В сопровождении сотрудников полиции и спецслужб участники процессии несколько километров – от дома и до кладбища – несли гроб на вытянутых руках.
Конфликт, в котором погиб Владимир Грушин, произошел в селе 13 июня: по версии местных жителей, несовершеннолетняя дочка местного жителя пожаловалась отцу, что во время отдыха у водоема к ней и еще к нескольким девушкам грубо приставали цыгане, сопровождая свои действия непристойным поведением. Другая сторона утверждает, что участниками ссоры у пруда были ровесники-подростки. Вечером того же дня несколько десятков мужчин села, собравшись, пошли разбираться с диаспорой. Но конструктивного диалога не получилось: на месте их встретила толпа агрессивно настроенных цыган, вооруженных камнями, палками, ножами и обломками шифера. Началась массовая драка. В результате конфликта несколько человек из числа местных жителей получили телесные повреждения, двое были госпитализированы, один из них, получивший черепно-мозговую травму Владимир Грушин, позже скончался.
После этого на народный сход вышло уже около двух тысяч разъяренных местных жителей, которые перекрыли трассу М5 и потребовали от властей полностью избавить их от опасного соседства. Прибывший в село заместитель начальника УМВД России по Пензенской области, начальник полиции Вадим Ковтун попытался успокоить собравшихся, что всё, мол, под контролем спецслужб, включая перекрытые нарядами дороги к городу. На видео с места народного вече слышно, как в ответ люди выкрикивают, что к цыганам едет подмога из других регионов, что перекрытие – фикция, так как машины пробираются полями, и что жители боятся за себя и за своих детей и чувствуют себя брошенными со своими проблемами. Несмотря на усиленные меры безопасности – а в Бессоновском районе области был введен план по предотвращению массовых беспорядков «Вулкан», обстановка и в Чемодановке, и в соседних селах по-прежнему осталась напряженной. Местные жители открыто заявляли о том, что не верят обещаниям власти и силовиков, стали звучать призывы к погромам, к самосуду. В итоге в Лопатках сожгли дом, принадлежащий цыганской семье, а пока сотрудники ГИБДД докладывали о том, что контролируют буквально каждый метр дороги, в самой Чемодановке возле сельсовета произошла авария со смертельным исходом. И все это на фоне самых невероятных слухов, блуждающих в социальных сетях и передаваемых при помощи сарафанного радио.
В отличие от других происшествий с межнациональной особенностью, случившихся за последнее время, на этот раз достаточно оперативно откликнулся руководитель общественного объединения цыган Пензенской области Андрей Оглы, который поспешил извиниться за соплеменников:
– У нас получилась очень большая беда. Цыганская диаспора приносит соболезнования родственникам погибшего и молим бога, чтобы пострадавшие выздоровели. Никаких конфликтующих моментов мы не хотим ни с кем иметь… По трагическому моменту, который произошел, хотим, чтобы виновные были наказаны. В этом будем сотрудничать с полицией, помогать. Эту беду надо как-то урегулировать и конфликт этот прекратить, – высказался он.
Впрочем, это уже мало помогло. На фоне вялой реакции со стороны правоохранительных органов еще большее раздражение действиями власти и силовиков вызвала видеозапись задержания предполагаемых участников беспорядков, опубликованная Следственным комитетом 15 июня. Среди задержанных – явно пожилые люди, один из которых даже с трудом передвигается. Отличился и прибывший в Чемодановку 15 июня губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, который завел известный мотив, уже прозвучавший во время ситуации со сквером в Челябинске, что это-де не местные жители протестуют, а провокаторы с Запада нагнетают обстановку вокруг села и финансируют людей, которые пытаются дестабилизировать обстановку. В итоге в рамках «эффективных» мер в Чемодановке и двух соседних селах постановлением правительства региона запретили продавать алкоголь.
Власть сегодня всеми силами пытается выставить ситуацию с Чемодановкой как сугубо бытовой конфликт. Однако суть гораздо глубже. Ни для кого не секрет, что основным видом деятельности цыган веками был криминал: уводили коней, занимались скупкой и перепродажей краденого, мелким воровством. Самое безобидное из списка – гадание. Изменения внесла было советская власть, которая тунеядство преследовала по закону, поэтому волей-неволей пришлось социализироваться и ромалам. Однако с приходом демократии цыгане массово вернулись к традиционным видам деятельности предков, попутно обогатив список торговлей наркотиками – сам образ жизни с частыми перемещениям и разветвленными родственными связями идеально вписывается в схему сбыта и транспортировки запрещенных веществ. После этого любое место их компактного проживания стало настоящим бедствием для соседей.
И в таком случае выстраивать с ними приемлемые для нормальной жизни отношения – задача местной власти, и особенно сотрудников на местах, в частности участковых – тех, к кому в первую очередь обращаются люди, столкнувшись с проблемами. Уверенность в том, что ситуация в Чемодановке обострилась из-за невнимания местных властей к проблемам сельчан, выразил даже заместитель председателя Совета при президенте РФ по правам человека Евгений Бобров. Очевидно, что в Чемодановке власть свою функцию в этом направлении не выполняла никак, о чем свидетельствуют и сами жители: обращения в правоохранительные органы поступали и раньше, но на них никто не реагировал. А когда какую-то функцию не берет на себя власть, предсказуемо, что люди пытаются решать проблемы сами – так, как могут. В итоге на фоне непонятной позиции властей, сожженного дома и витающей в воздухе идеи погромов многие цыгане, опасаясь мести, побросали дома вместе со скотом и домашними животными, спасать которых те же власти и зоозащитники призывают теперь местных жителей. Сейчас ситуацию в селе взял под контроль полномочный представитель президента в ПФО Игорь Комаров.
– Задача органов власти и правоохранительного блока области – обеспечить спокойную жизнь граждан, решение проблем, выяснение причин с целью недопущения подобных случаев в будущем, – отметил он.
Мысль здравая, жаль, что запоздало посетила властные головы. Как и внезапное озарение губернатора региона, который заявил, что в поселке, где проживают семь тысяч человек, нужно создать отделение полиции, провести освещение, проложить водопровод и дорогу. К таким же мерам реагирования вдогонку относится и запланированная проверка деятельности органов власти в селе, по итогам которой «будут сделаны соответствующие выводы».
Пресс-секретарь главы региона Дина Черемушкина сообщила, что помимо расходов по проведению похорон, власть из внебюджетных источников погасит кредиты погибшего и его сестры, а также поможет семье с окончанием строительства дома. Понятно, что основная задача властей на данном этапе – максимально задобрить людей перед приемом в прокуратуре 17–18 июня, во время которого жители смогут озвучить свои основные требования.