Банальней и пустей выглядели многие «акулы пера и экрана» из федеральных СМИ. Например, почти в самом конце вылезла неизвестная Яна Музыка, (телеканал «Россия – Культура») и завела заигранную пластинку: «Владимир Владимирович, всё больше и больше появляется административных и даже уголовных дел, связанных с обвинениями в пропаганде экстремизма, по обвинениям в оскорблении чувств. Под статью могут попасть, например, творческие люди – авторы спектакля, фильма или книги – и даже самые обычные граждане, которые просто разместили какую-то фотографию в Сети. Вопрос такой: все-таки где грань между защитой чьих-то чувств, моральной нормой и правом художника на свободу творчества и на самовыражение?»
Наверное, берегла режиссеров Богомолова с Серебренниковым, уродующих классику, или непотребную книгу Горалик 18+ имела в виду. Но тут президент ответил просто: «Размещение каких-то фотографий, вы сказали, и право художника. Размещение Гитлера или Гиммлера на сайте «Бессмертного полка» – это свобода творчества?»
Кстати, мы так и не узнали, чем кончился суд над этими осквернителями. Но потом съехал на общие рассуждения: «Я уже говорил о том, что Россия складывалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, и мы привыкли в основе своей относиться с уважением к интересам и традициям друг друга… Но это должны быть внутренние ограничения».
Почему только внутренние? Ведь есть Стратегия национальной безопасности, где прямо говорится не только о военной и экологической угрозе, но и о важнейшей задаче государства: защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти! Лучше бы представительница канала «Культура» спросила, почему который год Госдума не может принять закон о культуре или закон о творческих союзах, где были бы очерчены какие-то правовые нормы и защитные механизмы от безграничной «свободы»?
Зато вторую неделю говорят о правах иноагентов. И Путин, как на СПЧ, снова оправдывается перед каким-то Петром Козловым из Русской службы Би-би-си: «У нас, мол, только 74 организации признаны иноагентами из 200 тысяч зарегистрированных НКО – 0,034% всего. Ну и нечего слово давать, играть в демократию! Зато когда Шамиль Гулиев («Тобольское время») поднял острейший вопрос, снова состоялся бесхребетный разговор:
– Актуальной по-прежнему остается проблема деструктивной информации, которую дети черпают в интернете, вы тоже об этом говорили. Как следствие, это буллинг в школах, призывы к различным несанкционированным действиям и прочие провокации. Некоторое время назад обсуждалась тема введения регистрации в соцсетях по паспорту. Скажите, пожалуйста, произойдет ли это в итоге? И какие, возможно, еще примут меры для защиты подростков от потенциально опасной информации, которую они могут встретить в социальных сетях?
– Я с вами полностью согласен, Шамиль. Это одна из проблем не только России. Вы посмотрите, ведь практически во всех странах обсуждается этот вопрос. Обсуждается и в средствах массовой информации, и в представительных органах власти. В конгрессе США обсуждается этот вопрос, вызывают туда представителей этих глобальных сетей, глобальных платформ. Для них это что? Бизнес прежде всего, и, к сожалению, деньги любой ценой. Это уход от национального контроля, уход от того, чтобы хоть как-то подумать о детях, о которых вы сейчас спросили.
Ну, у них в конгресс хоть вызывали, а у нас-то что делать с расплодившимися тиктокерами, лихачами, насильниками, которые ведут свой бизнес, растлевая детей и плодя непотребство? Нет ответа…
Очень подробно президент отвечал корреспондентке «Скай Ньюз» Диане Магни. Она прямо ставила ультиматум: «Вы много говорили о гарантиях безопасности, и сейчас мы видим новые предложения. Вы также говорите, что у вас нет намерений нападать на Украину.
Можете ли вы безоговорочно гарантировать, что действительно не будете нападать на Украину или любое другое суверенное государство, или же это будет зависеть от хода переговоров?»
Путин подробно говорил об обещаниях не продвигать ни на дюйм базы НАТО. «Ну и чего? Надули. Просто нагло обманули: пять волн расширения. И плевать, мол, на обязательства».
Сразу вышла штатовская новость с крупным заголовком: «Путин: плевать нам на ваши обязательства». Как-будто это он плюет по отношению к странам Запада… Гнусное, типичное передергивание. Сама Магни быстро сменила наряд и выдала телерепортаж: «Путин обиделся на НАТО, и теперь он пытается разрушить архитектуру европейской безопасности». Наверное, Диана не знает, что Россия – самая крупная страна Европы, что она создала великую европейскую культуру и оказала величайшее влияние на историю Европы, когда США еще не было! Какая европейская безопасность без России?
На это Ольга Скабеева сказала в программе «60 минут» сокрушенно: «Нас никогда не поймут такие, как Магни!». А такие, как типичный корреспондент «Эха Москвы» Максим Курников в красном свитере, поймут? Ведь это он с рыжей бородкой подхватил коллегу: «Владимир Владимирович, я хочу продолжить тему, которую коллега из Sky News начала, тем более что она просила каких-то гарантий, и вы сказали, что мы гарантий давать не будем… Наверное, в это время украинцы смотрят и плюются в экран, потому что к ним на территорию война уже пришла в 2014 году, и они считают виноватыми в ней нас с вами. Причем они, наверное, не сильно разделяют, кто отдает какие приказы, но они действительно считают, что Россия уже воюет с Украиной».
Ну да, нацики и прислужники Запада так считают. Но далеко не все украинцы! Я просто это знаю по украинским каналам, на которых всё больше тех, кто призывает снять блокаду Донбасса, проклинает развязавшего войну и сбежавшего за границу Петра Порошенко. Зачем огульно утверждать и повторять пропахшие чесноком мантры официальной украинской пропаганды? Или это тоже свобода слова?
Была одна не совсем удачная попытка поговорить о культуре. Анастасия Петрова, которая представляла Республику Марий Эл, газету «Марийская правда». Вспомнила о духовном наполнении будущего 2022-го: «Владимир Владимирович, вы предложили объявить следующий год Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Так вот Республика Марий Эл – это многонациональный регион, в котором проживают, как и во многих других субъектах Федерации, много талантливых людей, которые развивают самобытную культуру, и наше издание, в частности, «Марийская правда». Как вы считаете, Владимир Владимирович, может быть, стоит в законе о народных художественных промыслах разработать и принять какие-либо меры поддержки, направленные на развитие народного искусства, и чтобы эта поддержка носила регулярный, постоянный характер?»
И Анастасия-то сузила содержание года, потому что народное искусство это не только сарафан, но и поэзия Пушкина, не только фольклор, но и замечательные советские песни, которые до сих пор поет народ, не только глиняные свистульки, но и книги, в которых и запечатлено нематериальное культурное наследство, легенды и образы, ум и душа народа. А уж Путин и вовсе свел всё к примитиву: «Теперь по поводу народных промыслов. Я думаю, что в последнее время все-таки мы приняли ряд решений, в том числе и в сфере образования тех, кто занимается и хочет дальше заниматься народными промыслами. Но не могу не согласиться в том, что сделано недостаточно… Спасибо вам за то, что вы этот вопрос поставили. Это очень важно для нашей многообразной и многонациональной страны, это чрезвычайно важно – поддерживать языки и культуру, самобытную культуру народов России».
Хотелось бы надеяться, что и русского народа тоже! Ведь, по сути, об этом с тревогой и сказала Вероника Иващенко, телеканал «Спас»: «Главная нерешенная проблема русских – это демография. Почему? Потому что Россия сейчас в данный период расхотела рожать. У нас растет уровень жизни, всё хорошо, внешние блага, но почему-то люди не рожают, а если посмотреть на статистику разводов, то в том числе можно сделать вывод, что мы еще и строить семью разучились. Как вы думаете, в чем причины?»
Президент бодро рассказал про материальные меры поддержки, обещал сделать для всех возрастов детей. А потом, мучительно подбирая слова, перешел к сути вопроса: «Но есть, конечно, вещи более тонкие, более глубоко лежащие и непонятные на первый взгляд… Это такая общая тенденция. Это очень тонкая вещь. Даже у демографов, у людей, которые занимаются этим профессионально и всю жизнь, у них нет окончательных ясных ответов на эти процессы. При этом что касается духовной составляющей, и здесь вы, конечно, правы, карьера, благосостояние – важные вещи, но понимание того, что счастье, радость отцовства и материнства выше материального благополучия на данный момент времени, должно постепенно, спокойно, без всякого навязывания извне внедряться в сознание наших людей. Повторяю, ничего нельзя навязывать, но нужно показывать все положительные стороны большой, дружной, хорошей, красивой семьи, показывать, какое это счастье – иметь детей, и убеждать людей в том, что большего счастья в мире и в жизни не существует. Но делать это надо талантливо, ярко, тонко, с помощью средств массовой информации, наших деятелей искусства, общественных организаций».
А как показывать-то? Самое наглядное для такого показа – ТВ, кино, видеосайты. А что они демонстрируют? По всем каналам в самое лучшее время идут треп-шоу про измены, про разрывы в семье, про гадство самых близких людей. Идет поток оскорблений, Андрей Малахов специально допустил драку в прямом эфире двух женщин, хоть трудно их так назвать, из-за мужика. После официозных выпусков новостей валом валят мыльные сериалы, где всё то же: корысть, адюльтер, убийства, предательства. Неимоверная подлость и пошлость. Это что, пропаганда «большой дружной семьи»? Повальные постельные и истеричные сцены? Давно закрыта студия детских и юношеских фильмов, не работает объединение «Экран», где снимались добрые и светлые фильмы, в том числе и про самих ребят. Государственной политики просто нет! Разрабатываются новые Основы государственной культурной политики, где несколько раз всё повторяют про «креативную культуру». Что это такое, наверное, всё вышеперечисленное? И почему не было широкого обсуждения?
А президент, отвечая на другой вопрос о навязывании западной гей-пропаганды, снова говорил правильные слова: «Особенность и сила нашего тысячелетнего общества заключаются в том, что Россия складывалась как многоконфессиональное и многонациональное государство, и мы научились с уважением относиться друг к другу. У всех народов Российской Федерации – хочу подчеркнуть, у всех – есть определенная внутренняя моральная защита от такого мракобесия, о котором вы сейчас сказали».
Но мораль-то надо укреплять, воспитывать, а не разрушать! Иначе ни от мракобесия, ни от внешнего и упомянутого им внутреннего врага не защититься, сколько газа ни продавай и каким оружием ни грози!