«Власть вряд ли услышит…»

В 20 регионах России затраты на подготовку к 1 сентября превышают средние доходы населения, говорится в исследовании ряда российских изданий. Об этом писала и «Советская Россия». В интернете даже появилось обращение к президенту Путину с просьбой повторить выплату специальных пособий в 10 тысяч рублей, которые родители получили к началу учебного года в 2021-м. Авторы пишут о невозможности купить канцелярию, учебную форму и сменную обувь в связи с резким ростом цен. 

«Если бы
не родственники…»

Тува – один из наиболее бедных и, по некоторым данным, самый закредитованный регион страны: по статистике, более трети населения здесь живет за чертой бедности. При этом Тува находится на втором месте в России по числу многодетных семей. В среднем затраты на подготовку к 1 сентября в регионе обходятся в 24 тысячи рублей при доходе на каждого члена семьи 15,5 тысячи.

– Цифры у нас не совсем такие, конечно, – говорит мама троих детей Саяна Монгуш. – 24 тысячи на сбор в школу – это, конечно, многовато, я бы сказала. Видимо, имеется в виду вариант, когда люди себе ни в чем не отказывают. У нас такого варианта нет, но опять же у нас и доход на члена семьи не 15, а около 6–7 тысяч. В любом случае денег не хватает.

Саяна – мать-одиночка. Нынешним летом она вместе с тремя детьми переехала из отдаленного района Кызыла Спутник в центр города. Работает продавцом в магазине за 27 тысяч, еще около 10 получает в качестве пособия на детей от 3 до 7 лет. В этом году двое детей Саяны пойдут в школу, а младший – в новый детский сад. По расчетам женщины, чтобы собрать каждого, необходимо примерно 10 тысяч рублей: на одежду, обувь и канцелярские товары. То есть в общей сложности 30.

– Все почему-то говорят про школьников, первый класс и так далее. Но у нас в Туве есть и другая ситуация: мои знакомые, например, платили за то, чтобы получить место в детском саду. Это тоже деньги большие, хотя и необязательно связаны с 1 сентября. Мне в этом смысле повезло дважды в этом году: не пришлось платить, получилось устроиться в детсад. Не пришлось брать кредиты никакие, потому что помогли родственники. Они у меня живут в Каа-Хеме (поселок городского типа рядом с Кызылом), дали 40 тысяч, остались после продажи скота. Берут ли кредиты к 1 сентября? Да постоянно, у нас в Туве их всегда берут. В основном мелкие займы, чтобы потом отдать, когда расходы уменьшатся. Хотя проценты там бешеные, вы сами знаете.

Государство не то чтобы совсем не помогает, но проблему это все равно полностью не решает. Приходится экономить, особенно в такие периоды, как начало учебного года, когда надо денег подсобрать. У меня еще хорошо, что разница небольшая: старшей дочери 11, среднему сыну – 8, младшему – 6. Донашивают друг за другом. Один раз скандал даже был: хотели заставить среднего кофту носить, которая сестре уже маленькая. Так он скандалить начал: не будут девчачье носить. Вещи заметно подорожали, потому что я заехала в один магазин: до начала событий в Украине кроссовки стоили 2,5 тысячи, в начале марта – почти 5 тысяч, сейчас чуть скинули они – 4,2 тысячи, – говорит Монгуш.

«Пять раз доказывала,
что мы малоимущие»

Полтора года назад Татьяна Петрова переехала из Хабаровска в Москву. У женщины обнаружили онкологическое заболевание, с которым Петровой почти удалось справиться. Хоть Татьяна и продолжает лечение, четыре месяца назад у нее появился третий ребенок. По словам Петровой, в этом учебном году семье удалось сэкономить за счет того, что многое осталось с прошлого года.

– Почти вся канцелярия осталась с прошлого года в хорошем состоянии, что-то я сразу тогда приобретала упаковкой, те же ручки, карандаши. Остальное по ходу обучения буду смотреть. В итоге купила пачку тетрадей 12 листов и 48 листов. Ребенку – рубашка и брюки по акции, ботинки. Еще и получилось так, что дети первую неделю уедут в гости. В общем, этот год финансово не накладный оказался относительно. В прошлом году первоклассник обошелся бюджету чуть больше 10 тысяч, с учетом, что рубашки, кофточку и брюки я брала в течение года, так как были скидки на школьное. В этом году многое с прошлого года в запасах, поэтому примерно 5 тысяч: тетради рабочие, простые тетради, рубашка, брюки и обувь 3 пары: кроссовки, сменка, туфли. Но для сравнения: соседка сделала заказ канцелярии в интернете для единственного ребенка, без экономии, на 8 тысяч, одежды на 19 тысяч. Обалдела, но оплатила.

По словам Татьяны Петровой, она не получает никаких пособий от государства, хотя их семья неоднократно пыталась встать на учет как малоимущая. Выплаты, которые власти делали в период пандемии, по словам Петровой, сильно помогают родителям.

– Должно ли государство помогать? Вопрос хороший. Доход семье не лишний всегда. Прошлые два года, когда было двое детей, финансовый достаток был стабильный, помощь государства была приятным бонусом. В этом году родился малыш, у меня нашли онкологию, ипотека, мужа уволили с основной работы… Доход стал нестабилен. Вот в этой ситуации помощь государства к школе очень была бы востребована. Я вообще считаю, что эта выплата – одна из самых здравых идей государства.

– Положены ли мне какие-то выплаты? Не знаю, в этом году я новичок по оформлению пособий на детей. Пытались оформить выплаты как малоимущая семья. Пять раз отказали, после чего мне уже позвонил специалист и пояснила, что не так делаю. Оказывается, доход у нас на 500 рублей больше, чем нужно, – говорит Петрова.

«Пособий
многим не хватает»

У жительницы Красноярска Дарьи Маценко трое детей: дочь идет в 3-й класс, сыновья в детском саду. Дети занимаются любительским велоспортом, участвуют в соревнованиях, планируют также начать посещать кружки: рисование, плавание или футбол. По словам Дарьи, каждый родитель имеет право получить от государства 2,5 тысячи рублей на подготовку к школе, но оформить выплату довольно сложно из-за волокиты.

– Собирают ли в школе деньги? У меня трое детей, а значит, я состою в шести чатах. Большую часть времени там обсуждается, на что бы собрать деньги, какого цвета шарики купить, чтобы выпустить их в небо. Какие чувства? Противоречивые. Ежемесячный сбор на нужды класса 200 рублей. На рабочие тетради в школе – 2 тысячи рублей в год. На ремонт группы иногда собирают. На подарки учителям и воспитателям. Дочь еще весной кое-что купила себе из канцелярии. Больше мы ничего не покупали, так как ребенок выйдет в школу после 9 сентября. Покупать будем уже позже, тем более что ажиотаж спадет, обычно после 4 сентября делают скидки магазины. Специально в этом году мы не экономим, так уж получается, что школьной формы хватило на два года. Разве что тетради покупаем всегда самые простые. Баночку для ИЗО или клеенку всегда можно найти дома, например. Должно ли государство помогать? Было бы здорово, если бы в начале года каждый школьник получал по 10 тысяч рублей. Независимо от дохода родителей. Или если бы прожиточный минимум был повыше. В прошлом году государство давало 10 тысяч рублей каждому школьнику, этой суммы вполне достаточно, чтобы подготовиться к школе.

Красноярский край – относительно благополучный регион, где для подготовки к 1 сентября нужно потратить примерно 75% семейного бюджета в расчете на одного члена семьи – это лучший показатель в Сибири. В регионе, как и по всей стране, родители могут оформить пособия на детей от 3 до 7 лет либо от 8 до 17, размер которого зависит от величины прожиточного минимума, установленного в данном субъекте Федерации. При этом, чтобы получить пособие, нужно иметь доход ниже прожиточного минимума. Если на каждого ребенка приходится хоть на тысячу рублей больше, то в выплате откажут. По словам директора красноярского фонда «Просто добро» Натальи Баранчиковой, в этом году многие семьи не могут самостоятельно подготовиться к учебному году из-за того, что выросли цены на канцелярские товары.

– В этом году семей очень много, которые обращаются за помощью. Просят помочь с канцелярией. А это и многодетные семьи, и малообеспеченные семьи, даже полные семьи и просто семьи в трудной жизненной ситуации. В этом году канцелярия подорожала, и детей трудно собрать в школу, говорят нам мамы. У кого-то идет один ребенок, кто-то собирает троих и пятерых детей. В этом году мы уже помогли 110 детям наборами канцелярии. И еще 50 заявок. Многие спрашивали у меня: почему нет выплат к новому учебному году? Но, к сожалению, президент решил их не делать. Видимо, потому что семьи и так получают пособия: от 3 до 7 детям, от 8 до 17 – тоже. Многим этих пособий не хватает, потому что нет своего жилья – живут в аренду. Получается, что получил пособие – заплатил за аренду. Эти пособия как раз составляют 18–23 тысячи рублей – как раз цена аренды двух- или трехкомнатной квартиры в Красноярске. А еще на еду что-то надо оставить, – говорит Наталья Баранчикова.

Родители называют самые разные суммы, которые понадобились им для того, чтобы собрать ребенка в школу: от 5 до 40 тысяч рублей. По данным Росстата, больше всего пришлось заплатить жителям Камчатки: 27 тысяч рублей на мальчика, почти 35 тысяч – на девочку. Как сообщает сервис «Чек Индекс», в 2022 году расходы на сборы к школе выросли на 20% по сравнению с прошлым годом. По данным «Сравни.Ру», с 5 по 19 августа 2022 года и количество потребительских кредитов выросло на 20% по сравнению с аналогичным периодом июля. Родители сходятся в одном: государству не стоило отказываться от материальной помощи к 1 сентября и сделать ее традиционными.

– Поскольку у меня мальчики двойняшки, то собрать их в школу получается накладнее всего, – говорит Анастасия Галкина из Хабаровска. – С дочкой проще, в старших классах требования к форме, учебникам и тетрадям менее строгие, и растет она уже не так интенсивно. Поэтому какие-то вещи у нее с прошлого года остались еще, а вот мальчишки за лето выросли, и гардероб весь новый пришлось покупать. В этом году, чтобы собрать их в школу, только на одежду ушло по 15 000 на каждого. А канцелярию до сих пор еще не всю закупили. Сейчас сложности с зарплатой и у мужа, и у меня…

Петиция с просьбой к властям возобновить выплаты к 1 сентября набрала почти 100 тысяч подписей. Ну увы, власть не услышала просьбу простых людей. При этом у жителей как минимум 20 регионов России возникают финансовые трудности при подготовке к школе: это, в частности, Хакасия, Бурятия, Республика Алтай, Алтайский край и другие. Большинство респондентов тем не менее избегают ответа на вопрос о том, заслуживают ли россияне помощи, если такая помощь направлена населению республик Донбасса.

– Мне сложно судить,  – говорит Саяна Монгуш. – Все-таки нам есть где жить, отопление, свет и так далее. С другой стороны, если государство сильное, то хотелось бы помощи всем, кто в этом нуждается. Сильное государство – сильное во всем. В конце концов 10 тысяч – не такая большая сумма. Будем выживать, как всегда, что еще делать. Услышит ли власть нас? Вряд ли. Ей сейчас не до этого…

 

Екатерина САДЧИКОВА  

Planetamam&pap

Другие материалы номера