О Роддоме под бомбами и советском Материнстве
Как поведали в своем репортаже коллеги с Первого канала ТВ, в городе даже зарождалась новая жизнь
Одной из тяжелейших страниц нашей истории стала блокада Ленинграда. 8 сентября была 83-я годовщина горькой даты – ее начала. Почти 900 дней ужаса и голода всё же не сломили город. Жизнь продолжалась. И, как поведали в своем репортаже коллеги с Первого канала ТВ, в городе даже зарождалась новая жизнь.
В блокадном городе рождались дети. 7000 детей появились на свет вопреки ужасному положению в городе. Несмотря на то, что к осени 1942 года каждый третий родильный дом был переоборудован в госпиталь, роддом на Фурштатской улице продолжал в течение всей блокады принимать рожениц. Условия были тяжелые – постоянные обстрелы и бомбежки, роды принимали в подвале. Роженицы поступали уже истощенными – согласно страшной статистике, при родах умирала каждая десятая. Как вспоминает один из родившихся в Ленинграде детей, его мать очень поздно поняла, что находится в положении – большой живот женщина принимала за то, что просто пухнет с голоду. Истощенным матерям старались обеспечить хоть какое-то нормальное питание: в больничный рацион входила пшенная каша, сливочное масло и даже суп на мясном бульоне.
Тяжелое состояние матерей приводило зачастую к преждевременным родам: в 1942 году половина детей родились недоношенными. Малыши отставали в росте и в весе. Врачи всеми силами боролись за жизни младенцев. В химической лаборатории педиатрического университета придумали 18 рецептов смесей из круп и трав, чтобы выходить появившихся на свет детей. У многих матерей не было грудного молока. Соевые смеси тоже подходили не всем. От голодной смерти младенцев спасала потерявшая своего ребенка Анна Тихонова – два года она кормила грудью младенцев в родильном доме.
Для ленинградцев не было чужих детей. «Мы страдали многими дефицитами, но у нас не было дефицита совести», – напишет об этих трудных днях педиатр Александр Тур. Детей находили в промерзших квартирах, порою уже возле бездыханной матери. В городе, на каждый квадратный метр которого фашисты сбросили 500 артиллерийских снарядов, роддома и больницы были особыми целями для бесчеловечного врага. Ленинградский педиатрический мединститут, согласно фашистским картам – объект номер 708, по 12 раз в день подвергался обстрелам. С осени 1941 года в его подвалах жили дети. Ужасные условиях – полтора метра на каждого, температура не больше 15 градусов, отопление от печки-буржуйки, окна почти не открывались. За 41 день в течение первой блокадной зимы ни один ребенок не побывал за пределами бомбоубежища. Всё это время малышей старались окружить вниманием и заботой. Совсем маленьких гладили и носили на руках. Стараниями сотрудников института все дети выжили – в то время, когда матерей уже не было в живых, а отцы сражались на фронте, врачи и медсестры не только заботились о здоровье, но и старались дать малышам любовь и тепло…
Репортеры Первого канала рассказали об уникальном «Роддоме» для блокадных рожениц, о малютках, которые не могли понять, что родились под бомбами. Но у Ленинграда была еще великая миссия спасения детей-блокадников. Удивительную историю раскрывает наш постоянный корреспондент с Невы. Оказывается, Нева раньше впадала в озеро Иссык-Куль.