13-й фестиваль «Русский смех» имени Евгения Нефедова
От вокзала Нижнего Новгорода участники фестиваля ехали мимо заледеневших деревьев и концертного зала «Юпитер» с афишами спектакля «Мой внук Вениамин», где страдалица за родную Украину Лия Ахеджакова в главной роли – еврейской мамы. По пьесе живущей в Италии Людмилы Улицкой, которая еще до СВО сравнила россиян с «грязными, больными дикарями». Это уже тенденция наметилась: возвращение блудных сыновей и дочерей на заработки.
Например, после 25 февраля успешный писатель-гастролер рванул в Грецию – свободную страну от нашего маразма и войны с фашизмом (а он сам после трагедии в Одессе писал, что на Украине победил фашизм!). Гришковец громко причитал и горевал в сетях, сочувствовал Харькову и Чернигову, пока не кончились бабки. Вернулся через Стамбул. Не кается, не пересматривает взгляды, а просто ищет твердую почву для заработка, для самооправдания. Гришковец: «Мне только в этом году удалось сформулировать для самого себя понятие патриотизма. Оно оказалось на удивление простым: нужен кому-то в этой стране – патриот…» Под нехитрую прагматичную теорию ему сразу выделили хорошие залы, дали возможность снова зашибать бабло. В пятницу, 2 декабря, когда нас встречала Библиотека им. Пушкина и учебные заведения района, где мы с коллегами проводили бесплатно большой вечер юмора в рабочем городе Кстово в ДК «Нефтехимик», и нас провожал горячими аплодисментами полный благодарный зал, Гришковец собрал своих поклонников в театральном центре «На Страстном» в Москве. Билеты 2000–5000 рублей.
Его монологи – эстрадные концерты продолжатся, а ведь сколько раз звучало: сбежавшие должны почувствовать и осознать, когда вернутся… Родина простила? А кто эту Родину спрашивал? Чиновники от культуры, которые призывают бить рублем предателей, – дали добро. Кому-то – все дозволено. Как написал питерский поэт Владимир Скворцов:
***
Какой восторг! Я жил в России дважды:
мне в первой жизни было все нельзя,
а во второй я осознал однажды:
теперь все можно!
Но не для меня…
Конечно, все можно для Улицкой с Гришковцом и их покровителей. И нет у них никаких комплексов или угрызений совести: уместно ли?
В предисловии к альманаху «Русский смех – 2022» неизменный председатель оргкомитета Кстовского фестиваля Олег Захаров поведал о сомнениях, которые терзали устроителей: уместен ли он будет именно в эти дни, когда на территории России и Украины идут боевые действия, гибнут наши ребята? Вообще до смеха ли сейчас, да еще фестиваль получается 13-м по счету, «но вспомнили слова Евгения Нефедова, чье имя носит праздник смеха, сказанные им буквально за несколько дней до того, как его не стало: «Русский смех – это смех сквозь слезы, это умение улыбнуться, когда тяжело, умение подтрунивать над самим собой, умение выпрямиться и расхохотаться в лицо обидчику или обстоятельствам, которые тебя унижают». Сомнений не осталось: «Русский смех» уместен и нужен. Причем нужен именно сейчас, когда тяжело». А кто-то и не терзается: шутит со сцены и в эфире за большие деньги.
Пандемия перечеркнула и два фестиваля, и приезд нижегородцев в Москву на вечер юмора в ЦДЛ. Дальше уже нельзя было откладывать – и традиция прерывается, и зрители отвыкают от теплых встреч в студеную пору. Тем более что участники фестиваля не ограничиваются праздничным вечером, а сразу после раннего поезда выступили в 13 школах и учебных заведениях. Так что кругом тринадцать.
И уходит в заволжскую даль,
Возвращаясь, как долгое эхо,
Наш тринадцатый фестиваль,
Наша чертова порция смеха…
Когда я листал любовно составленный и сверстанный Геннадием Щегловым альманах «Русский смех – 2022» – нашу порцию смеха, невольно искал хоть слабого эха украинских событий, сатиры на какой-нибудь Верхний Ларс или предательство либеральной интеллигенции. Увы… Вспомнил о выступлении поэта Семена Пегова в Думе. Военкор на костылях говорил горячо: «Еще хотелось бы отметить, чего действительно не хватает на фронте. Включаешь украинское радио, там куча песен, которые одна за одной духоподъемные и так далее, и так далее. У нас ничего этого нет. И армия воюет не просто вслепую, а с голой душой. Есть Юлия Чичерина, есть другие прекрасные исполнители, которые ездят на фронт. Но это все частная инициатива, а нужно серьезное масштабное наше культурное наступление». Да, такого культурного наступления по всему фронту – нет, и Минкульт его не может организовать.
Ну и наши барды в Кстове пели симпатичные песни, каламбурили: «Хорошо тому живется, у кого большой живот», как Алексей Мызгин (Уфа), получивший «Золотой микрофон», или приятный молодой дуэт Елена Албул и Марат Еналиев, которые спели про укуле́ле – маленькую гавайскую четырехструнную разновидность гитары, а потом игровую песню про тирамису – занятно, но понятно, какого рода эти песенки. А вот лауреат прошлых лет Владимир Митрофанов, который умел своими сатирическими песнями заставить и посмеяться, и задуматься, почему-то ограничился костюмированной беззубой пародией…
Так что какое-то двойственное отношение остается, хотя главный концерт, судя по смеху и овациям, – удался. Да вот хочешь представить лауреатов, и трудно порой процитировать что-то безусловно убедительное и блестящее. Итак…
Приз зрительских симпатий:
Татьяна Кормилицына (Москва), Юрий Викторов (Москва), Сергей Белоключевский (Саранск), Вера Караванова (Нижний Новгород), Евгений Шувалов (Нижний Новгород). Четверостишия последнего отточены и актуальны:
***
Со своим уставом вроде
в монастырь чужой не ходим.
Мы туда сегодня прем
со своим монастырем.
Звание Звезда фестиваля «Русский смех» – 2022 получили: Александр Кукушкин (Челябинская область), который написал на меня грубоватую пародию, Станислав Овечкин (Москва), Владимир Кузьмичев (Уфа) – мастер бытовых остроумных наблюдений:
Про кэшбэк
То, что «кэшбэком» все зовут сейчас –
Процесс еще советского разлива.
Я получал монеты всякий раз,
Когда сдавал бутылки из-под пива.
Главные награды вручал президент фестиваля, с кем начинали мы пятнадцать лет назад первый фестиваль – Олег Рябов.
«Косой в золоте» – его по праву получил участник всех тринадцати фестивалей Николай Симонов (Нижний Новгород), который отметил свой 70-летний юбилей объемистым томом пародий и подражаний. Со сцены он прочитал
Подражание Маяковскому
Байден-сын к отцу пришел
И вопрос отгрохал:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»…
И сказал отец: «Ужо,
В новую эпоху
Сын, для Штатов все гожо,
Что для русских плохо.
Слышится тут лукавый сормовский говорок, и простонародной словцо «гожо» (годится) – ложится.
«Косой в серебре» – его принял: Вячеслав Карташов (Нижний Новгород) – неизменный и находчивый ведущий наших вечеров, который и сам может сорвать аплодисменты.
Мода
Мода сводит наш мир с ума –
Бедствию этому нет предела.
Всех и вся превзошла цена:
Драные джинсы дороже целых.
«Косой в бронзе» достался Ольге Косовой (Кстово), которая порой вспоминает учительский опыт и не разделяет горячих поздравлений с 1 Сентября:
Учитель вышел на работу
Пахать без устали весь год.
Мы ж лошадей не поздравляем
С началом полевых работ.
Полевые работы у бескорыстных русских литераторов – не кончаются, ну и гастролеры возвращаются подзаработать, выдавая себя за патриотов.
Александр БОБРОВ