сгорел дом, у родственников, у крестного и у друзей дома сгорели. Сотни погорельцев. Выплаты, по ощущениям, – большая часть не получила даже этих минимальных. Поэтому часть живет у родственников и знакомых, отец у меня сейчас живет. Просто не на что даже снять жилье, – говорит Юлия Иванова из Уяра. – С компенсацией на жилье вообще непонятно – чиновники уже говорят о том, что жилье будет только тем, у кого оно было единственное, а остальные как хотите…

– Мы бы и рады уехать, но мне с боем выдали 15 тысяч рублей – говорили, что, мол, вы не пострадали, раз у вас сгорел арендованный дом, а не свой собственный. А то, что там вещи мои, все имущество – это, видимо, побоку. Просили, жутко вспомнить, чеки на стиралку, холодильник – и это у погорельца, который паспорт не успел из огня спасти, представляете? – возмущается Ольга Якоби. – На эти пятнадцать тысяч мы смогли только продукты купить, и даже не все необходимое из вещей, так как часть мне надо растянуть до зарплаты. Спасибо тем жителям, кто скинулся вещами – мы хоть с дочкой одежду смогли бесплатно взять. Но пока ехать из Уяра некуда и не на что. Да и что делать в других городах? Работа-то здесь. Остается поливать пепелище, кому свое, нам – родным помогать и думать, на что строиться.

По словам Ольги, в борьбе с чиновниками ей не помогли ни в Следственном комитете, ни в прокуратуре. «А где искать помощи? В прокуратуре? Я была в прокуратуре. Мне там сказали еще жестче, чем в администрации: «Вы просто арендатор? Значит, не погорелец. Ну и что, что ваши вещи все сгорели».

***

В Омской области пожары уничтожили около 100 жилых домов и десятки нежилых строений. Больше всего пострадал город Называевск и село Новоалександровка. По обвинению в халатности, которая привела к пожарам, задержан начальник региональных электрических сетей Евгений Шаламов. Глава Называевска Виктор Лупинос арестован по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями.

В СК заявили, что огонь уничтожил 88 домов, оставив без жилья 250 человек.

– В Называевске у многих сгорело вообще все: дом, машина, документы, – перечисляет Кирилл Курашев. – Фактически половина города сгорела! Многие траванулись угарным газом, в больнице лежат.

По словам жителей, пожары в местных лесах и полях по соседству – дело привычное, на пикниках плохо тушат костры, огородники устраивают пал травы, но такого, как в этом году, пламени они не припомнят.

– Еще несколько лет назад опашку вокруг города проводили. Такие полосы безопасности делали. В этом году не было. Я не знаю, экономия это или лень, но в результате сотни без домов остались, – говорит Виктория Дондукова.

Кузбасс. Изындаево

В Кемеровской области при тушении загоревшихся домов в Тяжинском районе пожарные обнаружили тела троих человек. Всего там сгорело более 50 домов. Большая часть – 46 – в деревне Изындаево.

– У нас, считай, все в деревне погорельцы. В Изындаево сгорело 46 жилых домов. Осталось только 6 домов целыми! – говорит Виктор Титов.

Его соседи Галина Потривайло и Никита Незамутдинов приводят те же цифры: «У нас 79 пострадавших от огня! Один погибший, один пропавший без вести, но считай, тоже погиб».

Жители Изындаево говорят, что опашку деревень и соседних сел не проводят уже несколько лет.

– …у нашей семьи случилось страшное горе: сгорел дом, сгорело все, что наживали годами. Мы остались ни с чем. Пожар забрал все. Сейчас вынуждены собирать в соцсетях, потому что у соседей не спросишь. Тут сейчас все пострадавшие, безо всего, – говорит Елена Незамутдинова. – Каждая копейка в помощь. Спасибо людям, не оставили нас в этой страшной беде. Потому что от властей мы так и не дождались ни средств, ни жилья, хотя бы временного.

Жителям Изындаево районные чиновники заявили, что пункт временного размещения в деревне «организовать негде». Поэтому им приходится переезжать к родственникам или знакомым в другие села или города.

– Сказали, что восстанавливать нечего. Надо всех переселять отсюда. Ну считайте, нет больше нашей любимой деревни, нашей родины. Люди остались без крыши над головой, без средств к существованию – огород, хозяйство, все уничтожено. А ведь жили большей частью пенсионеры и люди немолодые уже. Очень тяжело сейчас начинать все с нуля. А тем, у кого и родных-то нет? Очень страшно, очень больно, – признается Елена.

***

В двух поселках Иркутской области, по данным МЧС, огонь уничтожил 41 жилой дом и единственную школу. Местные чиновники обещали погорельцам выплатить компенсацию за жилье и построить в Половино-Черемхово новую школу взамен сгоревшей.

На встрече сибирских губернаторов с президентом России по поводу пожаров глава Иркутской области Игорь Кобзев внезапно для половино-черемховчан заявил Путину, что школу «решили не восстанавливать». Он поблагодарил президента за увеличение финансирования охраны лесов и уверил, что техникой пожарные обеспечены и зарплаты им подняли.

– Мы возмутились этому, мягко говоря. Губернатор мало того, что сам так и не посетил Половино-Черемхово, ни он, ни его подчиненные даже не спросили нашего мнения о том, нужна ли нам школа. На минуточку, она была культурным центром села. Речь не только о том, что нашим детям придется ездить в другое село на учебу (с какими перебоями организуют эти поездки, сами знаете), но и в том, что село заодно осталось без клуба, кинотеатра, места общественных обсуждений. Видимо, чем меньше мест, где люди могут собраться и высказать свое мнение, тем для наших властей лучше, – пишет в соцсети жительница села Юлия К. – Поэтому мы решили записать обращение к Путину, показать всем, что мы против этого решения губернатора. Знаем, что до адресата наше обращение дошло, но будет ли эффект, непонятно. Конечно, мы переживаем.

За минувшие выходные огонь в Иркутской области прошелся по территории более чем 17 тысяч гектаров. В регионе введен режим ЧС. Жителям запрещено посещать леса, разводить открытый огонь, в том числе сжигать мусор, а также охотиться и рыбачить.

После того, как пожар перекинулся с лесов на жилые дома, в пресс-службе правительства Иркутской области заявили, что пострадавшим выделят по сто тысяч рублей за утраченное имущество (то есть дома), и еще 5 тысяч рублей в качестве материальной помощи. Жители села признаются, что по 5 тысяч рублей на сегодня получили только несколько погорельцев, а обещанные сто тысяч – никто. Пострадавшим для этого нужно собрать документы, подтверждающие, что сгоревшее жилье было оформлено в собственность.

***

В Тюменской области продолжают бушевать лесные пожары, уже перекинувшиеся на населенные пункты. Лесной пожар накрыл село Бечелино Ярковского района и уничтожил значительную его часть. Огонь также подошел вплотную к деревне Криводанова, из-за чего на участке трассы «Тюмень – Криводанова» ограничили движение. Огонь подошел к проезжей части.

Очаги возгорания зарегистрированы на территории санаториев «Пламя Сибири» и «Энергетик», огонь приблизился к территории детского лагеря «Снежинка».

Но даже это не остановило провластное тюменское отделение «Молодой гвардии» устроить патриотический квест с использованием пиротехники. В результате вспыхнул пожар в парке им. Гагарина – особо охраняемой природной зоне. Загорелась сухая трава, и ветер мгновенно разнес пламя по огромной площади. Погибло большое количество птиц.

Особо тяжелая ситуация в Красноярском крае, где сгорело уже 19 населенных пунктов. В двух муниципалитетах края введен режим ЧС.

Главы сибирских регионов, участвовавшие в совещании, просили помощи у Владимира Путина. В частности губернатор Омской области Александр Бурков заявил, что региону пришлось гасить долги деньгами, которые временно взяли со счетов бюджетных учреждений, в том числе больниц. Президент отказался комментировать эту реплику.

Другие материалы номера