Слово о моем флаге
Мой флаг и сегодня реет над новым поколением — и в боях на СВО, и у памятников героям Отечественной
Я хотел бы сказать слово о флаге. О флаге моей страны, в которой родился и вырос, которую все мы считали самой лучшей и правильной, несущей прогресс и светлое будущее для всего человечества. Слово о флаге, который знали все на Земле и безошибочно узнавали среди сотен других часто безликих и ничего не выражающих флагов. Все – и друзья, и даже враги, знали, что выражает наш флаг, и каждый символ на нем нес ясное сообщение всему миру.
«Наш флаг меж звезд полощется, рабочью власть растя!» – писал великий Владимир Маяковский в 1925 году, когда наша страна уже вовсю мечтала о звездах, хотя еще никто в мире понятия не имел, как выйти хотя бы на околоземную орбиту. «И, наконец, это просто красиво!» – тут я, конечно, выражаю личное мнение, но, на мой взгляд, более красивого и совершенного с эстетической точки зрения флага не было в истории человечества.
Маяковский, перевернувший все представления о возможностях русского языка, точно так же, как его товарищи по партии, большевики, перевернули все представления об истории и возможностях человека, был прав – наш флаг действительно оказался первым среди звезд.
А несколькими годами ранее он был поднят над рейхстагом, как символ разгрома самой страшной угрозы для человечества. Если отбросить все полутона и выразиться прямо – если бы не этот флаг, вполне вероятно, современной цивилизации просто уже не существовало бы. Но мы есть, мы живы и намерены жить дальше. И пусть формально страны, в которой мы родились и выросли, уже 34 года нет (хотя, как оказалось, в последнее время это вопрос, очень даже уместный для дискуссий), наш флаг и наша страна живы в наших сердцах.
В музее Владимира Ильича Ленина я видел прообраз нашего флага – красное Знамя Парижской Коммуны. Оно было просто красное, еще без звезды, серпа и молота. Я прикасался к нему через стекло и ощущал величие истории. В этом знамени цвета красной человеческой крови и, одновременно, цвета страсти, была сконцентрирована воля миллионов и миллионов людей к свободе, справедливости, равенству, братству, к прогрессу и будущему. Это был эмбрион, прообраз того великого события, которое позже, почти через 50 лет, произошло в нашей стране и преобразило весь мир.
Глядя на наше Знамя, я всегда очень ясно видел, почему после столетий довольно унылой и страшной истории человечества так ярко вспыхнула пусть пока короткая, всего 70 лет, история нашей Родины – СССР, как будто вся коллективная энергия человечества сконцентрировалась через яркий, красный с золотом флаг и вспышка дошла до самых дальних частей Вселенной, как астрономы через миллионы световых лет видят рождение сверхновой звезды.
Думаю, очень важно и показательно, что символ, рожденный в дни Парижской Коммуны, получил свое совершенное воплощение именно в нашей стране, потому что Россия вообще страна символов, которые определяли ее жизнь гораздо больше, чем просто экономические, политические и даже природные факторы.
Любой символ оказывает своей воздействие несколькими факторами. Прежде всего, внешние данные, чтоб он начала жить своей жизнью. Дальше на символ работает история, с ним связанная. Если символ не особо значимый, не слишком понятный и история за ним неоднозначная или недостаточная, то вряд ли он будет вдохновлять на исторические свершения.
После разрушения СССР новая государственность была построена во многом на отрицании советской истории и ее символов. Я помню, как даже Знамя Победы с трудом пробивало себе дорогу. Помню, и, наверное, помню далеко не я один, как его пытались выхолостить, убрав с него серп и молот, или просто называли «узкопартийной символикой».
Но чем яснее становилась провальность линии на «дружбу» с Западом, тем более Знамя нашей страны возвращалась в нашу жизнь. Даже появилась шутка, что 9 мая, День Победы – это единственный день в году, когда нашему народу разрешалось побыть самим собой, со своими символами. В этот день в нашей стране разливается море красных флагов – они на улицах буквально везде, хотя никто не заставляет людей их носить.
Сейчас уже невозможно представить День Победы без Знамени Победы, которое признано уже и официальными властями. Даже Мавзолей Ленина стали драпировать не в унылые голубые цвета, как раньше, а в красные цвета с рисунком флага СССР на танке Т-34. Или, как в этом году, с фотографией Парада на Красной Площади, где войска Красной Армии под Красным Знаменем идут мимо Мавзолея Ленина.
И это справедливо, потому что вновь перед нашей страной, уже в ее нынешнем воплощении, вместо дружбы с Западом, опять стала задача просто выжить, а выжить – означает победить, потому что, как показывает исторический опыт, середины нет, а есть или победа, или поражение, а на самом деле, только Победа, потому что наша гибель для нас не альтернатива – и такого мы допустить не можем. А значит, никогда в нашей стране не будет забыт ни парад 7 ноября 1941 года, когда наши войска шли мимо Мавзолея Ленина прямо на фронт, ни парад Победы 24 июня 1945 года, когда именно к подножию Мавзолея, как к символу победившего государства, наши воины бросали знамена поверженных, до нас непобедимых фашистских армий.
Я постоянно повторяю, что под нашим флагом наша страна не только совершила самый главный, единственный и неповторимый по своей значимости прорыв в истории человечества – первой вышла в космос, но и спасла человечество от самой страшной угрозы – раковой опухоли фашизма, который, если бы не встретил на своем пути достойного сопротивления, без особых проблем овладел бы всей планетой и, как и положено раковой опухоли, убил бы весь организм.
Эта Победа была достигнута под нашим знаменем, Знаменем СССР, которое и есть Знамя Победы и с фактической, и с юридической точки зрения. Ведь наши воины поднимали над рейхстагом не просто флаг своей дивизии, пусть даже самой лучшей и героической. Они поднимали Знамя своей страны, страны-победительницы. Поэтому настоящее Знамя Победы и есть просто флаг СССР, государственный флаг страны, победившей фашизм.
Знамя СССР было поднято над рейхстагом 30 апреля 1945 года. Идею поднять флаг нашей страны над столицей побежденной фашистской Германии высказал Иосиф Виссарионович Сталин на торжественном заседании 6 ноября 1944 года, посвященном годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: «Отныне и навсегда наша земля свободна от гитлеровской нечисти, и теперь перед Красной Армией остается ее последняя, заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».
Непосредственно в полевых условиях были изготовлены девять флагов, которые планировалось поднять над рейхстагом. Поскольку задача была крайне сложной и опасной, группы с флагами дублировали друг друга. Решающий штурм рейхстага начался 30 апреля. В здании еще находились тысячи фашистов, и пробиться через них нашим удалось только с третьей попытки. По ходу освобождения здания наши бойцы закрепили в разных местах сразу несколько красных знамен.
Флаг под номером пять несла группа из трех бойцов, возглавляемая старшим сержантом Василием Ивановым. Василий получил смертельное ранение при прорыве к верхним этажам здания. Но разведчики 150-й стрелковой дивизии сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под руководством лейтенанта Алексея Береста, которых прикрывали их однополчане, смогли водрузить Знамя. Поздно вечером 30 апреля 1945 года над крышей рейхстага было поднято Знамя СССР, а вслед за ним были подняты еще два.
После обстрела здания рейхстага немецкой артиллерией стеклянный купол здания, вернее, то, что от него осталось, обрушился, и несколько флагов были уничтожены. Фашисты не смогли достать только флаг под номером пять, который так и остался гордо реять над рейхстагом на восточной стороне крыши.
Фотографию горящего здания германских властей, на которой развивается красный флаг, сделал военный корреспондент газеты «Правда» Виктор Тёмин с самолета По-2. Эта фотография была опубликована в московской газете «Правда» 3 мая 1945 года. Но наибольшую известность в истории обрел снимок водружения Красного Знамени, который сделал советский военкор Евгений Халдей. На этой фотографии, как и на других, четко видно, что символом Победы стал поднятый над рейхстагом флаг СССР.
В нашей семье 9 мая всегда было одним из главных праздников, так как, во-первых, мы все были патриотами нашей Родины – СССР, а во-вторых, среди моих родных было много ветеранов Великой Отечественной войны, а моя семья, та ее часть, от которой я получил свою фамилию, пережила всю блокаду Ленинграда, от первого до последнего дня.
К сожалению, я слишком поздно родился, чтобы помнить всенародную радость Победы или полет Юрия Гагарина. Увы, на долю моего поколения выпали совсем другие воспоминания. Я вспоминаю проклятый, страшный 1991 год. Я вспоминаю, как с Кремля спускали Знамя нашей страны. Это была настоящая трагедия. Я помню, как прекрасный, великий, красный с золотом флаг нашей Родины, флаг, под которым свершились два самых значимых события в истории человечества – победа советского народа в Великой Отечественной войне и первый полет человека в космос – как этот флаг опускался в свете прожекторов. Мы понимали, что происходит что-то страшное, немыслимое, невероятное! Такое чувство испытываешь, когда уходит кто-то из твоих родных. Этого не может быть! Это не должно происходить! Но оно все равно происходит.
Я всегда, из статьи в статью, вспоминаю строчки «Поэмы о флаге» Александра Андреевича Проханова. Ничего более пронзительного об этом страшном событии я не читал:
Вдруг я увидел на дворцовой кровле
Людей, их лица в радостном оскале.
Они мой флаг священный, цвета крови,
С веселым гоготом со шпиля опускали.
Он вырывался, пламенный и алый.
Он был живой, из света и огня.
Терзанье флага мне напоминало
В ночи убийство красного коня.
Они его кромсали и срывали.
Они его тащили под уздцы.
Я слышал, как в могилах зарыдали
Убитые в сражениях отцы.
И я тоже слышал их рыдания и рыдал вместе с ними. Я многое бы отдал, чтобы больше никогда в жизни не пережить ничего подобного. И вот теперь, после 30 с лишним лет бессмысленных и тяжких штрафных кругов истории (до начала СВО), Красное Знамя вновь обрело свое глобальное и наступательное значение. С нашим флагом ясно всё и всем. Никому не нужно показывать и доказывать, какая история за ним стоит. Его смысл понятен в любой точке земного шара. И уж тем более он понятен и очень многим близок в любой точке бывшего (и, уверен, будущего!) СССР.
Наш флаг не нужно объяснять. Ярко-красное полотнище с золотой звездой, серпом и молотом, думаю, является, самым ярким и энергетически сильным символом в истории человечества. Мы все, кто бывал на наших коммунистических митингах, видели, как красный флаг оживляет и солнечную погоду, и серые тучи. Красный цвет – символ страсти, жизни, а после нашей великой истории это еще теперь и самый наглядный символ Победы. Красный флаг дает надежду. Красное Знамя СССР – символ мирного строительства и величайших в истории достижений. Но это и символ грозной Победы Добра над злом, символ страны огромной и ярости благородной. Кто самые злостные враги фашистов и нацистов во все времена во всем мире? Разумеется, коммунисты! Какого символа во всем мире боится фашистская нечисть больше, чем ведьма святой воды? Разумеется, Красного Знамени.
Флаг СССР стал неофициальным символом нашей спецоперации, и вообще символом глобального Сопротивления, в том числе, и потому, что сама спецоперация вышла очень далеко за пределы объявленных целей, получив, по сути, всемирное значение, как восстание против неоколониализма. И мы видим, с одной стороны, тотальные, массированные, координирующиеся из единого центра попытки задавить нашу страну, а с другой, с нашей стороны, мы видим Красное Знамя. Под этим флагом объединялись и объединятся вновь не только граждане СССР, но и весь всемирный, антизападный, антиколониальный интернационал. Хотя глобальное значение флага СССР никогда и не утрачивалось, несмотря на попытки вычеркнуть его из истории. Знаете ли вы, например, что в Китае, помимо государственного флага, есть еще флаг Коммунистический партии Китая? И это флаг практически в точности воспроизводит флаг СССР.
Многие иностранцы, знающие и уважающие нашу историю, приезжая в нашу страну, желая увидеть Сталинград, задают вопрос: «А где он? Вы что, сами от него отказались? Зачем?!» Хватит нам отказываться от нашей истории, причем от самых лучших, великих ее частей! От Ленинграда и Сталинграда, от Ленина и Сталина, от Советского Союза и Красного Знамени.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская обл.
Фото из открытых источников

