Дело в том, что одна из принятых в 2020 году поправок в Конституцию сделала «необязательным» нижнее, поселенческое звено местного самоуправления. Теперь вся местная власть может быть сосредоточена на уровне городов и – в сельской местности – районов. На уровне внутригородских районов местные органы власти были ликвидированы еще в 1993 году, с принятием ельцинской конституции. Исключения тогда были сделаны только для Москвы и Санкт-Петербурга как отдельных субъектов федерации.
Проблема с местным самоуправлением в России существовала давно. Местные депутаты и главы поселений жаловались на отсутствие как средств, так и властных полномочий. Доходило до того, что иногда просто не находилось желающих баллотироваться в эти безвластные «органы власти».
Проблема требовала решения, но, видимо, законодателям приглянулась пословица «Лучшее средство от головной боли – топор». И вместо того, чтобы дать местному самоуправлению реальные полномочия и финансовые средства для их реализации, решили этот уровень власти попросту ликвидировать.
В соответствии с законопроектом Крашенинникова–Клишаса упраздняются сельсоветы, у которых пока есть собственные администрации и советы депутатов. Таким образом, прямых выборов депутатов станет гораздо меньше, а вопросы местного значения будут решаться только на уровне городских или муниципальных округов, если гражданам будут доступны.
Сейчас в России около 20 тысяч муниципальных образований – по словам экспертов, после вступления в силу закона их количество может сократиться в три раза.
Кроме того, губернаторам дается право «вынести предупреждение» и «объявить выговор» главе муниципального образования за «ненадлежащее исполнение обязанностей». Мэр может быть отстранен через суд по инициативе губернатора.
***
В Новосибирском городском совете по инициативе фракции КПРФ состоялось совещание под председательством вице-спикера горсовета Антона Тыртышного, посвященное сомнительному законопроекту. Новосибирск является крупнейшим по населению муниципальным образованием в России (более 1,6 млн человек), а также одной из немногих региональных столиц, где жители избирают мэра напрямую.
Участники совещания по-разному оценивали данный закон. Выступавшие отмечали, что, например, Новосибирск и другие муниципалитеты лишатся возможности распоряжаться своими землями. Еще труднее будет в сельской местности. По словам декана факультета государственного сектора НГУЭиУ Андрея Макарцева, «у поселений не будет своих бюджетов, муниципальной собственности. Фактически за рамки законопроекта выводятся такие органы, как муниципальные избирательные комиссии».
«Всё ложится одно к одному, – отметил лидер фракции КПРФ в Совете депутатов г. Новосибирска Антон Тыртышный, – дистанционное электронное голосование, обсуждаемое уменьшение количества избирательных участков. Идет жесткая централизация, федеральный уровень командует региональным, региональный – местным. В конечном итоге, будет масса негативных последствий, управляемость территорий будет меньше, что приведет к деградации страны. Можно уволить всех чиновников, но люди начнут задавать нерешенные вопросы друг другу».
«В муниципалитетах, городских округах есть лакомый ресурс – земля. Может быть, об этом данный закон? – предположил на совещании Михаил Зайцев, генеральный директор исполнительной дирекции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. – Как историк говорю, что это ни к чему хорошему не приводит. Есть опыт стран, где было все стерилизовано, а потом по улицам бегали толпы и власть не знала, с кем вести переговоры».
***
Прокомментировать ситуацию мы попросили новосибирских политиков.
Антон Тыртышный, лидер фракции КПРФ в Совете депутатов г. Новосибирска:
— Если закон будет принят, это в значительной мере поменяет структуру местного самоуправления в стране. Есть проблемы, которыми занимается город. Любой человек мог по какому-нибудь вопросу, например, по застройке у него во дворе, пойти в мэрию и там получить какие-то внятные ответы. Если эти полномочия будут забраны на уровень областного правительства, то куда он пойдет? Власть фактически отдаляется от человека. Какие полномочия будут переданы муниципальным образованиям – это в чистом виде решение Законодательного собрания и правительства Новосибирской области. Что они захотят, оставят себе, что не захотят, передадут «вниз». Мы же понимаем, что будет происходить. Где полномочия «ресурсные» и более интересные с точки зрения управления, менее хлопотные, но где больше денег – эти полномочия останутся у Новосибирской области.
Ренат Сулейманов депутат Государственной думы, второй секретарь Новосибирского обкома КПРФ:
— Этот закон фактически ликвидирует местное самоуправление, в первую очередь на сельских территориях. Это ликвидация остатков Советской власти, на что даже Ельцин в свое время не решился. В России 90?% депутатов – это как раз на уровне сельских поселений. К примеру, у нас в Новосибирской области 5 тысяч депутатов, из них около 700 – районных, и больше 4 тысяч – на уровне поселений. Теперь, получается, депутатов не будет, а будут только старосты. Надо напоминать, с чем это слово ассоциируется? Село остается брошенным, там и так уже давно закрываются ФАПы, школы, теперь закроют и сельсоветы. Но и для города законопроект устанавливает очень жесткие нормы. Он предусматривает 20 оснований для возможности снятия главы города с поста. То есть для авторов главное – не развитие местного самоуправления, а контроль и возможность отправить неугодного главу в отставку. Если этот закон будет принят, власть окончательно оторвется от народа.
***
Так или иначе, сегодня мы наблюдаем процесс сокращения «кормовой базы» правящей элиты. Страна катастрофически беднеет, а аппетиты олигархов по-прежнему растут. Значит, кого-то необходимо «бросить за борт» тонущего корабля, чтобы не делиться остающимися благами. И этот кто-то на данном этапе – чиновники и депутаты на местах, самая нижняя ступень властной пирамиды.