Пострадал каждый третий

Эксперты ЦСР предупредили в докладе, что санкции неизбежно отразятся на состоянии моногородов – большинство градообразующих предприятий уже столкнулись с запретами экспорта своей продукции и ввоза в Россию оборудования. В ЦСР прогнозируют, что негативные последствия для моногородов начнут проявляться в третьем и четвертом кварталах 2022 года – это сокращение работников в наиболее пострадавших отраслях, снижение заработной платы, уменьшение выпуска продукции и закрытие предприятий.

Пострадавшие предприятия будут до последнего использовать механизмы неполной занятости и нерабочих отпусков, однако массово закрываться из-за санкций не будут, отметил гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. По его словам, сокращение числа моногородов за счет диверсификации их экономики должно стать индикатором успешности госпрограмм по поддержке таких поселений. По состоянию на июнь наиболее пострадавшими стали 16 предприятий со 182 000 работников. Это организации, которые работают:

– В лесной и деревообрабатывающей промышленности. Они столкнулись с невозможностью экспорта в «недружественные» страны – он ограничен запретами с обеих сторон: российскими – на экспорт и ЕС – на импорт. У компаний отрасли ушли иностранные собственники, действие сертификатов качества продукции приостановлено. Всего в России 45 градообразующих организаций лесной промышленности, на них суммарно заняты около 40 000 человек. Среди проблемных исследователи назвали такие моногорода, как Октябрьский, Новодвинск, Онега, Коряжма, Красная Поляна (Кировская область), Пиндуши, Муезерский, Парфино и Мантурово.

– В черной металлургии из-за сокращения внутреннего потребления и снижения инвестактивности, необходимости переориентировать экспортные потоки, а также справляться с негативными последствиями укрепления рубля началось сокращение производства на ведущих предприятиях, расположенных в моногородах. Так, Магнитогорский металлургический комбинат в мае остановил две из восьми доменных печей, сократив производство чугуна на 40%, а «Северсталь» в Череповце запланировала снижение объемов производства на 20–40%. По оценке исследователей, риски с ухудшением ситуации в металлургии вырастут для Магнитогорска, Челябинска, Новокузнецка, Каменска-Уральского.

– В транспортном и специальном машиностроении. Так, для Набережных Челнов и расположенного там КамАЗа критична приостановка деятельности иностранных предприятий – они входили в цепочку кооперации по сборке современных кабин и двигателей грузовиков. Сейчас 7400 жителей моногорода работают в режиме неполной рабочей недели, говорится в докладе. Для вагоностроения (50 000 работников), отмечается в нем, деталью, без которой невозможно дальнейшее производство, стали кассетные подшипники. Из России ушли все крупные зарубежные производители кассетных подшипников, на июнь на российских предприятиях такое производство не создано. Объемы выпуска вагонов сильно снизили «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) и «Рузхиммаш» (Рузаевка). «Алтайвагон» (Новоалтайск), один из лидеров по производству грузовых вагонов в стране, работает в режиме минимальной загрузки из-за падения объемов перевозок по железной дороге. Неблагоприятная ситуация сложилась в таких моногородах, как Тольятти, Набережные Челны и Елабуга.

В России насчитывается 321 моногород, в них живут 12,7 млн человек, или 8,7% населения страны. Большая часть градообразующих предприятий работает в машиностроении (70), 64 – в сфере добычи полезных ископаемых, 38 – в лесной промышленности. В 2019 году Минэкономразвития отнесло к проблемным 99 моногородов, исходя из оценки ситуации в них населением.

По данным ЦСР, 38 моногородов России, в которых живут

552 000 человек, хотя и не были включены в санкционные списки напрямую, все равно пострадали из-за косвенных факторов. Эксперты отмечают, что косвенные эффекты окажут не меньшее негативное воздействие на градообразующие организации и социально-экономическую ситуацию в моногородах, чем риски, связанные с прямым попаданием компаний в списки. К примеру, Лебединский горно-обогатительный комбинат (Губкин, Белгородская область) поставлял на экспорт в Европу через Украину больше трети выпускаемого железорудного сырья. В России нет глубоководного порта в Черноморском бассейне для отгрузки железорудного сырья, поэтому сейчас ГОК вынужден перенаправлять поставки через Дальний Восток, что сильно сказывается на сроках и себестоимости.

Другие материалы номера