Где пропавшие миллионы метро?

Он проходит по делу о хищении 900 млн рублей при строительстве красноярского метро. Деньги были выделены на разработку проекта 9 станций метро Красноярскому тресту инженерно-строительных изысканий («КрасноярскТИСИЗ»), где Митволь занимал пост председателя совета директоров.

Метро должно стать подарком к 400-летию Красноярска, недавно признанного миллиоником. Его строительство продолжается уже 27 лет, потрачено 8 млрд бюджетных рублей, но до сих пор так и не появилось ни одной станции.

Задержанного доставили в Красноярск. Депутат Красноярского заксобрания Денис Терехов, по его словам, летел в одном самолете с Митволем и описал сайту Тайга.инфо, как все происходило.

«В среду аэрофлотовским рейсом в 20.25 он в сопровождении двух молодых людей вылетал в Красноярск… Телетрап в Емельяново подали оперативно. Но пассажиров так и не начинали выпускать. На полосу въехал белый микроавтобус, по лесенке поднялись двое мужчин в спортивной одежде и бейсболках. «Фельдъегеря, наверное, встречают», – мелькнуло в голове. Я поравнялся с рядом, где Митволь и парни продолжали сидеть, как будто бы никуда не спешили. На телетрапе стоял полицейский и мужчины в спортивной темно-зеленой одежде… До этого последний раз я его видел лет 5–6 назад. Он взахлеб рассказывал, как интересно и перспективно заниматься проектированием крупных инфраструктурных объектов. Хвастался, что выиграл тендер на разработку проектной документации красноярского метро».

Накануне суд отправил Митволя в СИЗО до 24 июля 2022 года. Уголовное дело, по которому проходит Митволь, было возбуждено в мае 2022 года – «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Максимальное наказание по этой статье – лишение свободы на срок до десяти лет.

Коллега Митволя написал в своем телеграм-канале, что тот уже признал свою вину и пошел на сделку со следствием: «Мне не очень легко писать эти строки. Не хочется верить в фабулу обвинения, но и не верить невозможно. Олег сам заключил сделку с правосудием (досудебное соглашение). Это означает, что он признает свою вину и намерен изобличить других людей, причастных к совершению преступлений. При таких обстоятельствах считаю решение Митволя единственно правильным: снять грех с души, чистосердечно во всем признаться и начать активно сотрудничать со следствием».

«КрасноярскТИСИЗ», совет директоров которого и возглавляет Митволь, выиграл тендер на корректировку проектно-сметной документации по строительству метро в 2019 году. На сайте Госзакупок значится, что компания получила за эту работу 954 млн рублей.

По версии следствия, «КрасноярскТИСИЗ» выполнил лишь часть работ. При этом в документации использовались устаревшие и неактуальные сведения, часть документов была подписана лицами, которые в действительности работ не проводили. Тем не менее за свою работу компания, во главе которой стоял Митволь, получила оплату в полном размере.

– Думаю, что 900 миллионов, которые якобы похитил Олег Митволь, – это фантастическая сумма, в деле должны фигурировать другие цифры, – считает пожелавший остаться неназванным чиновник администрации Красноярского края, слова которого приводит сайт Тайга.Инфо. – Любой, кто хоть немного знаком с гоззакупками, понимает, что, скажем так, крайне проблематично украсть 900 млн из полученных по контракту 950 млн. Чтобы представить хоть какой-то результат, все равно придется понести расходы, всё полностью не сфальсифицируешь. К тому же часть денег съест откат, без которого подобные тендеры не выиграть, – а это 10–15% от суммы. Что сведения не перепроверили, что часть работ провели только на бумаге, – в это я верю, такое случается, а вот в то, что подрядчик украл более 90% выделенных средств, – нет. Нашелся кто-то обиженный, кто решил повесить на Митволя все грехи. Хотя, конечно, не исключен и другой вариант – что Митволь здесь проходная фигура, убрать с доски пытаются кого-то покрупнее, кого он назовет на следствии. Это станет понятно, как только прозвучит еще чье-то имя. Ходили слухи, что победу «КрасноярскТИСИЗ» обеспечила поддержка со стороны Александра Усса… Если так, это может быть очень крупная игра.

***

Еще в середине марта Митволь уверял, что западные санкции никак не повлияют на строительство метро в Красноярске. «Этот проект очень важен для морально-психологического здоровья жителей края, для комфортной жизни в городе», – подчеркивал разработчик проекта в интервью местным СМИ. Строительство метро действительно важно для «психологического здоровья» красноярцев, ведь жителям краевого центра обещают его построить еще со времен СССР: добро на проектирование метрополитена Политбюро ЦК КПСС дало в далеком 1983 году, когда Митволю едва исполнилось 17 лет. Развал Советского Союза заставил забыть о метро, к проекту вернулись лишь годы спустя. 17 октября 1995 года на строительстве был торжественно вынут первый ковш земли для будущей станции «Площадь Революции». В 2003 году в Сингапуре был куплен дорогостоящий тоннелепроходческий комплекс LOVAT, его запустили на строительстве станции «Высотная». Присутствовавший на торжественной церемонии мэр Красноярска Петр Пимашков пообещал, что метро точно будет достроено к 2008 году. LOVAT успел пройти около 3 км тоннелей. Несколько раз стройка останавливалась из-за прекращения финансирования. В 2008 году, когда метро должно было быть завершено, власти приняли решение о прекращении строительства станции «Площадь Революции» и засыпке шахты песком. В 2011 году проект окончательно остановили, все объекты стройки законсервировали.

***

С 2011 по 2014 год Красноярск ежегодно тратил 50 млн рублей только на консервацию метро – поддержание уже построенных тоннелей. Затем эта сумма увеличилась до 76 млн рублей. Поэтому в 2015 году депутаты горсовета предложили навсегда засыпать стройку. «Ну хватит пиариться. Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас. Давайте потратим какие-то деньги и закопаем», – убеждал коллег депутат Горсовета Александр Коропачинский.

Однако расстаться с мечтой окончательно Красноярск был не готов, и строительство вновь решили возобновить. В апреле 2019 года появился краевой законопроект «О развитии метрополитена в Красноярске», начались инженерно-технические изыскания и проработка проектной документации. Многие красноярцы уверены, что очередной коррупционный скандал не помешает осваивать бюджетные деньги на строительство метро и дальше. «Воровать деньги, выделенные на строительство метро, – дело житейское и уже ни у кого не вызывает удивления», – пишут красноярцы в социальных сетях. «Как гласит легенда, когда-то в Красноярске было метро, и его много лет пытались найти, для чего копали разное в разных частях города, но так и не нашли», – иронизирует эксперт по региональной политике, политолог Александр Кынев.

По материалам информагентств

Другие материалы номера

Приложение к номеру