Бакалавриат отменяется, ЕГЭ остается

Состоявшийся в Госдуме «правительственный час» о разработке Стратегии развития образования в РФ можно назвать часом прозрений, опоздавшим на 30 лет.

В правительственной ложе собрались министры просвещения РФ Сергей Кравцов, науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Григорий Гуров, ректор МГУ Виктор Садовничий и его коллеги из других вузов. В режиме ВКС слушали обсуждение Стратегии, которая, как рассчитывает правительство, будет определять векторы в школьном и высшем образовании до 2036 года с перспективой до 2040 года.

Настрой у всех был деловой. Цель Стратегии предельно серьезная: выстроить образовательную систему, которая будет объединять общество, раскрывать потенциал каждого человека, обучать и воспитывать профессионалов, патриотов России, обеспечивать лидерство России в технологическом, культурном и социальном развитии, формировать будущее, сохраняя традиции.

Прежде, отмечали ораторы, выходя к думской трибуне, в отечественном образовании многое шло не так. Но тогда они этого то ли не замечали, то ли не понимали. А теперь переполнены критикой к тому, что вчера еще одобряли.

Судя по выступлению, существенно прозрел Кравцов.

«Очень важно, – говорил он, – не повторить ошибок 90-х. Было время, когда в школах использовали 100 разных учебников математики, 54 – по истории… Ученики могли не изучать Сталинградскую битву или блокаду Ленинграда. Особенно больно и стыдно вспоминать об этом в преддверии 80-летия Великой Победы. Нам стали навязывать чуждые ценности, упрощать содержание образования и разрушать подготовку учителей. Образование стало восприниматься как часть сферы услуг с ключевой целью сформировать потребителя. Результат – массовый уход педагогов, закрытие педагогических вузов».

Сейчас это воспринимается Кравцовым как некий ужас, хотя недавно подобное его не шокировало.

В Стратегии, по словам министра, будет по-другому.

Закрепляется незыблемость воспитания в школе. Уже возвращены уроки труда, основ безопасности защиты Родины, профориентации, создано «Российское движение детей и молодежи», введена должность советника директора по воспитанию, развивается школа полного дня.

В стране будет единое образовательное пространство, непременно будет исполняться «золотой стандарт» образования, подготовлены новые государственные учебники по истории, обществознанию, где упоминается Государственная Дума.

На секунду Кравцов прервался, подошел к президиуму и подарил спикеру Володину новенький учебник по обществознанию. И далее продолжил излагать, что Минпрос вносит в Стратегию: единые для всех школ мировоззренческие учебники, бесплатная догазификация школ, детских садов, капитальный ремонт школ, сохранение загородных лагерей, запрет на их перепрофилирование, подготовка специалистов рабочих профессий по программе «Профессионалитет», подготовка учителей только в государственных вузах. До сих пор в этих направлениях царил хаос, что обернулось для РФ нехваткой кадров на производстве, в образовании, в здравоохранении, пробелы в знаниях школьников, учившихся по липовым учебникам.

Председатель Госдумы В. Володин возмущался, узнав, что в стране возникла целая сеть фиктивной подготовки педагогов. Ее создатели обещают всего за 2 месяца за 2–5 тыс. рублей обучить педагога-математика.

Интернет пестрит объявлениями о проведении дистанционной переподготовки учителей русского, иностранного языка за умеренную плату.

Что это – мошеннический бизнес? Обман? Вредительство? Да называйте как хотите. А корни всех абсурдов, искореживших образование в России, – в Болонской реформе, начавшейся в 1999 году.

Между тем прозревание продемонстрировал и министр науки и высшего образования РФ В. Фальков.

«Уходим от бакалавриата», – сообщил он.

Какой специалист выходил из вуза, проучившись пару лет? Пригодный разве что для обслуживания чужих агрегатов. А стране нужны полноценные инженеры, математики, физики, химики, биологи, врачи, педагоги.

«Прозрел?» – подумали коммунисты. Они, особенно Олег Смолин, с первой минуты введения бакалавриата протестовали против этого болонского новшества. Сразу было понятно, что уровень образования, чем славился Советский Союз, искусственно снижают. Но одержимые реформаторы ни Смолина, ни нобелевского лауреата, академика Алфёрова слышать не желали. Они растили потребителей.

Теперь же, как признался Фальков, «сделаны принципиальные выводы, необходимо строить национально ориентированную систему высшего образования, основанную на безусловном приоритете интересов и потребностей российского общества и государства».

Вспомнил про советскую систему. В Стратегию «войдет синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и в опыте последних десятилетий».

Президент поручил всё продумать до мелочей, чтобы переход на новую систему был плавным и создавал больше возможностей для студентов и абитуриентов.

В ближайшее время будет рассматриваться обновленный законопроект «Об образовании».

И тут возникает вопрос: а почему бы не взять за основу разработанный депутатами от КПРФ Смолиным, Алфёровым, Мельниковым, одобренный в ходе интернет-опроса практически всеми специалистами законопроект «Образование для всех»?..

Как выяснилось в ходе обсуждения, задуманной в правительстве Стратегии образования, кроме отмены бакалавриата, пока ничего существенного не предложено. Всё – декларативно, пафосно.

А общество больше всего ожидало отмены ЕГЭ и ОГЭ.

«Мы будем совершенствовать задания ОГЭ, ЕГЭ по математике и физике, – успокаивал недовольных сохранением в Стратегии «угадайки» вице-премьер Д. Чернышенко – и добавил, – это поручение президента».

Много говорилось о роли учителя. Российским учителям не позавидуешь. Это в Москве они живут в достатке, а на периферии еле сводят концы с концами, тянут двойную, а то и тройную нагрузку, пишут гору бюрократических отчетов, испытывая трудности с жильем, с лечением и прочими житейскими проблемами.

Депутаты, в частности в выступлении Г. Зюганова это настойчиво прозвучало, предложили поднять престиж учителя, повысив зарплату, обеспечив жильем социального найма, сократив нагрузку.

Конечно, без затрат тут не обойтись. Но ни один министр не высказался за увеличение расходов на образование. И как же будет выстраиваться Стратегия развития образования?

Капиталистическая власть дает на образование всего 3% с небольшими копеечками. И представитель правящей партии Васильев требует с думской трибуны, чтобы «все научились жить по принятому закону о бюджете», говоря, что этот закон «святой».

К сожалению, господин-единоросс не пояснил, по каким законам живут российские олигархи.

С начала 2024 года они, пишет BBI, стали богаче на $26 млрд, им и санкции нипочем. А наши банки за прошлый год обогатились на 3 трлн рублей. И ни одни, ни другие делиться с бюджетом не собираются.

Так за какие средства в РФ будет развиваться образование?

Жарким и долгим было обсуждение на думском «правительственном часе» Стратегии развития образования. Но на судьбоносный вопрос, где взять средства, чтобы Стратегия стала реальностью, ответа нет.

Наступит ли прозрение по финансовой части? Жизнь покажет. Только времени на ожидания не осталось.

Галина ПЛАТОВА

Другие статьи автора

Другие материалы номера

5.0 / 1


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 2
    Сначала новые 
  • Grigory

    Президент сказал и все вдруг зашевелились, активно решили восстанавливать порушенное образование и престиж учителя. Но всё это пока только слова, а Силуанов денег на образование не даст и всё затихнет и будет спущено на тормозах. Говорить красивые слова и ставить высокие цели у нас давно научились, нет только правила исполнять всё намеченное. Как бы снова весь пар в свисток не ушёл.

  • Ignat

    "...Судя по выступлению, существенно прозрел Кравцов."

    Судя по практике Пяти Пятилеток кажущееся (на словах) "прозрение" - явление приспособленческого порядка. И веры "вторично перекрашенным" быть не может.

    Где он 2040-й год, о победах к которому строят планы неутомимо-непотопимые думцы??