«Мы лучшей доли – сами не просили…»

Он основательно поддержал меня при защите диссертации, да и сейчас всегда находит нужное слово поддержки. Его советы всегда отличаются безупречным вкусом, филигранным поэтическим чутьем, честностью и мужеством, что и подтверждали всегда другие мои наставники – известный поэт и публицист Валентин Васильевич Сорокин сделал очень промыслительный вывод: «Саша Бобров никогда не терял своего голоса!», Людмила Васильевна Щипахина (светлая ей память!) часто с особой любовью говорила о своем друге: «Прислушивайся всегда к Боброву, это энциклопедически образованный человек с безошибочным талантом!»

И это верно, до сих пор для меня его наука – истина в первой инстанции. К тому же, у нас с ним оказалась одна общая, «но пламенная страсть» – непреодолимая тяга к познанию мира, к путешествиям, к новым приключениям, к сопутствующим им походным делам: сплавам, переходам, рыбалке, «тихой» грибной охоте и многому тому, что извечно оставляет свой след в душе и строках… И это стало еще одной, не менее важной, чем все остальные, областью нашего сближения, мне стали более понятными многие его образы, мысли, настроение. Его лирические песни:

Куда поедешь и куда пойдешь?

Мы лучшей доли – сами не просили.

И вот опять по всей России дождь,

Раз над тобой – то да: по всей России…

Александр Бобров, ко всей многогранности своих творческих и человеческих талантов, обладает одним очень ценным и нужным талантом – сплачивать около себя людей, зажигать их своими идеями и устремлениями, направлять в правильное русло их гражданское мировосприятие. И это относится в равной степени и к зрелым людям, и к молодому поколению. Скольким он помог на жизненном пути, скольких поддержал и способствовал профессиональному становлению! Скольких студийцев и питомцев-студентов он взрастил и сейчас взращивает в московских вузах! И здесь можно с научной долей уверенности сказать, что у профессора Боброва совершенно уникальный, неповторимый подход к подаче любой информации и учебного материала, не говоря уже о ценности его авторских методических пособий и книг. И я не просто для красного словца сказала на одном из творческих вечеров нашего наставника, что в жилах многих его воспитанников течет «бобровская» кровь.

И поэтому каждая новая статья в «Советской России», порой рождающая целый диспут, публикация в социальных сетях (он отзывается на все события в России и мире) и – тем более! – каждая новая книга Александра Боброва всегда для меня событие особой важности и нового повода для сверки взглядов, позиций и творческого настроя. И слово «настрой» в этом ряду имеет особое значение: автор именно настраивает читателя на окружающий мир, который мощно, гармонично, красиво и правдиво звучит в многоликом творчестве этого удивительно работоспособного человека. Вот строки из заглавного стихотворения книги:

Я иду за тобою следом

Сквозь толпу и безлюдный лес.

Как живешь ты под легким снегом,

Еле падающим с небес?

Он как будто бы зависает

Над Москвою и над судьбой,

Ненавязчиво завещает

Не прощаться еще с тобой.

И это творчество, с которым не хочется прощаться – бесспорно, прекрасный исследовательский материал для полновесной научной работы, монографии или диссертации. Вот и новая книга «Под легким снегом» – наглядный пример тому: в ней проявились аналитический и публицистический подход, стремительное восприятие, памятливое зрение и безошибочный жизненный слух, преданная любовь и дружба, острая ирония и юмор. В эту книгу входишь легко и знакомо, как в альма-матер – здесь и встречи, и радость общения, и ценность новых знаний: емкое предисловие «Дорогой лирника» Владимира Бондаренко (глубже и просторнее, кажется, никто и не сказал!). Песни – это вообще особая форма жизни в творчестве Александра Боброва, они занимают очень весомую часть его судьбы. Так и видится шагающий под песню Александра Боброва солдатский строй:

Ни чудищу, ни идолу,

Ни коршуну, ни ворону,

Не отдадим в обиду мы

Свою родную сторону.

Не отдадим высокую,

Пресветлую и ясную

Ни ворону, ни соколу,

Ни кречету, ни ястребу.

Эти строевые песни, множество стихов и публикаций, а главное, книги «Звезда над озерами. Мой брат защищал Ленинград» и «Сосна у селенья Бобровка» (НППЛ «Родные просторы»), да фактически всё, что создал Александр Бобров, это дань памяти брату – Герою Советского Союза Николаю Александровичу Боброву, который погиб 80 лет назад, в июле 1942 года, на Карельском перешейке. И когда это анализируешь, часто приходит такой очевидный и осознанный ответ, что один человек, даже с такой творческой «производительностью», как Александр Александрович, не смог бы сделать столько, если бы физически и духовно не ощущал неразрывного единства с погибшим братом и – по глубинной нравственной сути – не жил бы за себя и за него!..

Как много я прошел, как ярко все увидел,

Как часто жизнь моя безоблачно текла!

И если ранил я кого-то и обидел,

То видит старший брат: конечно, не со зла…

Особую ценность представляют «Заметки о поэзии» – это не просто глубокий, интересно поданный научный материал и информативное научное пособие, это щедро открытый мир векового духовного богатства, великая нравственная система ценностей, творческие прозрения и предвосхищения творцов. На всех своих баррикадах Александр Бобров предельно честен, он готов не только к битве, но и к кропотливой работе с союзниками на этом нелегком, но таком жизненно важном поприще. И в унисон сказанному хочется привести слова самого автора:

Вся дальнейшая переписка

С веком, Родиной и тобой –

 Не выводит из зоны риска,

Но хоть точка последняя близко – 

Мне не страшно с такою судьбой!

Да, настоящий творец – всегда в «группе риска», в зоне особого внимания, но это и есть Настоящее, есть Вечное, для которых и стоит жить, бороться и побеждать!

Другие материалы номера