А герой он — дважды

Кто такой Петр Антипов, со спецификой, быть может, не столь звучной, расскажем ниже, а вот гордиться им нужно столь же славно – «Маресьев №2» это… Только земли Волховской.

А родился Антипов Петр Григорьевич 26 декабря 1920г. в псковской деревне Строгино, в семье потомственных лесников. В 1930 г., после гибели (служил тогда на границе с Эстонией) отца, мать с тремя сыновьями переехала в с. Старая Ладога Волховского района Ленинградской области, а поскольку лес был частью жизни Петра с раннего детства, он, когда в 1938 г. в местной газете прочитал объявление о наборе в Тихвинский техникум лесного хозяйства – незамедлительно рванул туда. На первых двух курсах прошел еще курс начальной военной подготовки, и потому, когда началась война, 18 июля 1941 г., был призван в армию. После завершения в Ленинграде, – где пережил все ужасы вражеской блокады, видел беспримерное мужество и стойкость советских людей, – подготовки на стрелка-радиста, был зачислен в экипаж командирского танка КВ. Зимой, по легендарной Дороге жизни, через родные для Антипова приладожские места, танкистов вывезли из Ленинграда на станцию Войбокало, а в мае танковый батальон, в котором служил, – был уже под Москвой.

И воевал Петр славно. Причем почти всю войну. В одном из сражений, в 1942 г., танковая рота попала под артиллерийский обстрел, в результате прямого попадания артиллерийского снаряда танк КВ был поврежден. Но радист Антипов быстро отремонтировал вышедшую из строя радиостанцию, восстановил связь с другими танковыми экипажами – и подразделение противника было разгромлено (за этот бой был награжден медалью «За отвагу»). Потом участвовал в боях на Ржевском направлении, на Брянском. После боев под Сталинградом, весной 1943 г., опять попал на родную ленинградскую землю – на Пулковские высоты. Потом шли на Гатчину, освобождали Красное Село, Волосово, Осьмино, псковскую землю. В 1944-м, в 3-й гвардейской танковой бригаде, наступал уже на Белорусском фронте, был награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги».

Но 15 января 1945 г., в боях у реки Нарев, уже на территории Польши, поддерживавший пехоту танк КВ попал в танковую засаду. После нескольких попаданий гвардии старшина Антипов остался единственным выжившим из экипажа, отстреливался до израсходования патронов, затем открыл люк, танк попытался покинуть. Но был ранен автоматной очередью, а затем в танк бросили ручную гранату. Подобрали его не сразу, а когда доставили в санбат, оказалось, что отморожены – был ведь январь, как и у А. Маресьева, руки и ноги. В госпитале впервые прозвучало «газовая гангрена», и сразу по самое плечо ампутировали левую руку. Затем и обе ноги. Потом и правая кисть чернеть начала, отрезали и ее, и в зиму 1945–1946 г. отправили в Москву, где профессор Лабок сделал Петру «кисть Крукенберга». В военном госпитале, когда учился ходить на протезах и писать уцелевшей частью правой руки, – познакомился и с А. Маресьевым, а также, поскольку для выздоравливающих воинов была организована учеба разным профессиям, несгибаемые воля, упорство помогли получить Свидетельства об окончании курсов бухгалтеров и пчеловодов.

За боевые подвиги был награжден орденом Славы III ст. (1945), Красного Знамени (1947), но возвращаться домой, в Старую Ладогу, выпало уже без рук и ног, на костылях, с примитивным протезом на руке, позволявшим держать ложку. Но воля требовала действий, учиться пришлось одеваться, держать ручку, ложку, листать книгу, привыкнуть к протезам, научиться ходить. И, несмотря на все это, осенью 1946 г. поехал в Тихвин, в техникум, в котором два курса уже отучился. И не терпел никаких скидок на свое положение, чувствовать себя равным среди других – вот чего он хотел. И своего добился, все одолел, техникум окончил с отличием. Вернулся в родные края, начал работать в Волховском лесхозе, Лесничество принял в 1948 г.

Пришел в свой заповедный лес после многих испытаний, леса сильно пострадали во время войны, ухода почти никакого не велось, делянки захламлены ветровалом, отходами беспорядочных рубок. Пришел, едва поверив в себя, в свои силы, пришел на протезах, к которым еще мучительно привыкал. Но они встретились – лес и человек, любивший его с детства. Лес ждал защиты и помощи – человек хотел всей душой помочь лесу, и в то же время хотел взять сил у природы, чтобы жить и трудиться, как все. Работать лесоводом – значит, в первую очередь, без устали ходить, ходить и ходить, быть постоянно в дорогах, целые дни проводить на лесных делянках – и ведь на протезах. Хотя он и попривык к ним, все чаще старался обходиться без «третьей опоры» – без костыля, но какая это мука – ходьба. Сможет ли он? Петр понимал – должен. И частное замечание: как бы ни бывало тяжело, он никогда, даже в мыслях, не искал избавления от своей беды в рюмке водки. Всегда по-серьезному обижался, когда кто-нибудь на вечерах, в праздники принуждал его выпить.

И огромные счастливые изменения произошли в личной жизни – на имя Анна ему просто везло. Когда вернулся, мать Анна Кирилловна была для него, если требовалось, сиделкой, поводырем, командиром. Была ласковой и требовательной. Была деятельной. Что не могла сама, шла к людям. И встретилась и Анна другая – Тимофеевна, судьба будто создала их друг для друга. Вся жизнь Анны, с детских лет, сложилась так, будто исподволь готовила ее к главному испытанию в жизни, словно заставляла копить стойкость и силу духа, учила терпению и милосердию. Без преувеличения можно сказать, что ее жизнь тоже отмечена героизмом будничного труда, долготерпением и нескончаемыми заботами – не о себе, о других. И она не побоялась взять на себя такую необычную ношу, что засветила радостью глаза исстрадавшегося солдата. Петр так ободрился, что после 7 лет работы лесничим, с 1955 г., продолжил обучение заочно в Ленинградской лесотехнической академии (ЛТА) – и тоже успешно окончил, получив специальность «инженер лесного хозяйства». Когда у Антиповых родилась дочь (ранее – сын), по желанию отца ее тоже назвали Анной, и она тоже – что и дорогой папа, окончила потом ту же Лесотехническую академию.

В Волховском лесхозе Петр Антипов проработал почти 40 лет, посадил и вырастил лес на площади в две тысячи гектаров. Ленинградская область – самый северный регион для массовых дубовых насаждений, но в Волховском районе вырастил уникальную дубраву, которая еще при его жизни получила название «Антиповская». Были выращены и получившие название «Антиповские рощи». Об успехах лесничего по осушению заболоченных насаждений, лесовосстановлению, охране лесов от незаконных рубок и пожаров стали узнавать специалисты не только области, но и других регионов. В 1966 г. он стал первым в СССР лесничим, получившим звание Героя Социалистического Труда, с вручением ордена Ленина. Занимался общественной и патриотической работой со школьниками, директора Волховского лесничества П. Антипова называли Волховским Маресьевым.

Были присвоены звания: Заслуженный лесовод РСФСР, Почетный гражданин г. Волхова, жил счастливой семейной жизнью, воспитал достойных сына и дочь. Человек невероятной воли, Петр Григорьевич Антипов в 1985 г. был награжден орденом Отечественной войны I ст., но 21 октября 1993 г. из жизни ушел, похоронен в Старой Ладоге. Оставил о себе добрую Память, его жизнь – настоящий Подвиг. В том же 1993 г. был учрежден приз им. П. Антипова, за обладание которым ежегодно проводится конкурс российских лесничеств. Министерство лесного хозяйства учредило Премию им. Антипова. Именем П. Антипова назван лесопарк на правом берегу реки Волхов в районе мемориала «Валимский рубеж», а в Тосно появилась аллея Памяти – 19 (по числу лесничеств Ленинградской области) саженцев дубов, выращенных из желудей той самой, уникальной дубовой рощи, высаженной много лет назад самим Антиповым. Вот таким был он – «Волховский Маресьев» Антипов Петр Григорьевич. Знать после прочтенного будут его уже хорошо. Светлая Память!

Геннадий ТУРЕЦКИЙ

В апреле 2005 г. мы уже рассказывали о волховском Маресьеве.

Лесной богатырь

…Истинной радостью для меня стало издание «Энциклопедией сел и деревень» поэмы «Лесничий Петр Антипов», которую написал талантливый поэт и потомственный лесовод Дмитрий Гиряев. 

Кто же он, Петр Григорьевич Антипов? Отважный воин и невероятной воли человек.

В свое время о нем немало писали, был даже снят документальный фильм об этом мужественном человеке и настоящем патриоте. Но когда ушел из жизни в 1993-м, на фоне трагедии страны это осталось в обществе незамеченным: тогда Петра Антипова помнили уже только в его родном лесном ведомстве.

Но скажите, разве справедливо забывать таких изумительных людей? Подвиг Петра Антипова, как и Алексея Маресьева, как многих и многих других богатырей духа в Отечестве нашем, должен жить всегда, зовя на подвиги героев новых поколений. И поэма Дмитрия Гиряева, воссоздающая славную жизнь и яркий образ поистине замечательного человека, пусть обязательно будет прочитана молодыми. Пусть задумаются они, как это русский человек смог столько выдержать:

 

Откуда силы он берет?

И как нужду 

и боль выносит?

Ведь часто кровь 

из ран идет,

А он о помощи не просит.

И лишь во сне 

словцо обронит,

То повоюет, то застонет.

 

Кстати, сам автор поэмы –  тоже человек незаурядный. Потеряв на фронте отца, подростком пошел в армию, чтобы мстить за него фашистам. А после войны вместе с младшими братьями, которых он вырастил, успешно продолжил отцовское дело на поприще охраны и выращивания русского леса. Этому посвятил всю свою жизнь, передав эстафету убежденного лесовода детям и внукам.

Подвигом Петра Антипова был восхищен давно. И вот теперь этот герой будет жить в волнующей поэме!

Виктор КОЖЕМЯКО

Другие материалы номера

Приложение к номеру