Все разговоры власти о том, что последствия разлива ликвидированы, оказались, мягко скажем, преувеличением и попыткой ввести общественность в заблуждение. Накануне «Комитет спасения Печоры» обследовал более чем двести километров береговой линии Колвы, увиденное полностью опровергает заявление региональных властей.
«Нефть на кустах, земле, траве, черная сплошная полоса по обоим берегам», – рассказывают экоактивисты комитета.
Напомним, в мае в Республике Коми на севере России произошло масштабное экологическое бедствие. Из-за прохудившегося нефтепровода от Ошского месторождения, проложенного по дну реки Колва, в почву и воду попали десятки тонн нефтепродуктов. Площадь загрязнения превысила 12 тысяч квадратных километров, при этом большая часть нефти осела на берегах Колвы. Ситуацию осложнил ледоход, который как раз в это время начался в районе: очищать от нефти реку и лед пришлось как можно скорее, пока грязный лед не уплыл ниже по течению.
Недавно глава Республики Коми Владимир Уйба отменил режим чрезвычайной ситуации, который был введен после разлива нефти на Ошском месторождении. В указе сказано, что последствия аварии ликвидированы. Но представители сразу нескольких общественных организаций заявляют, что это не соответствует действительности.
Одни из тех, кто снял на видео полосы нефти, которые остаются на берегах Колвы, – экологи «Комитета спасения Печоры». Несколько дней назад они обследовали 208 километров береговой линии реки:
«Получилось так, что там от места разлива и до самого устья (дальше мы не плыли), – сплошная полоса по обоим берегам, – рассказывает Иван Иванов, председатель «Комитета спасения Печоры». – Такая черная, неравномерная полоса, местами, может, где-то прекращается. При осмотре это нефть. Нефть на кустах, на земле, на траве».
Представители нефтедобывающей компании «Лукойл», которая эксплуатирует Ошское месторождение, сначала заявили, что в воду реки Колвы попало порядка 9 тонн нефтепродуктов. Потом эта цифра увеличилась до 100. Расчеты независимых экологов показывают, что эта цифра может быть занижена в 20 раз.
«Вот на этом участке 208 километров. При ширине полосы нефти 5 метров, при ее толщине в 1 мм, получается, что там 2080 кубометров, – подсчитывает Иван Иванов. – То, что нет приборов учета, как заявил Росприроднадзор, – это неправда. «Лукойл» всегда считает нефть, потому что нефть для них – товар. Но тут такая двойная бухгалтерия – один подсчет идет для случаев разлива, другой подсчет – на потерю прибыли».
В начале июня президент «Лукойла» Вагит Алекперов заявил на Петербургском международном экономическом форуме о полном восстановлении экосистемы Колвы. На самом деле сбор нефти на реке продолжается до сих пор. Но, как подчеркивают независимые экологи, работы по очистке берегов и сбору нефтепродуктов на реке ведутся крайне неэффективно и с многочисленными нарушениями.
«То, что они там наковыряют, они жгут или смывают. Смывание – это, я считаю, умышленное загрязнение поверхностных вод, это, по сути, уголовная статья, – говорит Иван Иванов. – Сжигание – это тоже ненормированные серные выбросы в атмосферу. Это все тоже надо считать, надо компенсировать, оплачивать. Я считаю, то, что они делают, это очень неэффективно. Они реально очень мало делают».
А вот то, что власти Коми уже отменили режим ЧС, несмотря на то, что до окончания работ еще далеко, экологов не удивляет.