В сентябре 1915 года завершилась гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого, сына адмирала российского флота, на ледокольных пароходах «Вайгач» и «Таймыр». Первая комплексная научная экспедиция по исследованию Арктики была осуществлена на специально построенных для этой цели ледокольных судах. Именно сейчас, когда Арктические районы вызывают повышенный интерес в мире, стоит помнить отважных русских моряков, тех, кому принадлежит приоритет в освоении полярных просторов.
В ходе экспедиции была открыта Северная Земля, что стало географическим открытием мирового масштаба. Выполнен большой комплекс гидрографических, метеорологических, аэрологических и ледовых исследований, а также наблюдений за уровнем моря и течениями. В 1914–1915 годах оба судна впервые прошли Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. Плавания ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» принесли и практическую пользу – с 1911 года пароходы стали ежегодно привозить из Владивостока различные грузы для активно развивающихся северных районов страны.
Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» были изготовлены на Невском судостроительном и механическом заводе (ныне «Невский завод») в 1909 году. Первые в мировом судостроении корабли такого типа были построены в рекордно короткие сроки. От решения правительства до сдачи судов прошло всего 2 года и 3 месяца. После окончания Русско-японской войны российское правительство признало необходимым приступить к изучению условий мореплавания вдоль северных берегов Сибири. Был разработан проект специального экспедиционного ледокольного судна. Во время разработки требований к проекту этих судов фигурировало определение «ледорезные пароходы», затем – «ледоколы».
[img=-20171]
По архитектуре каждый транспорт имел 2 непрерывные палубы, сравнительно высокий надводный борт, гладкую верхнюю палубу со значительной седловатостью, широкие проходы у рубок в средней части корпуса. В соответствии с назначением суда типа «Таймыра» имели ледокольную форму корпуса и усиленный набор. Причем носовые и кормовые ветви шпангоутов были выпуклые и полные, что повышало мореходность и увеличивало плавучесть. С помощью балластной системы можно было в широких пределах менять дифферент корабля, что считалось особенно необходимым при движении во льду. Балласт принимался также в угольные ямы по мере их опорожнения. Кроме цистерн балластной системы, в качестве таковых использовали пространство двойного дна, куда принимали пресную воду для котлов. Оба трюма, расположенные в носовой и кормовой частях корпуса транспорта, служили для хранения запасов продовольствия экспедиции, которое укладывалось на специальных стеллажах и в проходах между ними.
Все жилые помещения имели многослойную тепловую изоляцию общей толщиной до 250 мм. Силовая установка состояла из паровой машины мощностью 1200 л.с. Нормальный запас угля – 223 т, а общая вместимость ям – около 500 т. Благодаря большим запасам топлива и экономичной машине дальность плавания корабля превышала 10 тыс. миль.
Оба транспорта были основательно подготовлены для работы в Арктике. Более того, в ходе постройки они дополнительно получили ряд механизмов и устройств. Совершенствование кораблей продолжалось в процессе экспедиционных плаваний. Тем не менее оба судна имели очень узкую специализацию и остались такими, какими задумывались, – ледовыми разведчиками будущего Северного морского пути.
В сентябре 1918 года после захода на Диксон «Вайгач» потерпел крушение в Енисейском заливе, недалеко от мыса Ефремов Камень, и затонул. Причиной гибели судна стал скальный выступ, никак не обозначенный на картах. Сейчас это место известно как скала Вайгач.
История поисков легендарного парохода началась еще в 80-х годах прошлого столетия, но успехом не увенчалась. Летом 2020 года участниками комплексной экспедиции «Главный фасад России. История, события, люди», организованной Северным флотом, недалеко от мыса Ефремов Камень на глубине 27 метров был найден подводный объект. Историки экспедиции предположили, что это может быть «Вайгач».
Однако идентифицировать его удалось лишь в этом году в рамках комплексной экспедиции «Помни войну». Современные методы организации подводных работ и новейшее оборудование дали свои результаты: затопленное судно было тщательно обследовано, и теперь точно можно сказать, что в истории с пароходом «Вайгач» поставлена точка.
«Таймыр» же четверть века служил в Арктике. В годы Великой Отечественной войны участвовал в проводке судов и специальных рейсов. С конца 40-х годов и до исключения из списков флота в 1955 году состарившийся пароход стоял в городе Архангельске как плавбаза полярных гидрографов.