Третье заклинание

На борьбу с лесными пожарами бросили… поливальные машины городского хозяйства Москвы. Это нечто. Выясняется, что у МЧС не хватает собственных сил, чтобы бороться с многочисленными постоянными лесными пожарами. Причем эти поливальные машины не очень-то и приспособлены для такого рода задач. Хотя они и на базе автомобилей «КамАЗ» или других марок, но их цистерны вмещают отнюдь не десятки тонн воды. И им необходимо иметь пункты заправки водой, причем не обыкновенный водопровод, а пункты с мощными насосами, чтобы не ждать полтора-два часа, пока заполнится одна 5–6-тонная цистерна.

И приходится в третий раз уже возвращаться к теме, что МЧС жизненно необходимо иметь специализированную тяжелую пожарную технику для борьбы с лесными пожарами. Я уже писал, что, в принципе, существует возможность создать подобную технику. Минский автозавод способен разработать и снабдить МЧС тяжелыми седельными тягачами под цистерны не менее чем на 50 тонн воды. А заводы, производящие противопожарное оборудование обеспечат эти тяжелые машины всеми необходимыми средствами для подавления огня. И это позволит создать мощные подразделения для тушения лесных пожаров, оснащенные эффективной техникой.

Проведем небольшие расчеты. Предположим, имеется подразделение из 4-х машин боевых и 4-х транспортных. Боевая машина имеет помимо цистерны на 50 тонн воды все необходимо оборудование: насосное оборудование, лафеты под пожарные стволы, сами пожарные стволы, рукава для подачи воды. Транспортная машина может как передавать боевой машине воду с помощью соединительных рукавов и насосов, так и осуществлять забор воды из естественных водоемов, если поблизости нет водокачек или водопровода с большими объемами подачи воды для заполнения цистерны.

Подразделение из 8 машин будет располагать 400-ми кубометрами воды (400 000 литров). Предположим, для предотвращения распространения огня необходимо осуществить пролив с расходом 10 литров на квадратный метр в течение короткого времени. Это равно 10 миллиметрам осадков, что соответствует сильному проливному дождю. Таким образом, подразделение из 4-х боевых и 4-х транспортных машин способно обеспечить пролив на площади 40 000 квадратных метров, т.е. 4 гектара. Если принять, что ширина проливаемой полосы составит 50 метров (на минуточку, это почти ширина футбольного поля), то в длину эта полоса достигнет 800 метров. Это возможности одного подразделения с расходом воды 400 кубических метров.

Естественно, что в ситуации, которая сложилась сейчас, на угрожаемом направлении могут быть сосредоточены сразу несколько подразделений – 4–5–6, а возможно и десять. Таким образом, длина полосы, которая будет за короткое время пролита водой, может составить от 3 до 8 километров. И это только на одной заправке воды. Если же транспортные машины будут совершать челночные рейсы от пунктов водоснабжения к месту пожара, то, во-первых, объемы воды, поданные на квадратный метр, могут быть увеличены, во-вторых, может быть увеличена ширина проливаемой полосы. В-третьих, после пролива полосы на новой полной заправке подразделение тяжелых машин будет способно поставить водяную завесу перед фронтом распространения огня, сбить его, или остановить распространение.

И получается, что отсутствие мощной специализированной техники для борьбы с лесными пожарами вынуждает бросать на борьбу с огнем поливальные машины жилищно-коммунального хозяйства. Ну, а если и они не справятся, то, вероятно, мобилизуют уборщиц из столичных офисов, чтобы они с ведрами с водой бегали от речки или пруда к огню и обратно.

В очередной раз повторюсь: технические возможности создать мощные, достаточно автономные машины, предназначенные именно для борьбы с лесными пожарами, в стране имеются. Тягачи способны создать минские или брянские автомобилестроители, имеются предприятия, способные разработать и изготавливать цистерны и все необходимое оборудование: насосные установки, стволы, лафеты, пожарные рукава. Технические возможности есть. Нет только одного – желания людей, от которых зависит принятие решений.

Ну, ладно, с пожарной авиацией все понятно – «эффективные» менеджеры угробили гражданское авиастроение и авиапром сейчас просто не в состоянии снабдить авиацию МЧС дополнительными противопожарными самолетами Ил-76 и Бе-200, просто не в состоянии их построить, утеряны кадры, утеряны компетенции, утеряны документация, оборудование и оснастка. Но, что мешает создать тяжелую противопожарную технику, если сохранились производственные мощности способные на это? Что мешает создать эту технику, чтобы не гибли леса, чтобы люди не оставались без крова на пожарищах, чтобы не приходилось собирать, все, что под руку попадется, только чтобы любой ценой остановить бушующую стихию?

Или только трагедия со многими человеческими жизнями, когда под чиновниками закачаются их удобные кресла, может заставить их озаботиться тем, чтобы МЧС получило, наконец-то, эффективные средства борьбы с лесными пожарами? Грустно все это.

Москва

Другие материалы номера