YTO из Китая на руинах «Красы Алтая»

Помните такую песню? Да много было у нас таких песен, от которых гордость распирала грудь.
Теперь песни не те.
В лучшем случае встретите в тех же сетях каламбур Вилли Токарева про трактористов.
Теперь с верхней полки в вагоне нужно упасть, чтобы представить себе, как сегодня на эстраде или в кино об этом пели бы так, как пели тогда.
Впрочем, и трактора теперь не те.
А какие у нас теперь трактора? Когда  все ведущие тракторные заводы страны грохнуты…
Но это как бы предисловие.
А теперь сам сказ.

И была отрасль. Сельскохозяйственного и тракторного машиностроения.
Которую сдуло словно ветром. 
С тракторными, комбайновыми и прочими заводами – промышленными гигантами.

И были заводы.
Которые в военное лихолетье  и при крайнем напряжении сил одни мы без всяких «инвесторов» отстроили.
А другие россияне, ныне, в мирное время, их с феерическим размахом и с немеряным облегчением в душе благостно грохнули.
На Алтае таким гигантом этой отрасли был Алтайский тракторный завод в городе Рубцовске. Сталинградские руины 1943-го чуть более впечатляют, чем останки АТЗ. 
Сижу с родственницей тетей Шурой. Та рассказывает мне неспешно историю о том, как они, молодые девчонки, в войну поднимали этот завод с нуля. Ребятам тогда была дорога на фронт. А девчонкам – мобилизация на промпредприятия и в оборонку. 
Слушаю я ее, и все теперь ведая и понимая, только недоуменно мычу! Слов нет, чтобы что-то тут сказать более или менее членораздельное.

И был писатель Марк Юдалевич.
Известный местный писатель. Писавший строки, что сегодня обнаруживается как несказанное чудо, среди всего того, что наваяли нынешние местные писатели, праздники которых тут и там теперь отмечают. 
Местные писатели советскую власть в массе своей (честным тут надо быть) недолюбливали. Мало давала. А хотелось больше.
Какая лафа современным писателям-ребятишкам. Бегают сердешные, про душу, про совесть что-то чирикают. Да их и попрекать тем, что они о производстве не пишут, пожалуй, и не с руки. Какие могут быть произведения о производстве, если заводов нет. Вот они на душевные страсти-мордасти все более налегают. Да разного рода «фэнтези» еще пишут.
Тебе что, более заняться нечем, спрашиваю я тут одного такого, который мне тут пудовую рукопись прислал о космических витязях. С таким запредельным хороводом сопутствующей чертовщины. 
Писатели же пошустрей, чаще всего из тертых и знающих конъюнктуру, пишут книги тем, у кого тяги к писанию нет, а деньга есть. И хотят, и могут позволить себе книгу, ставшую теперь, как ни крути, уже предметом роскоши и престижа. 
Недавно видел «Блокаду» Александра Чаковского – видом ни дать ни взять золотой ларец. Это книга-то об обугленном страданиями и омытом беспримерным героизмом времени.
Это был писатель широкого профиля. Проживший долгую жизнь. И заслуженно называвшийся на склоне лет патриархом алтайских писателей.
Он много писал о местной культуре. Более чем на слуху была в свое время его пьеса о красных партизанах, неоднократно ставившаяся на сцене местного драмтеатра.
Он писал о горнозаводских инженерах. «32-го не будет» – его книга о буднях моторного завода, ныне феерически грохнутого.
В отличие от других, все искавших в буднях дней какие-то духовные скрепы, в пору, когда страна, как это теперь уже стало очевидно, под бурные рукоплескания переполненных парадных залов была на марше демонтажа (прикрытого стыдливо потом словом «застой») советских завоеваний и рекордов и под громкие и помпезные словеса вычурных воззваний.
Отдать тут надо должное тем же деревенщикам, кучковавшимся на базе восхищения патриархальщиной. Сам я когда-то с лихвою отдал дань восхищения деревенщикам, которые, как теперь это понимаю, трындя о духоподъемности, все выискивали в жизни советской державы темные углы и прорехи.
И которые теперь как-то все более чем поблекли и скукожились в моих глазах. Да почти все до единого. Уже чего стоят запахи и ароматы последнего романа Василия Белова, которым я когда-то безмерно восхищался и которого боготворил.
Да многие из них на этой почве до последних дней более чем уперто и непрозорливо и оставались. И возрастает цена сегодня, глядя в омут происходящего, тем, кто пусть и негромко пел гимн созиданию, что составляло основное содержание так безжалостно отринутой и осмеянной ныне эпохи. Это с ее-то более чем впечатляющими рекордами! Кстати, автор «Блокады» писатель, прямо скажем, многовекторный (блесну здесь модным ныне словом), в отличие от других оказывал посильную помощь нашей газетке «Голос труда». Прошлое с завидным упорством не обличал. Это ведь что-то значит?! Да, бесспорно значит! Вот вам и спектр времени чудес.
Продолжая тему промгигантов, превратившихся в результате «судьбоносных реформ» в зловещие блокбастерные видения, привожу емкое и броское стихотворение этого автора, которое состоит из разного рода воспоминаний и всякого рода статистических изысканий о том же, стоящем в этом же ряду заводов, о котором шла речь выше, – об Алтайском тракторном заводе.
Из его книги для детей «По Алтаю», изданной в 1951 году. Тогда детей учили грамоте на таких вот примерах из повседневной жизни. 

РУБЦОВСК

Это город без окраин.
На одном конце встает
Как большой степной хозяин 
Мощный тракторный завод.
Посмотри с другого края – 
Возвышается «Сельмаш».
Он растет – краса Алтая, – 
Наша гордость, город наш.
Корпуса уходят в небо, 
Рвутся улицы вперед.
Кто у нас неделю не был, 
Много нового найдет.
От Карпат и до Игарки 
Можно всюду и везде 
Встретить трактор здешней марки, 
Славной марки АТЗ.
Все теперь, кто землю пашет, 
Хлеб родной стране дает,
Знают плуг «Алтайсельмаша», 
Знают наш родной завод.
Но это про заводы.

А какая была наука! 
Снова дальше края не пойду. Вспомню АНИТИМ. Одно из ведущих научно-производственных объединений отрасли со впечатляющей гаммой разработок и внедрения передовых технологий различного направления. Я работал на этом чудо-предприятии и до сих пор испытываю невысказанное чувство восхищения им. И сожаление. Ибо я на нем хотел бы проработать всю свою трудовую жизнь. Проектируя там огромные линии.
Это было первоклассное научно-производственное объединение.
С вектором передовых разработок, внедряемых в производство: шлиценакаткой, роботостроением, сваркой взрывом, порошковой металлургией, обширной гаммой сварочных и холодноштамповочных технологий.
С неплохой экспериментальной базой. НПО строило свой большой завод. Ему тесно было в прежних производственных рамках. В недостроенных корпусах которого (когда грянула перестройка) ютились потом все кому не лень: начиная от торговцев подержанной автомобильной техникой до производителей колбасы – сколько их тогда, этих фирмочек, развелось.
Именно в эту пору, когда нас временами посылали на помощь строителям этого завода, я встретил там одного строителя, уроженца Ставропольской области, и рассказ которого запомнил. Он по молодости хорошо знал ваятеля перестройки, сулившего стране  «больше социализма», чем она его могла бы переварить. Не переварила!..

А вот восторженная статья, как емкая и точная фраза тридцатилетнего 
марафона нынешних дней, из краевой газеты «Алтайская правда»

КИТАЙСКИЙ ТРАКТОР НА АЛТАЙСКИХ ПОЛЯХ

«В Барнауле на базе компании «Европейские агротехнологии – Сибирь» открылся дилерский центр одного из мировых лидеров по производству сельхозтехники – корпорации YTO (КНР). В линейке поставки представлены колесные тракторы этой марки. В перспективе появятся и гусеничные, а также самоходные погрузчики.
Более двух десятков машин марки YTO уже работают в крупных хозяйствах региона. Мощность колесных тракторов варьируется от 30 до 250 лошадиных сил. Техника снабжена валом отбора мощности и трехточечной задней навеской, что дает возможность задействовать ее практически во всех видах сельскохозяйственных работ.
У директора ООО «Шипуново» Шипуновского района Юрия Лунева, в хозяйстве которого 10 тракторов китайского производства появились еще три года назад, нареканий к импортной технике нет.
– Отработали на тракторах без проблем, при этом серьезно сэкономили на ГСМ. В двигателях и трансмиссиях тракторов YTO применяются технологии от компаний PERKINS и FIAT – на выходе это дает хорошее тяговое усилие и значительно экономит топливо. По сути это тракторы-универсалы, которые будут востребованы в любом хозяйстве. Приятный бонус – цены. Китайские тракторы стоят меньше, чем импортные аналоги, на 20–30 процентов. Линейка сельскохозяйственной техники довольно широкая. Мы планируем взять еще тракторы чуть ниже мощностью, чем сейчас у нас есть, для обработки полей гербицидами, – планирует Юрий Лунев.
Отметим, что это уже третья попытка захода китайской сельхозтехники в Алтайский край. Две попытки оказались не слишком удачными, поскольку к сельхозтехнике негде было взять запчасти. Теперь, по мнению сельхозпроизводителей, можно покупать технику без опаски. Дилерский центр решит все проблемы.
– Китайская госкорпорация YTO на рынке сельхозтехники более 60 лет. Ежегодно она выпускает более 100 тысяч единиц продукции. География поставок корпорации насчитывает 96 стран.
– Будем поставлять в ваш регион эффективную и надежную технику, а также гарантируем покупателям качественное сервисное обслуживание, – пообещал заместитель генерального директора корпорации YTO Шань Чуньюй. При этом китайская компания дает гарантию на технику на два года без ограничения наработки моточасов в этот период.
А также в первый год работы корпорация берет на себя транспортные расходы на доставку техники до границы с РФ и предоставляет дополнительную скидку на свои тракторы. Подтвердил обещание китайских партнеров и директор торгового дома «Европейские агротехнологии – Сибирь» Антон Новокрещенов:
– Дилерский центр предоставит клиентам полный спектр услуг, широкую линейку техники, качественное обслуживание и снабжение запасными частями.
Приходу нового производителя сельхозтехники на алтайский рынок предшествовала длительная подготовка.
– В течение двух лет мы плотно работали с китайским заводом. Подбирали комплектацию техники, чтобы подходила к навесной и прицепной технике, чтобы вынесла наши морозы, – сказал Антон Новокрещенов.
Заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края Юрий Лукьянов оценил приход нового производителя сельхозтехники на алтайский рынок:
– Мы рады, что на рынок зашел новый продавец. Посмотрим, насколько его техника адаптирована к навесному оборудованию российского производства. Хорошо, что это широкая линейка тракторов, аграрии смогут выбрать машину по мощности, которая ему нужна, а также по цене и качеству.
Без сомнения, посевная покажет возможности новой техники на алтайских полях».

А вообще, на полях края, далее сообщает газета под красочным фото китайской чудо-техники, сегодня работает более двух десятков тракторов YTO.

Почитаю я эту брызжущую восторгом информацию так. Почитаю этак. А восторга нет. А если что и есть, то что-то такое колом встает во мне подспудное и бессловесное. И даже все это комментировать мне никак уже не хочется. Теперь многое, что вокруг видишь и наблюдаешь, комментировать не хочется.
А чего тут комментировать?
Был в районе колхоз «Россия».
Ликвидированный, среди внушительного списка и других хозяйств района в 2008 году. На полях его, теперь уже во вновь организованном ООО, пашут китайские тракторы…
И сам сельсовет в селе, имеющем одно название с райцентром (когда в начале прошлого века тут вели линию железнодорожную, теперь наполовину разобранную, то железнодорожные станции  называли тогда, не мудрствуя лукаво, по названию рядом лежавшей деревни), называется теперь броско «Российским»…
Но это к слову.

Хорошо ли живут земляки? Я во всякие справочники заглядывать не стану. 
Я использую проверенный метод: сошлюсь на рассказы земляков, на этой земле живущих. В соседнем селе, это мне рассказывает родственник, там живущий и когда-то в нем работавший главою администрации, уже стоят 75 БРОШЕННЫХ ДОМОВ. Впечатляет  цифра? Да, бесспорно впечатляет. А чего вы хотите, там был градообразующий объект – колхоз. Но колхоза там нет и люди из села кинулись врассыпную кто куда. 
Другое село, где был прославленный на всю страну колхоз. Из того, что в результате долгих и многочисленных реорганизаций от него осталось, угнали за долги весь скот. Брат долгие годы, шофер по профессии, не могущий там своим силам найти применение и заработать кусок хлеба,  все эти годы работает вахтовым методом то на северах, то охранником в Кузбассе. Сестра из Заринска рассказывает, что была у матери в гостях и там прошлась по селу: дом стоит, в двух забиты окна. У другой сестры, живущей там, пытаюсь докопаться до тонкостей земельных отношений. А там сам черт теперь не разберет, у кого теперь чьи земли и кто там чем теперь владеет-володеет. «Я тут паи фермеру отдала, а кто там за ним – я этого уже ничего не знаю». 
А вот отзывы земляков о передовом хозяйстве в российском сельсовете, где работают теперь на полях китайские тракторы. Как там живут люди? Отвечают: лучше, чем в других селах. 
А почему бы и нет? Поля-то там пашут.

г. Барнаул

Другие материалы номера