На днях мы пошли погулять на Красную площадь. Архитектурный ансамбль Кремля и Красной площади совершенно уникален и не имеет аналогов как по величию, так и по размерам. Вероятно, именно поэтому Кремль является одним из самых главных, а возможно, и самым главным символом нашей страны. Ни Белый Дом в США, ни Вестминстерский дворец в Великобритании, где заседает английский парламент, ни Елисейский дворец в Париже, где располагается резиденция правительства Франции, объективно, или по крайней мере по моему мнению, и близко не идут в сравнение с Кремлем и Красной площадью по красоте и величию, не говоря уже о том, какая история связана с этим сердцем нашей Родины, особенно история XX века.
Достаточно взять всего лишь три события – и все они самые великие за всю мировую историю. Первое, конечно же, парад 7 ноября 1941 года, когда по Красной площади мимо Мавзолея Ленина войска уходили прямо на фронт. Этот парад показал всему миру силу духа советского народа и его веру в Победу, до которой тогда было еще ой как далеко!
Второе – Парад Победы в 1945 году, когда наша самая сильная в мире армия-освободительница, спасшая весь мир, всю современную цивилизацию от гибели, прошла победным маршем по брусчатке Красной площади, на радость всем нашим друзьям во всем мире и в назидание врагам, а к Мавзолею Ленина наши воины бросили поверженные фашистские штандарты.
Третье событие было необычайно великим и в то же время очень трогательным – чествование нашего Юрия Гагарина, коммуниста, большевика, до мозга костей советского человека. И хотя сама встреча Гагарина и его доклад о выполнении задания Коммунистической партии и советского народа – первом в истории полете человека в космос, были на аэродроме «Внуково», именно на Красной площади Гагарин, человек, который из всех когда-либо живших к тому моменту на Земле людей, ближе всех побывавший к звездам, встретился с Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Поэтому, какое же может быть посещение Красной площади без Мавзолея Ленина? И я всегда, бывая на Красной площади, вижу, что наши или иностранные туристы активнее всего фотографируются именно на фоне Мавзолея. Мавзолей, кроме великих исторических событий, с ним связанных, еще и очень органично вписался в пространство Красной площади, идеально дополнив его. Лично я не могу просто представить теперь Красную площадь без Мавзолея Ленина. Гениальный архитектор Алексей Викторович Щусев свое дело знал. Алексей Викторович сам по себе был личностью уникальной, поэтому ему посвящали, да еще и посвятят не одну статью. Еще до Революции он уже был академиком архитектуры, действительным членом Императорской академии художеств, автором множества церковных и гражданских зданий, а в СССР он, разумеется, также был академиком, главным архитектором АН СССР и четырежды лауреатом Сталинской премии. Это я к тому, что нет ничего удивительного в том, что Мавзолей стал один из самых совершенных зданий в нашей истории и, по моему мнению, как сейчас говорят, является одним из центров силы для нашего народа.
И, похоже, в этом мнении я совсем не одинок – вот совсем свежие данные соцопроса, опубликованный «Левада-центром» (признан иноагентом в РФ) 16 апреля 2024 года. Социологи отметили значительный рост популярности Владимира Ильича Ленина в народе. Уверен, к этому исследованию будем не раз обращаться и мы, и наши противники, поэтому приведу лишь основные цифры. Так, доля жителей нашей страны, которая положительно оценивает роль Ленина, выросла с 40% в 2006 году до 67% в 2024 году. И это несмотря на серьезную антиленинскую пропаганду всех этих лет. Причем, самый заметный сдвиг положительных оценок приходится на возрастную группу 18–24 года. Впрочем, для тех, у кого есть внуки или дети такого возраста, это не секрет. СССР и Ленин, в хорошем смысле слова, сейчас среди молодежи, в моде и эта тенденция будет только усиливаться.
Вторая красноречивая цифра касается самого Мавзолея Ленина. Количество тех, кто считает, что Ленина необходимо оставить в Мавзолее (их число увеличилось с 38% в 2006 году до 45% в 2024 году) превысило количество тех, кто считает, что его тело надо вынести (количество таковых уменьшилось с 50% в 2006 до 39% в 2024 году).
Но самое главное, что наибольший прирост и вообще наибольшее количество сторонников Мавзолея Ленина теперь приходится на возрастную группу 18–24 года! Их теперь 54% и это даже больше, чем в возрастной группе старше 55 лет (50%). Ленин всё больше становится человеком будущего в самом прямом смысле слова.
И вот теперь, если спокойно и без эмоций поговорить об одном из самых неприятных моментов в нашей современной, постсоветской истории, а именно о завешивании Мавзолея Ленина на 9 Мая, то, безусловно, это носит символический характер, и я бы сказал, это такой языческий жест и очень интересно с точки зрения психологии. Никакими разумными доводами это завешивание Мавзолея объяснить нельзя, тут что-то очень глубокое на подсознательном уровне, как будто те, кто приказывает закрывать один из символов Победы, хочет отгородиться от исходящей от Мавзолея сильнейшей жизненной энергии. Я бы визуально изобразил эту энергию в виде взрыва сверхновой звезды, которая вывела наш народ на первые позиции в мире, дала нам победу в войне, выход в космос и демографический взрыв. Когда я читал Достоевского «Братья Карамазовы», меня просто поразил один тост главных героев: «Выпьем за Расеюшку, за старую бабусеньку!» Я, выросший в СССР, никогда не мог даже представить себе такой ассоциации! Ведь моя страна была такой мощной, такой яркой, такой стремительной, сверкающей сталью, всепобеждающей машиной! А если вернуться к Мавзолею Ленина и фантастике, то позвольте еще одну ассоциацию – мне всегда представляется картина, как из недр Земли вырывается мощный и яркий луч, который добивает до звезд! Вы знаете, мне кажется, те, кто отдает приказ завешивать Мавзолей, тоже чувствуют что-то такое, но только с противоположным знаком, и хотят закрыться, отгородиться, спрятаться от этой энергии. Но это всё равно, что прятаться от восхода Солнца – остановить его этим невозможно.
Но вернемся к прогулке по Красной площади. Теперь, чтобы попасть на саму площадь, надо отстоять длинную очередь через рамки металлоискателей, потом у вас посмотрят сумки, да еще и похлопают по телу в рамках личного досмотра. Только потом вы можете пройти. И, увы, я совсем не считаю эти меры излишними, напротив – они оправданны и адекватны времени, в котором мы живем. Я вспоминаю, что впервые увидел металлоискатель уже в совершенно сознательном возрасте – насколько я помню, они массово стали появляться в конце 90-х годов. В той стране, где я родился и провел детство, вообще меры безопасности были достаточно редкими. Не было никаких досмотров на вокзалах и даже в аэропортах, билеты на поезд продавались не по паспорту, а просто так, и многое, многое другое. Эти меры безопасности были просто не нужны, поэтому их и не было.
После досмотра мы прошли на Красную площадь, которая, разумеется, находится под прицелом многочисленных камер наблюдения. И это, увы, тоже во многом вынужденная мера, как и сотни, сотни камер на наших улицах и в зданиях, системы распознавания лиц в метро и на других объектах, бесконечные прочие системы контроля и слежения и охранники, охранники, охранники… Под контролем фактически находится каждый шаг. А стали ли мы безопаснее жить – думаю, риторический и очень грустный вопрос.
Когда я прихожу на Красную площадь, я первым делом любуюсь на красные звезды кремлевских башен – на мой взгляд, еще одно, наряду с Мавзолеем, очень важное, знаковое, красивое, очень сильное приобретение архитектурного ансамбля Кремля. Яркие, красные звезды смотрятся великолепно! Символическое их значение трудно переоценить – они действительно символизировали дорогу человечества к светлому будущему. Не случайно огромное количество художников, как у нас, так и за рубежом, часто рисовали того же Гагарина и вообще, космические достижения СССР на фоне красных звезд Кремля. По-моему, трудно найти более сильный символ будущего, чем светящиеся красные звезды Кремля.
Подойти к Мавзолею совсем близко нам не удалось – уже внутри Красной площади он огражден металлически ограждениями и, увы, я вынужден признать, что в наше время это, возможно, тоже необходимая мера. Я как-то даже статью писал про двух негодяев, которые облили Мавзолей Ленина водой, в рамках какого-то своего сатанинского, как они выражались, «перформанса». Да, таково время, в котором мы живем, а времена, как известно, не выбирают.
Я стоял у Мавзолея и смотрел то на него, то на Красные звезды на Спасской и Боровицкой башне Кремля и вспоминал, что 1 мая 1919 года на этой самой площади, почти на том же месте, где я стоял, выступал Владимир Ильич Ленин: «Внуки наши, как диковинку, будут рассматривать документы и памятники эпохи капиталистического строя, – говорил Ленин, и я прямо слышал его голос! – С трудом смогут они представить себе, каким образом могла находиться в частных руках торговля предметами первой необходимости, как могли принадлежать фабрики и заводы отдельным лицам, как мог один человек эксплуатировать другого, как могли существовать люди, не занимавшиеся трудом. До сих пор, как о сказке, говорили о том, что увидят дети наши, но теперь, товарищи, вы ясно видите, что заложенное нами здание социалистического общества – не утопия. Еще усерднее будут строить это здание наши дети».
Как это оказалось справедливо по отношению к детям и внукам поколения Ленина! И как трагически не справедливо по отношению к нам, условно говоря, правнукам! Действительно, тем, кто победил фашизм и запустил в космос Гагарина, очень трудно было представить, как фабрики и заводы, принадлежавшие всем, вдруг станут принадлежать одному, и как одни будут за копейки тяжко работать и прозябать в нищете, а другие, не делая ровным счетом ничего полезного, погрязать в роскоши.
Скажу больше – мне и сейчас трудно себе это представить, но я среди этого живу. Мог ли я, учась в школе, предполагать, что всю сознательную жизнь проживу внутри книги «Незнайка на Луне», а действительность превзойдет все образцы советской, как многим тогда казалось, пропаганды?
Разумеется, вины Ленина в этом нет ровным счетом никакой. Он заложил и даже в общих чертах успел построить государство, о котором только мечтали все выдающиеся умы в истории человечества, государство-будущее, государство-космический корабль, на котором, как в книгах Жюля и Александра Беляева, человечество отправилось покорять Вселенную, овладевать пространством и временем, побеждать даже смерть, в том числе и физическую. Ведь большевики в каком-то смысле победили смерть, даровав людям участие в Общем Деле, когда даже с твоим уходом то, что ты сделал, является частью усилий всех, и будет продолжаться и развиваться. Но они хотели победить даже и физическую смерть, и это была одной из целей Мавзолея. Хотя тогда, в те времена, когда наука бурно развивалась, эта цель казалась вполне реальной и не только в нашей стране.
Увы, история сделала круг, и если вы сейчас почитаете околонаучные изыскания или посмотрите фантастику, то увидите, что часть человечества, только уже совершенно другая, пробует вернуться к вопросам бессмертия, но так, что для большинства это уже совсем не выглядит привлекательным, поскольку все такого рода работы проводятся для самых богатых и, как они говорят, «избранных», хотя непонятно, кто их избрал.
Обратите внимание, что СССР был государством будущего, в нем постоянно говорили о будущем, и даже одной из главных целей было построение светлого будущего, а в советской фантастике и футурологии и сомнения не было, что будущее будет светлым. И это очень контрастировало с тем, как человечество ощущало жизнь до Октябрьской революции и уже сейчас, после крушения СССР.
В общем-то нигде, кроме СССР, не было принято особо говорить о будущем, а тем более о нем мечтать – потому что из безрадостного настоящего вытекало уж совсем ужасное будущее. Может быть, поэтому в фантастике, которая и раньше, если не считать советской, в основном описывала разные антиутопии, теперь стали доминировать темы ядерного и прочего постапокалипсиса. Ну и еще, всякая власть считала, да и, похоже, считает, что на свете нет и не может быть власти лучше ее самой, как у Булгакова, «нет и не может быть власти лучше императора Тиберия», и смеявшиеся над Фукуямой и его «концом истории», придя к власти, уже себя пытаются объявить венцом творения.
Думаю, данные социологов о резком росте популярности Ленина и, прежде всего, в самой молодой возрастной категории, еще ждут своих исследователей и, разумеется, политиков, которые эти чаяния реализуют. На мой-то взгляд, все просто – те, кто родились и выросли в нынешнем настоящем, спинным мозгом чувствуют, что будущее будет у них безрадостным, если будет вообще. И ленинская альтернатива – не просто красивая картинка из прошлого, а вопрос выживания.
После разрушения СССР, философские споры, можно ли построить утопию, вспыхнули с новой силой. На мой взгляд, как показал советский опыт, построить реальную, жизнеспособную и очень даже пригодную для жизни и развития альтернативу вполне возможно. А вот, как оказалось, построить антиутопию, прямо списанную с опасений и страхов философов, фантастов и футурологов прошлого, тоже вполне возможно. И вот это будущее, выскочившее из прошлого, эта антиутопия, навалилась на нас всем своим весом. Это просто констатация факта, потому что уныние – точно не наша черта, да и нет у нас для него никаких оснований. Совсем напротив! Сходите на Красную площадь, посмотрите на Красные звезды, подойдите к Мавзолею Ленина, постойте, послушайте – и вы услышите голос из будущего, голос Ленина!
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ,
г. Электросталь, Московская обл.