– Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Вчера прозвучало Послание президента Федеральному собранию. Три четверти его содержания было посвящено делам внутренним. Оценивая их состояние, нужно сказать, что повод для дискуссии есть. Одни говорят, что столько внимания к социальным проблемам означает, что у нас все в основном выправилось, мы можем перейти теперь к улучшению дел в нашем доме и поддержать тех, кто нуждается.
Но есть и другая точка зрения. За прошлый год власть приняла столько непопулярных антисоциальных решений, она так ударила по своему имиджу, по своему авторитету, что сейчас приходится искать выход.
У нас еще будет возможность подискутировать на эти темы. Но есть вопросы, по которым мы спорим гораздо меньше. Меньше потому, что принимаем как аксиому необходимость отстаивать интересы России на мировой арене. Вчера в Послании президента на сей счет прозвучали весьма важные вещи.
В этой связи нельзя не видеть, что США не оставляют попыток осуществить государственный переворот в Венесуэле. Цель вмешательства в том, чтобы превратить суверенную республику в марионетку: для США это задача и политическая, и экономическая. Подчинить Венесуэлу означает поставить под контроль ее нефтяные месторождения, крупнейшие в мире, и, если потребуется, обрушить мировые цены на нефть. А это значит – нанести удар по России и ограничить Китай в источниках углеводородов.
Ради этого нормы международного права и принципы ООН грубо попираются. Вашингтон пытается запугать народ в 32 миллиона человек. Народ, который гордится своей независимостью, а потому помнит и чтит и борца за независимость Симона Боливара, и социалиста Уго Чавеса.
Отстранить президента Мадуро от власти для Вашингтона означает еще и примерно наказать непослушных. Такова часть глобальной стратегии США. В духе второго издания Доктрины Монро развернуто наступление на страны Латинской Америки, и определенных результатов, надо сказать, Вашингтон добился. Он поменял левые, дружественные для России, правительства в Аргентине и в Бразилии. Правда, при этом он «прозевал» избрание Лопеса Обрадора президентом Мексики.
Но Штаты идут дальше. 1 ноября прошлого года советник Дональда Трампа по национальной безопасности Болтон обозвал Кубу, Венесуэлу и Никарагуа тройкой тирании. Он обещал «не умиротворять диктаторов» и грозился «всей тяжестью санкционного давления».
По сути, угрозы Болтона стали своего рода объявлением войны этим странам. Вспомним, как в 2002 году Джордж Буш объявил Ирак, Иран и КНДР осью зла. С тех пор Иракское государство уничтожено, против Ирана и КНДР введены санкции.
В Никарагуа США в прошлом году уже пытались осуществить «цветную революцию». Но у них ничего не вышло. Однако Болтон буквально вчера снова заявил, что дни Даниэля Ортеги сочтены. Он сделал это заявление вслед за Трампом, который провозгласил, что и Никарагуа, и Венесуэла «заслуживают свободы», что для Латинской Америки наступает «новый день», что «социализм умирает», а «свобода и демократия возрождаются».
Когда в прошлом году Николас Мадуро выиграл выборы президента Венесуэлы, США их не признали. А ведь уровень поддержки был 67 процентов!
Центром противодействия чавистам стала сегодня Национальная ассамблея Венесуэлы. Точнее, то, что от нее осталось. Дело в том, что выборы в парламент прошли в 2015 году, и прошли законно. Победили тогда оппоненты Мадуро.
Затем началось невыполнение обязательных решений Верховного суда, и ассамблея поставила себя фактически вне закона. Верховый суд зафиксировал утрату ее легитимности. Но большая часть депутатов решила действовать дальше с благословления Вашингтона.
В середине декабря никому еще не известный тогда Гуайдо посетил США, Колумбию, Бразилию, представил там план массовых протестов в Венесуэле. Начать планировалось 10 января, в день инаугурации президента. 6 января Национальная ассамблея заявила, что Мадуро – нелегитимный диктатор, и избрала своим «председателем» Гуайдо.
Наступил сам день инаугурации. Организовать волнения в Каракасе не удалось. Напротив, прошли массовые акции в поддержку Мадуро. Я видел все это, когда мы проезжали к зданию Верховного суда, где проходило вступление в должность. На инаугурации присутствовали главы Кубы, Никарагуа, Боливии, Сальвадора, Абхазии, Южной Осетии, представительные делегации Мексики, Китая, России, Турции, Ирана, Белоруссии, ЮАР и других стран.
Национальная ассамблея при этом объявила Мадуро узурпатором, призвала заблокировать банковские счета правительства за рубежом. 23 января Хуан Гуайдо в нарушение всех законов страны провозгласил себя временным президентом и призвал к акциям неповиновения. Самозванца сразу же признали Соединенные Штаты и их сателлиты.
По призыву госсекретаря США Майка Помпео началась блокировка зарубежных счетов правительства. Один только Банк Англии удерживает венесуэльского золота на 1 миллиард 200 миллионов долларов. И этот грабеж, кстати, – хороший урок для России: не держать свои средства в зарубежных банках.
Венесуэльские заговорщики своего не добились, массового сочувствия не получили. Это доказали многотысячные демонстрации в поддержку Мадуро. Они были куда более массовыми, чем акции сторонников самозванца.
Все это вполне объяснимо. Народное большинство в Венесуэле помнит, чем оно обязано Чавесу, социалистам, их политике. Оно помнит преобразования в здравоохранении, в образовании, в жилищной сфере. Поэтому поддержка граждан – это первый и решающий фактор устойчивости власти чавистов.
Есть и второй фактор – наличие массовой партии. Социалистическая единая партия Венесуэлы обладает большими возможностями для гражданской и политической мобилизации. У нее широкий круг союзников, включая Компартию Венесуэлы – партию с большой историей.
Наконец, третий фактор – это позиция армии. Противники Мадуро не добились перехода на свою сторону Вооруженных сил Боливарианской Республики. Гуайдо не раз обращался к армии и продолжает это делать. Он и манил, и грозился, и предлагал военным амнистию, если те отвергнут «диктатора».
18 февраля к ним обратился сам Трамп. Он угрожал расправой и призывал перейти на сторону демократии. Но военные сохранили верность присяге и конституционному строю.
Мне довелось в Каракасе общаться с министром обороны. Это крепкий, умный, порядочный человек, очень популярный в стране, в армии. Он твердо поддерживает Николаса Мадуро и закон.
Правительство Венесуэлы часто обвиняют в неэффективности… Но, извините, до введения американских санкций это же правительство вполне справлялось со своими обязанностями. Сделав все для усиления экономического кризиса в Венесуэле, Соединенные Штаты, тем не менее, не добились дестабилизации обстановки. А цены на основные продукты питания, которые так долго и так сильно росли, в последнюю неделю даже снизились.
Наконец, противники Мадуро не добились его изоляции на международной арене. Глобальная кампания давления на Каракас провалилась.
Вашингтон и его ставленники явно проигрывают.
Они проигрывают, но не готовы это признать.
Они не готовы смириться со своим поражением.
И именно поэтому они сегодня особенно опасны.
Что им остается теперь? Конечно, они всё больше склоняются к сценарию вооруженной агрессии. Иным путем решить вопрос не получилось.
Граждан США уже давно приучают к мысли о том, что вторжение может потребоваться. Еще в 2015 году глава Южного командования Келли заявлял: Штаты войдут в Венесуэлу в случае начала гуманитарного кризиса.
Информация о намерениях США в отношении Венесуэлы тревожит все больше. Трамп открыто заявляет о возможной интервенции. К вооруженному вмешательству в дела собственной страны призывает и Гуайдо. Готовятся провокации, формируются предлоги для военного вторжения.
Оппозиция и ее хозяева лицемерно объявили о кампании по доставке «гуманитарной помощи». Ее запасы главным образом формируют в приграничных районах Колумбии. 23 февраля, несмотря на запрет Каракаса, колонны с «гуманитарными грузами» готовятся самовольно пересечь границу.
Сомнений нет, речь идет о серьезной, спланированной Вашингтоном авантюре. Трамп требует от венесуэльской армии пропустить помощь, грозит карами. 23 февраля может стать решающей точкой.
Накопилось достаточно признаков того, что будет запущен проект дестабилизации обстановки и открытого вторжения. Кстати, если даже была бы хоть малейшая возможность зачесть Гуайдо в законные исполняющие обязанности президента, сроки этого «исполнения обязанностей» как раз и истекали бы 23 февраля. Именно на этот день и назначена провокация с «гуманитарными грузами», назначен прорыв колонны.
Картина сложилась, она ясна. Вооруженная интервенция США против Венесуэлы грозит обернуться самыми серьезными последствиями для всего мира. И эту угрозу нельзя недооценивать. Мир хорошо помнит, как убийство одного эрцгерцога привело к Первой мировой войне.
Куба, Никарагуа, Венесуэла – это не «триумвират тирании», а страны, сделавшие свой суверенный выбор. Это народы, дружественные России. Мы все это хорошо знаем. Мы не раз убеждались в этом на разных международных площадках. Мы видели это, когда делегация Госдумы во главе с В.В. Володиным прощалась в Гаване с Фиделем Кастро.
Да, мы, коммунисты, не скрываем своих политических симпатий к народам этих трех стран. Но сейчас речь не об этом. Речь о том, что в нашем хрупком мире все больше очагов для большой войны и наш долг эти очаги гасить.
Возникает вопрос: мы что, защищаем лично Мадуро? Да, мы защищаем и лично Мадуро! Мы защищаем его как законно избранного президента своей страны. И у нас есть для этого причины. Ведь мы тем самым защищаем международное право от политических гангстеров, от тех, кто разрушил Югославию, Ирак, Афганистан, Ливию, кто пытался разрушить Сирийскую Арабскую Республику, спасенную нашими Вооруженными силами по просьбе Асада. Защищая Мадуро, мы защищаем свои национальные интересы. И не просто российские вложения в венесуэльскую экономику, а национальные интересы, по большому счету.
Конечно, мы должны потребовать от властей США и их союзников прекратить вмешательство в дела Венесуэлы. Народ этой страны выбрал свое будущее, свою судьбу. Они хотят строить ее сами. Все здоровые силы мира должны объединиться для поддержки Венесуэлы, для отпора агрессорам и авантюристам. Нам необходимо поддержать идею выборов в Национальную ассамблею как способ нормализовать венесуэльскую внутриполитическую жизнь. Мы должны держать ситуацию на постоянном контроле, дать соответствующие поручения комитету по международным делам и своевременно реагировать на складывающуюся ситуацию!