Итоги встречи действительно можно охарактеризовать как «определенный прогресс». Во всяком случае, стороны лучше поняли позиции друг друга и теперь готовы работать в поисках компромиссов. Так заявил глава российской делегации Владимир Мединский. Заместитель министра обороны России Александр Фомин сообщил, что «в целях повышения взаимного доверия и создания необходимых условий для дальнейшего ведения переговоров» российская сторона решила «кардинально, в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях».
«Что касается вопроса о встрече руководителей государств, мы с самого начала говорили, что эта встреча возможна, – напомнил Мединский. – Возможна тогда, когда будет готов к подписанию договор, проработанный переговорщиками и министрами иностранных дел». При этом отметил: «после сегодняшнего содержательного разговора» было выдвинуто предложение провести встречу глав государств «одновременно с парафированием договора министрами иностранных дел», «тем более что в момент парафирования и рассмотрения деталей договора возможно обсуждение различных политических нюансов».
Свой брифинг провели и представители украинской стороны. Они подробно рассказали о том, чего именно Киев добивается на переговорах. Стало ясно, что процесс дальнейшего поиска компромиссов с Москвой легким не будет. В частности, руководитель делегации, глава парламентской фракции правящей партии Украины «Слуга народа» Давид Арахамия рассказал о предложении сформировать список государств – гарантов безопасности республики. В их числе господин Арахамия видит такие разные страны, как Турция, Великобритания, КНР, США, Франция, Германия, Канада, Италия, Польша, Израиль, а также, возможно, Россия («Но об этом мы будем говорить отдельно»). Консультации со всеми этими странами уже начаты, отметили в украинской делегации, и скоро их можно будет пригласить для участия в многосторонних переговорах.
По словам Давида Арахамии, итоговый документ должен включать в себя согласование «работающего международного механизма», «фактически по аналогии с пятой статьей устава НАТО», которая подразумевает коллективный ответ союзников на любую агрессию.
Другой член украинской делегации, Александр Чалый, назвал гарантии безопасности «возможностью дипломатическими способами восстановить территориальную целостность и безопасность Украины». В обмен на это, по словам Чалого, в Киеве готовы «фактически зафиксировать свой сегодняшний статус внеблокового и безъядерного государства в форме постоянного нейтралитета», как и записано в декларации о ее суверенитете от 1990 года. «Но принципиально важно, и это одна из наших самых принципиальных позиций: ничего в будущем договоре не будет противоречить праву Украины на вступление в Европейский союз и страны-гаранты берут на себя обязательство содействовать этому процессу», – отметил Александр Чалый.
По словам советника главы офиса президента Украины Михаила Подоляка, процедура заключения договора, которую он описал, выглядит непростой: «Сначала будет референдум, на котором все граждане Украины выскажут свою позицию об этом договоре и о том, как он должен работать. После этого будет идти ратификация парламентов стран-гарантов и парламента Украины, потому что мы должны получить поддержку общества, чтобы этот договор действительно был консолидирующим для нас». Также Подоляк уточнил позицию Киева насчет Крыма: предлагается зафиксировать отказ сторон от «любых силовых средств решения вопроса» и вместо этого вступить в двусторонние переговоры. Вопрос Донбасса, по словам Подоляка, тоже должен быть описан в отдельном пункте.
Между тем в Москве с 2014 года многократно отмечали, что вопрос о принадлежности Крыма закрыт раз и навсегда. И на грядущих переговорах позиция явно не изменится. Даже термин ОРДЛО, который используется украинской стороной, фактически больше неактуален из-за серьезного изменения линии разграничения.
Про киевское и черниговское направления российский министр не упомянул. Зато Генштаб ВС Украины сообщил: «Противник продолжает ведение полномасштабной вооруженной агрессии против нашего государства. Осуществляет отвод отдельных подразделений с территории Киевской и Черниговской областей, а также перегруппировку для сосредоточения основных усилий на Слобожанском и Донецком направлениях». В то же время украинские военные отмечали, что «противник продолжает блокировать» Чернигов и Харьков.
Премьер Британии Борис Джонсон заявил: «Давление на Путина должно быть усилено как за счет дальнейших экономических мер, так и за счет предоставления военной помощи Украине, чтобы гарантировать, что Россия полностью изменит свой курс», – передала пресс-служба главы правительства его слова. В канцелярии господина Джонсона после его переговоров с лидерами Италии, Франции, ФРГ и США объявили: «Они согласились с тем, что не может быть никакого ослабления западной решительности». А президент США Джо Байден пообещал продолжать поставки оборонной помощи Киеву и «сохранять сильные санкции» против РФ. Итоги стамбульской встречи он прокомментировал максимально осторожно, сказав: «Посмотрим. Я никак это не интерпретирую до тех пор, пока не увижу, какие российские власти и военные предпринимают действия. Посмотрим, выполнят ли они то, о чем говорят».
По материалам информагентств