О! Женщины!

Образы и мысли, что теснятся в душе глубоко начитанного человека в канун Восьмого Марта

Чудо мгновения, оплавленное свечами вечности: чудо вечности, впечатанной в мгновенье:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Запетое, заезжено-хрестоматийное, не ставшее менее сверкающе-вечным, жемчужным стихотворение, поднимающее – словесно – так высоко альфу чувств: любовь.

…Резкие, родные изломы есенинских стихов: грустные и задорные, одновременно, бьющиеся бесконечным пульсом бытия, объединяющего мужчин и женщин, хоть это и разно-противоположные миры, не могущие один без другого:

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного не красив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.

 

Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких ты ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Откровенные до обнаженности стихи, вроде бы жаждущие гармонии, но и дисгармонию дающие, как жизненное приключение, стоит пережить.

***

Домашне-усадебное – в исполнение Некрасова – плеснет волнами счастья:

Пришел папаша – сед, румян, –

К гостям ее зовет.

«Ну, Катя! чудо сарафан!

Он всех с ума сведет!»

Ей любо, любо без границ.

Кружится перед ней

Цветник из милых детских лиц,

Головок и кудрей.

 И – другие волны будут, словно играя разнообразием возможностей бытия, открываются слой за слоем миры существования русских женщин; громоздится некрасовская поэма, полная сострадания и полета.

Вот матери посвященное, сколь различны оттенки любви, нежнейшее стихотворение Бунина:

Я помню спальню и лампадку.

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Бесконечность любви, разнообразие чар, нюансы чувств, оттенки переживаний: сколько женского влияния в русских, наилучших стихах! Сколько таинственного богатства…

 ***

Есть нечто вавилонское, роскошно-преогромное, державно-парящее в монументе «Рабочий и колхозница», составившем главную славу Веры Мухиной…

Словно вознесен над пространством, утверждая победу труда над рентой и спекуляцией, колосс, ставший символом «Мосфильма», где было создано столько шедевров; но и один из символов Москвы: никак не представить город без этого монумента.

Мухина родилась в Риге, в семье коммерсанта и мецената; семья была состоятельна; и детство Мухиной прошло в Феодосии, куда увез ее отец, опасаясь за состояние здоровья.

Она училась в Париже, потом путешествовала по Италии, изучая скульптуру и живопись; перед Первой мировой вернулась в Россию: окончив курсы медсестер, стала работать в военном госпитале.

Занималась разными формами художеств: так, например, в 1925 году – совместно с модельером Надеждой Ламановой – получила гран-при на выставке в Париже за коллекцию женской одежды, чья элегантность вроде бы противоречила грубости примитивных материалов, из которых была исполнена.

Ее небольшие мраморные работы отличались нежностью и строгостью одновременно: в них, плавно-парящих, чувствовалась та мера гармонии, которую ощущала Мухина самым сердцем сердца.

Романтичный, вдохновенный, великолепный Чайковский, установленный перед зданием Московской консерватории, сочетал в исполнении консерватизм с лирическим порывом: сейчас, вот сейчас польется великая музыка, раз композитор, столько подаривший человечеству, словно живет в бронзе Мухиной.

Но самой знаменитой ее работой остаются монументально-вавилонские, державно-советские, сияющие пространной полетностью линий «Рабочий и колхозница».

***

Дворец математики воспринимается мужским: четко выверенным во всех пропорциях, идеально рассчитанным и воздушно-красивым; и вход женщины в оный не очень подразумевается. Софья Ковалевская решительно нарушает правила игры, и… правила дворца.

Она была из родовитой семьи – дочь генерал-лейтенанта артиллерии Корвин-Круковского и Елизаветы Федоровны Шуберт.

Дед Софьи был математиком, а прадед – астрономом: генетические игры причудливы, как тайны судеб, и силы, определяющие оные, сокрыты.

«Воспоминания детства» Ковалевской – документ интересный и с биографического, и с исторического, и с литературного ракурса. Ковалевская, первая в мире женщина – профессор математики, вспоминает, что интерес к науке возник у нее в детстве по двум причинам: во-первых, почтение к этой науке проявлял любимый дядя, с которым она обожала толковать о всякой всячине, а во-вторых… курьезное обстоятельство – при переезде в усадьбу не хватило обоев, и одну из комнат оклеили страницами из учебников, испещренными дифференциальными и интегральными исчислениями.

Как бы там ни было, но факт остался фактом: девочка заинтересовалась не обычным кругом тем, но той наукой, что требует высочайшего интеллекта.

…Ее наиважнейшие исследования относятся к теории вращения твердого тела: Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки, решительно продвинув, таким образом, вперед решение задачи, начатое Леонардом Эйлером и Лагранжем.

Звучит непостижимо для гуманитарного ума: но как поэтично!

Поэзия математики высока: в самом облике формул есть нечто отвлеченно-мистическое: то, что – еще до вещества – участвовало в сотворении мира.

Ковалевская совершила и другие открытия, но называть их – значит копировать словари и справочники…

Ковалевская обладала способностью живо чувствовать и художественно передавать пережитое – чему свидетельством и «Воспоминания…», и повесть «Нигилистка»…

Дифференциальные уравнения и интегралы собственной жизни были решены блестяще; и блеск этих решений, продленный в наши дни, превращается в почтительную память…

***

…Концентрация военной правды и боли, соли ужаса войны и кристаллов мужества, что прирастают этой солью, может быть дана в одном четверостишии:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Лента военных лет – коли опалила сознание – останется навсегда, будет томить и обвивать душу, и если участник войны – поэт, не может не выхлестнуться рваными краями лента сия в стихи.

И то, что четверостишие Юлии Друниной грандиозно, свидетельствует о великих ее поэтических возможностях: четверостишие вибрирует, заставляя чувствовать то, что, казалось бы, не в силах ощутить человек, на войне не бывавший.

О, конечно, Друнина прежде всего лирик:

А я для вас неуязвима,

Болезни,

Годы,

Даже смерть.

Все камни – мимо,

Пули – мимо,

Не утонуть мне,

Не сгореть.

Всё это потому,

Что рядом

Стоит и бережет меня

Твоя любовь – моя ограда,

Моя защитная броня.

Лирик с трепетом тонких строк, чья поступь – точно движения кошки; и вместе с тем лирик, считающий возможным в стихотворении о любви упомянуть броню (отблеск войны), каковое слово вроде бы совсем не подходит к теме…

«Царица бала» и «Царевна», «Шторм» и «Я курила недолго» – нити стихов соплетаются в общий свод творимого Друниной – иногда тяжело, иногда с легкостью бабочки; кристаллы строк вспыхивают на солнце времени, а соль их остается белой, как бы ни пытались прыскать грязью нелепые года нашей современности. И Юлия Друнина созидала, живя стихом, до тех пор, пока нечто не перекрыло питающий канал, погрузив ее во тьму самой страшной трагедии для поэта: творчество теряет смысл.

Только не теряют оного стихи – оставаясь мерцать живущим искрами и полосками света, изъятыми из сердца поэта.

***

Мама! Неужели ты уйдешь?

Ведь это неправильно, несправедливо, ведь это!..

И Р. Рождественский пишет просто, но точно создавая примиряющий со смертью мамы словесный эликсир, насыщая стихотворения мудростью… почти дервиша:

    Человеку надо мало:

чтоб искал

и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг –

     один

и враг –

         один…

Человеку надо мало:

чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете

мама.

Сколько нужно ей –

                  жила.

Сухая графика строк, вместе с тем согретая необыкновенной теплотой, задушевностью, мягкостью…

Сколько их – стихов о матерях?

Вот некрасовское, пропитанное раствором сострадания, без которого нет человека, мешающее социальность и лиризм, классически ясное:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей!..

 Оно парит – стихотворение: сообщая подобное же свойство душе, а ежели последняя будет только стлаться по земле, и душой-то быть перестанет.

О маме можно писать только классически ясно, никаких завихренных придаточных, нелепых анжабманов и прочего поэтического блеск.

Блеск должен быть иной: задушевный, как у Есенина:

  Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

 

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

Тут действительно народный перл: необыкновенно действующий на самые потаенные области души русской; тут – без музыки музыка, и стихотворение, став песней, отзывалось в сердцах поколений…

Отзывается ли сейчас, когда сердца эти слишком укоренились в прагматическом эгоизме?

Кажется, сила есенинской нежности пробьет любую броню, растопит лед даже арктической пробы.

Есть стихи необыкновенного счастья, связанные с образом матери:

Мама! глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

 

Морозно-дивное, звенящее радостью стихотворение Фета заставляет обратиться к собственным воспоминаниям: ведь все испытывали подобное, но поэт сказал за всех.

А вот – легкое чудо детское поэзии:

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Елена Благинина необыкновенно чувствовала детское сердечко, и – огромное сердце матери…

И всё же. Мама, неужели ты уйдешь?! Ведь ты всегда была рядом!

…Но сияющий пласт русской поэзии, посвященной матерям и материнству, столь обогатил весь поэтический русский состав, что верится в отсутствие смерти.

  Александр БАЛТИН

Картина «Неизвестная», худ. И.Н. Крамской, 1883 г. Изображение из открытых источников

Другие статьи автора

Другие материалы номера