«Всем можно гордиться…»

Вы катите по ухабистой дороге, но всё равно удается разглядеть по обе стороны до горизонта то обломки конструкций кошар для овец и коз, то рухнувшие свинарники. И это перед каждым путником от Дальнего Востока до западных границ родной страны.

А всплыла эта картина перед глазами, когда Путин на прямой линии сделал очередное заявление, что «мы гордимся результатами работников сельского хозяйства. Я уже говорил, даже по экспорту у них просто выдающиеся результаты …»

В соответствии с линией главы государства несколько ранее Михаил Мишустин в видеообращении к участникам коллегии Министерства сельского хозяйства по итогам работы в 2020 году выразил уверенность в таком подходе к делу, «чтобы мы могли продолжать гордиться российским агропромышленным комплексом». Основания «продолжать гордиться» подтвердил докладом министр Дмитрий Патрушев и выступавшие на коллегии. Говорили о достижениях сельского хозяйства, о наращивании экспорта зерна и необходимости экспортной направленности других отраслей производства.

И впрямь. В последние два десятилетия советской власти в России собирали в среднем около 90,5 миллиона тонн зерна в год, а после ее танковой «перестройки» на протяжении такого же срока – по 78,5 миллиона, на 12 миллионов тонн меньше. А в сумме не получено, улетело в дым с салютами колониального капитализма свыше 240 миллионов тонн зерна – каково это для благополучия народа?

Но семь последних лет показывают крутой взлет урожаев от 105 до 135 миллионов тонн зерна в год. Ну, безусловно, как тут не гордиться или не козырять превышением намолота зерна над советским рекордом 40-летней давности?

Наряду с этим речи о достижениях в животноводстве. И в 2020 году увеличилось производство скота и птицы. Уже четвёртый год подряд выше уровня 1990 года. Тогда село поставило скота и птицы на убой (в убойном весе) 10,1 миллиона тонн. Ставшие господами «эффективные собственники» в два счёта опустошили источники мяса. По сравнению с достигнутым при социализме народный стол потом за четверть века недополучил свыше 90 миллионов тонн этого ценнейшего продукта.

Каким чудом выбрались из ямы? На скороспелых благодаря мировой науке отраслях животноводства. В 1990 году произвели 3347 тысяч тонн свинины, а в 2020-м – 4287 тысяч тонн. Мяса птицы, вместо начальных 1747 тысяч тонн, ныне – 5012 тысяч. Зато на долю крупного рогатого скота приходится лишь 1625 тысяч тонн, тогда как в последний год советской эпохи – 4329 тысяч.

Но в итоге зерна в избытке, мяса птицы и свинины в достатке, так что давайте продолжать гордиться агропромышленным комплексом страны. Правда, с оговоркой Путина насчет научной работы, в данном случае селекции, «мы яйцо-то завозим в основном для того, чтобы курицу растить. А нужно иметь своё первичное яйцо. То же касается и крупного рогатого скота, это же касается и овцеводства».

Однако отовсюду льются и потоки горечи. Люди труда по себе, по своей жизни знают, что в стране разрушено и далеко не восстановлено единое развитое многоотраслевое сельское хозяйство как основа улучшения жизни населения в каждом уголке любимой Родины. Производство зерна в 2020 году по сравнению с 1990-м увеличено за счет роста урожая в 30 республиках, краях и областях страны. А в остальных регионах зачастую заброшена большая часть всех посевных площадей и сбор зерна никак не поднимется из ямы провальных лет «реформ».

Еще большее размежевание в производстве мяса свиней и птиц. В последние годы 11 областей вышли из упадка и на крупнейших промышленных комплексах насчитывали в 2019 году в общем 14,4 миллиона свиней. Остальные регионы сократили стадо в среднем более чем вдвое, до 10,8 миллиона хрюшек, в том числе в домашних подворьях.

А при общинной советской жизни выращивали свиней примерно с одинаковой нагрузкой во всех деревнях и селах, в целом по стране до 40 миллионов голов (на 15 млн больше нынешнего), главным образом на фермах колхозов и совхозов. Сегодня прежний объём мяса обеспечивается новейшими технологиями кормления и содержания свиней и птиц с высшими показателями продуктивности, а главное – экономической выгоды для владельцев производственных предприятий страны. В ее масштабах можно и гордиться. А в своем углу нельзя не горевать. На виду из верховных палат – в Московской области – какие героические достижения? Вот показатели до и после 30 лет колониального капитализма:

Посевные площади всех сельскохозяйственных культур – из 1230 тысяч гектаров используют лишь 570 тысяч гектаров.

Сбор зерна сократили с 640 тысяч тонн до 390 тысяч тонн.

Крупного рогатого скота из 1220 тысяч голов сохранили 210 тысяч, шестую часть.

Надаивали молока 2030 тысяч тонн, ныне – 680 тысяч тонн.

Выращивали 760 тысяч свиней, сегодня в отчете – 330 тысяч.

Овец и коз было 140 тысяч, теперь – меньше 70 тысяч.

И так до самых до окраин. Амурская, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Курганская, Оренбургская и другие области, Забайкальский, Пермский, Хабаровский и другие края, республики Башкортостан, Бурятия, Калмыкия и другие – из числа регионов, в которых, как и в столичной области, в различной степени разрухи все основные отрасли сельского хозяйства.

 

Историк В. Ключевский:

«Всем можно гордиться. Даже отсутствием гордости…»

 

Как заметил мудрый наблюдатель жизни историк В. Ключевский: «всем можно гордиться. Даже отсутствием гордости…»

Однако есть и другие вопросы по поводу «гордости». Очень странно, но власть давно уже не обращает внимания на главную отрасль самого существования села – разведение крупного рогатого скота, овец и коз. Не вспомнили и на последней коллегии Минсельхоза.

А ведь реставраторы капитализма в России своими «реформами» обеспечили небывалую во все века катастрофу – уже три десятилетия безостановочно уничтожают крупный рогатый скот в стране, без которого невозможно даже заикаться о полновесной продукции сельского хозяйства. В результате превращены в развалины под лопухами создававшиеся в течение многих десятилетий и достигшие колоссальной суммарной стоимости основные производственные фонды животноводства.

И срочно отправлены на бойню стада, самое главное – 39 миллионов голов крупного рогатого скота, в том числе около 13 миллионов коров. Так же «перестройщики» пустили под нож около 45 миллионов овец и коз. Их уцелевшие отары ныне насчитывают 21 миллион голов, это лишь третья часть численности, которая имелась в течение примерно трех десятилетий советского времени.

Продолжающееся чудовищное  уничтожение уже остаточной третьей части скота представляет собой огромный растущий провал в многоотраслевом сельском хозяйстве. Даже в наиболее благоприятных краях и областях есть основания говорить фактически только о «моноотраслевом» его составе. Увеличение сбора зерна в последние годы и близко не перекрывает урона от разгрома животноводства.

Пример – дважды ордена Ленина Краснодарский край, удостоенный этих наград полвека назад за высокие урожаи. По сравнению с 1990-м в 2020 году  собрано зерна на 4,1 миллиона тонн  больше. Но в этот же промежуток лет «эффективные собственники» ликвидировали две трети мощностей животноводства. Власти неинтересно оценить стоимость этих потерь?

А заодно с коровами отняли и молоко. Наши граждане как чемпионы мира потребляли молока из своих колхозов и совхозов 55,7 миллиона тонн в год. Эту молочную реку с кисельными и сырными берегами буржуазная власть осушила почти наполовину. В прошлом году дефицит – 24,2 миллиона тонн молока.

Не закрывать бы глаза и на проруху в растениеводстве. Почти заглохла страда сенокосная. Сократили заготовку на корм кукурузы с 200 миллионов тонн до 25 миллионов. Кормовых корнеплодов – с 20 миллионов до 0,4 миллиона тонн. Сено естественных сенокосов – с 24 миллионов до 9 миллионов тонн…

В общем, в пересчете на кормовые единицы (условное зерно, равное овсу) заготавливали 140 миллионов тонн, а на протяжении последних двух десятилетий – лишь около 50 миллионов в год. А настоящий овёс тоже понемножку отправляют на мировой рынок и наравне с пшеницей засчитывают в объем экспорта. Таким образом, за последний год вывезли на экспорт около 42 миллионов тонн всех видов зерна. То есть этого количества недостаточно, чтобы восполнить и половину нехватки травяных, корнеплодных и других кормов.

А еще для нынешнего меньшего стада требуется и комбикормов (фуражного зерна) соответственно на 30 миллионов тонн меньше. Значит, вместе с недостачей травяных создан общий дефицит в 120 миллионов тонн кормов, необходимых на год для начала восстановления стада.

Но впервые в мировой истории власть ни через год разбоя, ни через 30 лет не останавливает непрерывного уничтожения базовых для народа и государства отраслей животноводства. Вот и в апреле текущего года по сравнению с соответствующим сроком прошлого года поголовье крупного рогатого скота в России сократили ещё на 1,7%, овец и коз – на 4,6%. Однако в правительстве об этом ни малейшего беспокойства. Сырьевая колония недееспособна в обеспечении  национальных интересов. Поэтому так и остаются заброшенными около 40 миллионов гектаров посевных площадей.

Правит при капитализме прибыль – местные и иностранные компании гребут только в легкодоступных высокодоходных отраслях и в игре на мировых рынках. Отсюда жажда – расширять экспортную направленность. Клеймят советскую власть за импорт зерна, а сами хулители повернули его уже в 2000 году на экспорт, когда собрали всего-то 65 миллионов тонн. Всё остальное вокруг – хоть рассыпайся в прах!

Разве всё это пустяки при оценке достижений агропромышленного комплекса страны, а тем паче каждой ее местности, где жили и множились с незапамятных времен наши предки, пахари и скотоводы, составившие растущий великий народ, теперь, однако, впервые без войны и повальных болезней ввергнутый в вымирание.

И что же, уменьшающемуся населению корова и другая домашняя живность не нужны? Но восстает вековечная мудрость – с ранних лет всегда будущие богатыри во здравие пьют молоко, вкушают хлеб с маслом и мясом и наливаются силами для мирного и ратного труда во благо народа и созидания тысячелетней державы.

В духе сплоченной взаимопомощью крестьянской общины трудились на благо всех и каждого коллективы колхозов и совхозов страны. Не «экспортная направленность» на обогащение самозваных господ, а внутренняя направленность на развитие многоотраслевого производства и украшение жизни каждого села и деревни. В этом неразрывном единстве – источник использования всех богатств родной природы для возрождения народа и великой державы.

В этом убеждает пример опережающего роста выстоявших в борьбе народных предприятий во всех регионах. При соблюдении этой несомненной святой заповеди жизни народа и всё новых его поколений поднимется многонациональная семья народов России на высоты идеалов человечества.

 

Другие материалы номера