А вот героический подвиг ее напарницы – Веры Волошиной долго оставался в тени. Так случилось и на пеновской земле. Все знают о славной героине Лизе Чайкиной. Но мало кому известно о мученической смерти от рук фашистов разведчиков Володи Павлова и Зины Голицыной.
Наши войска гнали немца от Москвы, а во вражеском тылу активно действовали партизаны, в том числе бойцы и 2-й особой партизанской бригады под командованием майора А.М. Литвиненко. Они оказывали активную поддержку 22-й армии, совершая диверсии на дорогах и осуществляя разведку. Тем временем 4-я ударная армия готовилась к проведению Торопецко-Холмской наступательной операции. Она должна была начаться 9 января 1942 года. Разведчик 22-й армии Володя Павлов уже восемь раз ходил по немецким тылам. На девятое задание отправился с Зиной Голицыной, тоже не раз бывавшей в тылу противника.
Вечером 28 декабря 1941 года ребята, выйдя из расположения бригады (в районе деревень Большая Переволока, Ворошилово, Поляны), завернули в Пено. Появление сына обрадовало Александру Федоровну и Максима Павловича. Мать затопила печь, накормила Володю и его симпатичную темноволосую спутницу. Родителям хорошо запомнились слова Володи: «Как только мне исполнится восемнадцать, уйду в армию». Утром 29 декабря, взяв заплечные мешки (чтобы не привлекать внимания врагов), разведчики отправились в дорогу.
Перед уходом Володя уверенно сказал: «Мама, вот пойдем мы обратно с задания, и в Пено уже не будет немцев».
Увы, возвратиться им не довелось.
Спустя три часа ходьбы ребята находились у развилки дорог: одна вела на Мизиново, другая – на Задорню и Митино. В этот момент со стороны Задорни показался обоз с карателями-эсэсовцами. Убегать – значит вызвать подозрение. Разведчики решили остаться у развилки: авось пронесет. Последовала резкая команда старшего из эсэсовцев, обоз остановился. Володю и Зину стали расспрашивать, кто они, откуда, куда идут. Сказали, что брат и сестра, идут в деревню к родственникам (эта легенда неоднократно выручала их прежде). Немцы поверили ребятам. Обоз тронулся с места, но через минуту остановился. Немцы заорали:
– Хальт!
В книге «На земле истоков» известный краевед А.Д. Кольцов пишет: «Возможно, кто-то из местных жителей предал их», – ссылаясь при этом на слова сестры Володи Павлова: «Это был Тараканов». Об этом она узнала от прокурора Соколова, жившего в 1942 году у них на квартире. В подтверждение Кольцов приводит фрагмент из протокола допроса бывшего начальника вспомогательной полиции Ефрема Тараканова, напечатанный в повести Э. Хруцкого «Иного пути нет». Тараканов сообщил, что на поворотке, у столба-указателя, они встретили парня и девушку. Парень был в черном полушубке, в рыжей шапке, девушка – в зимнем пальто с белым воротником, в сером платье. Следователь: «Значит, вы признаете себя виновным в выдаче фашистам, пытках и убийстве двух комсомольцев?» Тараканов: «В выдаче признаю. Потом застрелил, да все равно они бы лишь мучились. А пытать не пытал. Я костер жег». В это время эсэсовцы кололи разведчиков раскаленными штыками, били прикладами винтовок, жгли спички об их тела, вырывали ногти.
По словам А.Д. Кольцова, следы садистского изуверства были отчетливо видны на фотографиях. Истерзанные тела видели родители Володи, сестра Антонина Максимовна. Она вспоминала: «Евдокимова Анастасия (соседка Павловых) со своим сыном ходили в Мизиново. За телами приехали отец, партизан Тихомиров Виталий и я. Тела их были, как каменные, изувеченные. У Володи были вывернуты руки, сорваны ногти, сломаны ребра, штыками и выстрелами изранено лицо, разбита голова. У Зины прикладом винтовки выбиты зубы, разбит выстрелом рот, изрезаны груди. На ее теле жгли спички. Мать с отцом вымыли их, одели, положили в гроб…» Похоронили юных героев с воинскими почестями. В 1944 году состоялось перезахоронение. Останки перенесли в сквер, где ныне находится мемориал Славы. На обелиске выгравировали текст: «Вечная память комсомольцам-партизанам, замученным гитлеровскими захватчиками». При установлении стелы в 1981 году обелиск, к сожалению, снесли.
Биография Володи Павлова в Пено хорошо известна. Родился он в этом поселке в 1924 году. В 1941 году окончил 9 классов Пеновской средней школы (сейчас она носит имя Героя Советского Союза Лизы Чайкиной). Был активным общественником, членом бюро школьной комсомольской организации и мечтал поступать в Харьковское авиационное училище, где учился его старший брат Николай. Но все планы спутала война. Как и многие другие пеновские юноши и девушки, Володя был направлен на строительство оборонительных сооружений под Селижарово. В августе 1941 года командир 2-й особой партизанкой бригады А.М. Литвиненко и секретарь райкома Е.И. Чайкина проводили собеседования с комсомольцами. Для разведывательной деятельности в тылу врага отбирались самые надежные из них. Всего было отобрано около 40 человек, в том числе Володя Павлов.
22 июня 1942 года Владимира Павлова посмертно наградили орденом Отечественной войны II степени, позже его именем назвали улицу Крестьянскую, на которой находился дом Павловых. О юном разведчике не раз рассказывала местная газета. Однако ничего не было известно о «разведчице Зине». Лишь в 1958 году упорные поиски краеведа из Талдома Владимира Павловича Саватеева принесли результат. Было установлено, что Зинаида Голицына родилась 29 октября 1923 года в Подмосковье, в деревне Караваево Дмитровского района Раменского сельсовета. Там окончила 6 классов. Потом переехала в город Талдом. После окончания 7 классов, поступила работать учетчицей счетовода, а вечером училась на курсах медсестер. В первые дни войны Зинаида вступила в истребительный батальон. Вместе с мужчинами она вела патрулирование, выявляла диверсантов, однажды задержала немецкого разведчика.
Когда ее вызвали в райком комсомола и предложили «ответственную и опасную работу», Зинаида сразу дала согласие. Ее направили в распоряжение особого отдела 22-й армии Калининского фронта. Вскоре по заданию 2-й особой партизанской бригады девушка участвовала в нескольких разведывательных операциях в тылу фашистских войск. В районе населенных пунктов Охват, Соблаго, Селижарово, Пено ей удалось собрать, а затем передать командованию ценные сведения о дислокации и планах противника. Вот краткая характеристика, которую дал Зинаиде комиссар 2-й особой партизанской бригады Владимир Ильич Терехов: «Она, как опытный разведчик-профессионал, дополняла молодого разведчика Володю. Их донесения о гарнизонах, огневой мощи, движении по дорогам создали все условия без потерь нанести мощные удары в ночь с 6 на 7 декабря 1941 года».
27 июня 1966 года Президиум Верховного Совета РСФСР от имени Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, наградил Зинаиду Голицыну (посмертно) медалью «За отвагу». В 1967 году в Талдоме установили в ее честь памятник. Улица, где он установлен, названа именем Зины Голицыной. Улица имени Зины Голицыной есть и в Пено. В мае 2002 года на месте гибели разведчиков побывала делегация из Талдома. Почтить их память приехали свыше сорока учащихся и ветеранов войны. На митинге выступили сестры Володи и Зины – Антонина Максимовна и Лидия Васильевна. А несколько лет назад здесь стараниями пеновской администрации, многое делающей для патриотического воспитания молодежи, был установлен памятный знак.
Пишу эти строки, и навязчивая мысль возвращается ко мне. Володя и Зина сложили свои головы за Советскую Родину, которой они были беззаветно преданы. Разве могли они себе представить, что СССР будет растерзан уже не фашистами, а другими, внешними и внутренними, врагами? Что грядет омерзительный олигархический капитализм и, уничтожив или присвоив накопленный экономический потенциал, начнет высасывать из России жизненно важные ресурсы? Что зависимость от импорта в продукции повседневного потребления достигнет 75 процентов? Что русской землей будут торговать как товаром, а вместо колосящейся ржи поля заполонит чертополох? Что Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина будут предавать анафеме? Что народ будут сознательно обыдливать массовой антикультурой и метить куар-кодами, подобно тому, как немецкие оккупанты нумеровали в концлагерях советских военнопленных?
Нет, не могли 17-летний Володя Павлов и 18-летняя Зина Голицына себе этого представить. С чистым сердцем отдали свои жизни эти прекрасные молодые люди за светлое будущее своей Родины, нашего многонационального народа. Хотя бы это утешает и одновременно говорит: «Во имя памяти героев, перед лицом новых внешних и внутренних угроз нам надо стоять и выстоять».