Душа и воля народа

Родился и вырос я в маленьком городе (сейчас в нем менее 7 тысяч жителей) на западе Тверской области, где десятилетиями витал армейский дух. В годы войны в нашем краю действовали три аэродрома, где базировались истребители, штурмовики, самолеты дальней авиации. На моей памяти – более современный аэродром, что был построен, вместе с авиагородком, в конце 50-х.

Треть ребят в нашем классе была детьми летчиков, техников. Среди них Александр, сын командира 28-го истребительного авиаполка полка Б.В. Бокача. Борис Васильевич сражался в Великую Отечественную, сбил 7 американских самолетов в небе Кореи. Удостоился трех орденов Красного Знамени, двух – Красной Звезды, ордена Отечественной войны, медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги». Два его брата, Василий и Владимир, тоже были летчиками. Александр продолжил династию. Он станет командиром полка, затем заместителем командира авиадивизии, заместителем по боевой подготовке 16-й воздушной армии. В 1988 году ему присвоят звание «Заслуженный военный летчик».

У 28-го Гвардейского авиаполка имелся Дом офицеров, где располагались музыкальная школа, библиотека, кафе. Утраивались заседания по случаю Дня Победы, танцевальные вечера. На сцене выступали замечательные артисты – Ольга Воронец, Марис Лиепа, ансамбль Московского военного округа. В книжном магазине городка продавались собрания русских классиков, мемуары полководцев. У военных было два духовых, эстрадный оркестры, несколько футбольных команд. И сейчас помню фамилии ярких футболистов: Добрик, Кутепов, Думанский, Ровенский; легкоатлетов – Филонов, Стариков.

В моем роду было много военных, от рядового до генерал-лейтенанта. Но первые уроки знания армейской жизни мне дал старшина-сверхсрочник Алексей Назаров, снимавший угол в прирубе нашего дома. Рукастый, с художественным вкусом, крестьянский сын из Жарковского района, он приводил меня в солдатские казармы, на киносеансы в солдатский клуб. Назаров трагически погибнет. Уроки этого человека оказались для меня чрезвычайно полезными, когда я год учился в сержантской школе в Острове-3, а затем служил еще два года в ракетной части стратегического назначения на Житомирщине, в селе Липники.

Позже в городе построят еще один военный городок на 800 квартир – для летчиков, выведенных из Германии. Но тогда уже было ощутимо, что для армии наступали тяжелые времена. При «маршале Табуреткине» полк в Андреаполе перестал существовать. Оказались безработными немало летчиков, техников. Явился свидетелем, как к начальнику местных электросетей пришел выпускник Академии Жуковского с просьбой принять его «хотя бы монтером». Бывший летчик и сейчас работает шофером районной газеты. Мой знакомый, отличный авиатехник, освоивший обслуживание восьми типов самолетов, совершивший 918 прыжков с парашютом, страстно желал продолжать служить (42 года не возраст для техника), обращался в Госдуму. Никто ему не помог.

Часть инфраструктуры прибрали к рукам дельцы, устроили там пилораму. В район аэродрома стали вывозить строительный мусор. Старый Дом офицеров, некогда украшение Андреаполя, был отдан на разграбление, а несколько лет назад его снесли, мотивируя тем, что протекает крыша. На снос затратили почти 6 миллионов рублей, которых, думаю, вполне хватило бы на ремонт трех или четырех подобных крыш. Видимо, кому-то нужно было заработать на освоении бюджетных денег. Бывшая служащая штаба полка рассказала, как пару лет назад на территорию аэродрома приехал седой летчик в отставке. Здесь начиналась его офицерская молодость. Увидел разруху и заплакал.

Не раз писал в СМИ, в том числе в «Советской России», о необходимости вернуть авиаторов. Ссылался на мнение ветеранов полка, на военную целесообразность. Ведь НАТО приблизилось вплотную, и воздушное прикрытие западного направления, по всей очевидности, недостаточно. Прошел слух, скоро аэродром начнут восстанавливать, авиаполк вернется. Хорошо, если бы это случилось.

Понятно, разрушение армии происходило и до «Табуреткина». Но при нем процесс принял катастрофические размеры, Ликвидировались дивизии, полки, военные гарнизоны, училища. По существу, прекратилась мобилизационная подготовка. Молодежь завлекали ночными притонами, а не стрелковыми тирами и парашютными секциями. Навязывалось пацифистское мышление: отрицалось наличие у России врагов. Хотя они никуда не делись. Не только либералы, но и отдельные радикал-патриоты взялись отрывать нас от преемственности святоотеческих традиций, утверждая, что естественный ход русской истории был прерван сто лет назад. А как же тогда расценивать СССР? Он что, был неестественным, этот период наибольшего расцвета и могущества страны, Великой Победы социализма над гитлеровским фашизмом?

После Мюнхенской речи президента, изгнания «Табуреткина» начались изменения в лучшую сторону. Поднялся престиж офицера, что крайне важно, ибо, как говорил русский военный мыслитель генерал М.И. Драгомиров, «если офицер не сделает, то никто не сделает». Офицерами были Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Федор Достоевский, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Юрий Бондарев, многие другие выдающиеся представители русской литературы. Стали открываться кадетские классы, активнее поддерживаться суворовские училища. В Твери, например, оно обрело новое прекрасное здание с современной инфраструктурой. Оживилась оборонка: появились не только «Калибры», но и более грозное предупреждение врагу – «Цирконы», «Авангарды», «Посейдоны».

Однако военная операция на Донбассе и Украине выявила и серьезные недостатки. Особенно в технических средствах разведки, связи, в работе военных комиссариатов, состоянии патриотического воспитания. Миллион «испугавшихся патриотов» об этом свидетельствует красноречиво.

Приведу недавний пример. Газета «Местное время» в статье главного реактора Дмитрия Фадеева «Награда за бесчестие» сообщила: в одной из школ Твери ученик третьего класса при исполнении Гимна России прочитал стихи в стиле рэп, где осуждалась освободительная операция, провозглашались бандеровские лозунги. Его товарищ выложил это в интернет. Видимо, не станет неожиданностью, если родители юного сторонника бандеровцев окажутся представителями власти, на что, собственно, и намекает газета. Известно же, антисоветизм с ельцинских времен оставался пропуском во властные структуры.

Одним словом, пожинаем то, что сеяли. Где находились «сеяльщики», известно. Часть из них, переобувшись в патриотов, клеймят позором «иностранных агентов», «предателей». Но, господа, а те олигархи и «испугавшиеся патриоты», которых вы поддерживали, продвигали в органы власти, давали им ордена и медали, и что теперь удрали за границу, кто? Допустим, Абрамович, по сей день сосущий Россию? Или Минц, умыкнувший у российских пенсионеров 33 миллиарда рублей? Невольно вспоминаешь слова В.Г. Белинского: «Горе государству, которое в руках капиталистов, это люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах».

Почему, несмотря на мнение подавляющей части народа, не возвращено имя Сталинград городу, ставшему символом перелома в Великой Отечественной войне? Не так давно отмечалось 80-летие Сталинградской битвы и такой же юбилей прорыва блокады Ленинграда. А кто руководил героическим городом все блокадные годы, и вплоть до 1945 года? Андрей Александрович Жданов. Почему не увековечена должным образом память этого государственного деятеля? Но продолжает смердить ложью Ельцин-центр, остается на месте фальшивый польский мемориал в селе Медное под Тверью, как, впрочем, и в смоленской Катыни? Доказано же, «медновское» и «катынское дела» сфальсифицированы. Ни один суд не признал вины НКВД.

В Твери А.А. Жданов с 1910 по 1915 год учился в ремесленном училище. Здесь трудился ответственным редактором «Тверской правды», председателем Тверского губисполкома. Зачем было в 2014 году демонтировать посвященную ему памятную доску, ранее установленную на здании бывшего училища, позднее – краеведческого музея? Почему предан забвению Иван Павлович Бойцов, первый секретарь Калининского обкома, член Военного совета Калининского фронта? Длинен список этих «почему?» Складывается впечатление, Тверь используется некими силами из «глубинного государства» как своего рода полигон антисоветизма.

У меня есть и собственный барометр патриотичности власти: труд по истории партизанского движения и подполья в Калининской области «Кому ты так обязан» (одних фотографий в нем 453) и роман «Не сошедшие с круга», в основе которого судьбы 22-й и 29-й армий. Да, они изданы и переизданы, но на мои скудные пенсионные деньги и на деньги моих друзей. Первую книгу переиздало для своих сотрудников и ветеранов Тверское управление ФСБ. Но чиновникам и депутатам это не нужно. То есть им не нужно, чтобы эти книги были в тверских библиотеках, школах и использовались для патриотического воспитания.

Поддержанная народом военная операция на Донбассе и Украине высветила массу вопросов: «народ и власть», «армия и тыл», «народ и армия», «власть и молодежная политика», «власть и культура», «власть и историческая правда»… От них нельзя спрятаться за патриотической риторикой. Изменения во внутренней политике должны быть коренными, системными, ибо прежние прозападные лекала, по которым она строилась и осуществлялась, неприемлемы и опасны.

Важно, что мы стали лучше понимать: армия – становой хребет государственности, и как много значит для государства и народа человек в военной форме. Именно он есть определяющий, решающий фактор в защите Отечества. Осознали мы, хотя, думаю, и не в полной пока мере, что в армии сконцентрированы душа и воля русского народа. В отношении к армии проявляется состоятельность власти и наша нравственная зрелость.

Звонит из Калязина мой давний товарищ, глава района Константин Ильин: отправлено на Донбасс уже несколько грузовиков с генераторами, газовыми печками, буржуйками, бензопилами, биноклями на сумму около 5 миллионов рублей. Только что в этом городе прошла конференция «Русского Собрания» на тему: «Специальная военная операция – фронт внутренний». Участники разговора, общественные деятели, ученые, писатели, священнослужители, подняли острейшие проблемы, решению которых центральная власть не придает должного значения.

В Андреаполе предприниматели, собрав миллион рублей, купили кавдракоптер, а также снаряжение для Тверского полка. Встречаю знакомую, Нелли Волкову. Дождалась пенсии, идет покупать бинты, чтобы отнести их на сборный пункт. Руководитель вокальной группы «Когда душа поет», внесшая значительный вклад в культурную жизнь района, Галина Зайцева, как и многие женщины, вяжет для армии носки. Группа включила в репертуар мою балладу «Русские, спасем свою Россию!» Она заканчивается словами:

…Через год вернется он домой,

Возмужавший, с орденом, – герой.

На могилу к бате он придет,

Русский ангел с неба воспоет:

«Русские, спасем свою Россию,

Русские, настал наш ратный день.

Русские, мы вместе – это сила,

Русские, наш путь благословен!»

А.В. Суворов провозгласил: «Мы – русские, с нами Бог». Эту фразу сейчас часто повторяют. Но есть и народная поговорка: «Бог-то Бог, но и сам будь неплох». Русские – широкое духовное понятие. Все этносы, а не только русский, проживающие на территории России, в духовном смысле россы, то есть русские. Татары, чеченцы, дагестанцы, башкиры, удмурты, белорусы, украинцы, евреи, карелы, буряты, якуты, эвенки, другие народности. Во главе русской церкви стоял мордвин Никита Минов (патриарх Никон), русскими военачальниками были грузин князь Багратион и армянин Баграмян, «русским грузинской национальности» называл себя Иосиф Сталин. Как русских воспринимали за границей украинца космонавта Павла Попопича, еврея чемпиона мира по шахматам Михаила Ботвинника…

Именно нравственная, духовная составляющая играет сегодня важнейшую объединяющую роль. Нам следует задуматься, переосмыслить, как мы живем, действуем. По законам веры, чести, совести, справедливости или обуяны грехами низменных страстей: лжи, алчного накопительства, славолюбия, зависти… Задуматься и понять главное: чтобы изменить Россию, мы должны измениться сами. Показать и доказать себе и миру, что мы есть одна духовная общность, одна сплоченная сила. И тогда и Бог, и Аллах будут с нами.

Старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорил: воистину всякий перед всеми за всех и за все виноват. И мы, русские, виноваты, только порой остерегаемся в этом признаться. Виноваты за то, что у нас зачастую во властных кабинетах сидят жулики, бездельники, заматеревшие феодалы, ограниченные в кругозоре люди. За то, что земля русская истосковалась по пахарю, а русская культура и русское образование изуродованы русофобами. За то, что отдали Западу Украину, и русские деньги продолжают утекать в офшоры. За то, что нас собираются сделать узниками «цифрового концлагеря». Но самая большая наша вина в том, что мы позволяем себя унижать и сокращать численно. По данным Росстата, население России, в основном русские, убывает по полторы тысячи человек ежедневно.

Распрямись, возвысься в ощущении своего достоинства и высокого предназначения, русский человек! Проникнись верой в то, что русскую силу никому и ничем не остановить, ни «хаймерсами», ни «абрамсами», ни «леопардами», ни «пэтриотами… И новая русская Победа неминуемо вызреет, грядет. И гулким эхом отзовется она везде – и в обездоленной русской деревеньке, и в чеченском ауле, и в якутском охотничьем зимовье, и в Москве, Твери, Вологде, Казани, Петрозаводске, и во всем остальном мире.

Валерий КИРИЛЛОВ,

член Союза писателей России,

сержант Советской Армии

г. Андреаполь, Тверская обл.

Другие материалы номера