Отталкиваясь от повадки свиньи, русский народ любовь к грязи в целом назвал свинством.
Можно взглянуть на эту пословицу и под несколько иным углом. В таком ракурсе речь идет уже не о внешнем уподоблении человека-грязнули свинье. Вопрос ставится жестче и определеннее. В вечной грязи, в привыкании к ней происходит внутреннее перерождение человека. Из человека, подобия Божьего, грязь вымывает все человеческое, и он постепенно превращается в животное. Причем, что самое худшее, – в такое, которое не может существовать без грязи, неразборчиво во всем и смысл существования которого состоит в вечном довольстве и накоплении жира.
По условиям своего существования современная Россия все больше напоминает свинарник – огромный, неухоженный и зловонный. Куда ни кинь взгляд – везде у нас грязь. Хищническое отношение к природе. Теснящие со всех сторон горы мусора. Развал хозяйства. Гибель не только сел, но и малых городов. Запустение плодородных земель. Массовая нищета и взбесившаяся с жиру кучка самодовольных богачей. Бездушие и продажность чиновников. Черствость социальных служб. Купля и продажа всего и вся, включая честь, достоинство, порядочность, справедливость.
В последнее время руководство страны забило тревогу по поводу растущих в геометрической прогрессии мусорных свалок. Выделены серьезные деньги, в том числе на решение проблем леса, Байкала, челябинского «второго Чернобыля». Но деньги расхищаются, а проблемы остаются. Более того, возникают всё новые и новые. 11 ноября 2019 года в городе Бийске (второй по величине центр Алтайского края) объявлена чрезвычайная ситуация из-за мусора и ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Недалек час объявления ЧС по всей стране.
Многомиллиардные государственные программы по охране окружающей среды, развитию здравоохранения, образования, культуры, с одной стороны, должным образом не выполняются. А с другой стороны, создается впечатление, что они и придуманы-то были не для дела и народа, а для видимости и обогащения и без того раскормленной верхушки. По данным Счетной палаты РФ, действующая с 2016 года государственная программа поддержки моногородов «не облегчила и не упростила жизнь населения». И каков вывод? Правительственная комиссия принимает решение сократить количество моногородов в России с 321 до 170 единиц. То есть почти половину из них обречь на полное уничтожение. Такова, по-видимому, ситуация и по другим программам, ибо реального сдвига по ним в жизни не наблюдается.
Либеральная идея, об «исчерпанности» которой делаются заявления на самом высшем уровне, продолжает торжествующе и нагло шагать по стране, ввергая беззащитного простого человека и весь народ в нищету, отчаяние и прозябание. Сама по себе эта идея представляет собой не более чем ментальную грязь – липкую, ядовитую и всепроникающую. Это идея отъявленных бездельников, тунеядцев – наподобие «воров в законе», чурающихся труда и презирающих честных тружеников. И она превращает в грязь все, чего касается, – ум, совесть, а главное – души людей. Больше всего она деформирует человеческую нравственность.
В итоге весь мир сегодня погрузился в болото безудержного эгоизма, бездушия, безразличия и апатии. Все началось с Запада, причем при инициативной и лидерской роли США. Потом свои коррективы внесли дэнсяопинский Китай и традиционалистская Индия. С экономики либеральная грязь перетекла в духовную область, захватив даже сферу религии. Больше всего при этом пострадали христианство и ислам. Либерализм подверг их коррозии посредством искушения толерантностью и золотым тельцом. Не остались без их воздействия конфуцианство и даосизм, индуизм и буддизм, а также иудаизм.
Мировые проблемы, именуемые политологами «вызовами», нарастают сегодня с катастрофической быстротой. Но решать их, по существу, некому. Даже экологически важное Киотское соглашение полностью потеряло свою силу в связи с выходом из него США. ООН превратилась в «лондонский Гайд-парк», где проблемы не решаются, а полностью забалтываются. В связи с брекситским демаршем Англии дышит на ладан Евросоюз. Все страны и нации разбежались ныне по своим углам, пытаясь безуспешно решать общемировые и национальные проблемы сугубо частным образом.
И, как всегда, крайней в этом мировом «раздербане» оказалась Россия. В XX веке наша страна дважды испытывала масштабные разрушения, достойные наименования Разрухи. Первый раз – по окончании Первой мировой и Гражданской войн, второй – после геноцидного гитлеровского нашествия в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Но это были, прежде всего, разрухи хозяйственные, хотя и сопряженные с внутренней социальной ломкой. Оба раза страну и народ выручали железная воля государственного руководства и подъем народного духа.
Нынешняя разруха в России – особенная. В мире царит относительное спокойствие. Локальные войны и «цветные революции» бьют по слабым местам в отдельных странах и регионах, но пока не затрагивают крупных держав. Россия испытывает серьезное внешнее давление Запада, и не только с его стороны. Но это ее привычное состояние. Отличие составляет то, что ныне враг зашел в Россию с тыла, зашел крадучись, тихой сапой, прикрываясь высокими нравственными категориями. А зайдя, он постарался посеять смуту в головах и душах людей.
На исходе XX века, уставшие от вековой вражды, мы сами впустили врага в собственный дом и позволили ему устанавливать в нем чужие порядки. При этом наши верхи мгновенно переметнулись на сторону врага. В подобострастном рвении они стали действовать по чужим подсказкам, принуждая народ к покорности чужеземцам и отказу от собственных традиций. И вот уже более 30 лет мы только и делаем, что отказываемся от самих себя, от своей особости, своей национальной идентичности.
Внутренний враг, оставаясь сущностно врагом, прикрылся в России личиной гуманистического либерализма. Либерально-буржуазная идея не просто стала господствующей в нашей стране. Подобно эпидемии, она охватила в первую очередь правящую элиту, затем проникла в государственные структуры, хозяйственные органы, социальные и культурные учреждения. Ныне она по-хозяйски разгуливает по стране, разрушая все то, что еще осталось от наших традиций, верований, народных чаяний и человеческой совести.
Александр Островский одной из своих пьес дал красноречивое название – «Бешеные деньги» (1870). Такими деньгами, по Островскому, являлись в России нетрудовые доходы и капиталы, доставшиеся не по личным заслугам, а в качестве наследства или, того хуже, путем разного рода сомнительных афер. Во времена Островского «бешеные деньги» являлись еще редкостью и приносили их обладателям исключительно несчастья. Ныне нетрудовые деньги не просто «взбесились», но, подобно бешеным псам, не дают прохода честным людям. Беда еще и в том, что все «укушенные» этими деньгами люди сами превращаются в бешеных псов.
Вместе с бешеными деньгами, и в первую очередь благодаря им, на Россию обрушились бесчисленные беды. У нас практически ежедневно (в лучшем случае еженедельно) обязательно что-нибудь случается. И обязательно что-то нехорошее. Чего-то хорошего, доброго, приятного мы от завтрашнего дня уже даже и не ждем. Мы возмущаемся Западом, его надменностью, двойными стандартами. Но сами даем бесконечные поводы для собственного презрения и обвинения нас во всех смертных грехах. В подъездах – грязь, на газонах – бутылки, банки, пакеты, на дорогах – сплошное смертоубийство, с экранов телевизоров в умы и души людей льются потоки лжи, лукавства и рекламного надувательства.
Все это не может проходить бесследно для нашего разума и нашей души. Наш разум все больше настраивается на спекулятивно-коррупционные комбинации, по сравнению с которыми Остап Бендер выглядит наивным ребенком. В наши души коварно и непроизвольно заползают зависть, злоба и ненависть, которые всё больше и больше накапливаются внутри нас и ищут прорыва и выплеска вовне. Взрослые люди еще как-то справляются с этой бедой: они и не такое видели. Но незрелая молодежь все чаще срывается, и ее поступки становятся все безумнее и чудовищнее.
Последние месяцы 2019 года стали особенно «урожайными» на молодежные эксцессы в нашей стране. Не успела российская общественность опомниться от ужаса бойни в собственной семье, устроенной вооруженным топором 14-летним школьником, как поступило новое сообщение подобного рода. На сей раз СМИ и интернет взорвали сведения о побоище в воинской части, где рядовой-срочник с автоматом в руках расстрелял своих сослуживцев, убив разом 8 человек, включая двух офицеров. Но и это было еще не всё. За этим вскоре последовал расстрел из ружья студентом строительного колледжа города Благовещенска своих сокурсников, тоже со смертельным исходом.
Кто-то от всего этого придет в дикий, панический ужас, а кто-то хладнокровно и цинично заметит: ну убили и убили, подумаешь – эка невидаль, на наших дорогах за один день может оказаться вдвое больше убитых, и то это никого не волнует. К сожалению, циников у нас с каждым днем становится все больше, а капитал сострадания катастрофически убывает. И это не удивительно, так как вся система у нас сейчас работает исключительно на цинизм, а не на сострадание. Когда из школ и других учебных заведений осознанно, и даже под угрозой наказания, выводится воспитательный процесс, ждать добрых «плодов просвещения» уже не приходится.
Сейчас наши дети отданы во власть совсем другим «воспитателям». На это указывает чудовищный случай, произошедший с доцентом Санкт-Петербургского университета Олегом Соколовым, который убил и расчленил свою любовницу-аспирантку. Все СМИ и интернет в первую очередь смакуют разного рода отклонения в жизни и поведении историка-потрошителя, но упорно не хотят замечать «слона» в этой жуткой истории. А он есть, и огромнейший. С воцарением в стране либеральной идеологии российская общественность забила тревогу по поводу фальсификации истории. Была даже создана правительственная комиссия по борьбе с этим уродливым явлением. Но ее деятельность сегодня, по сути, прекращена, а искажение истории стало нормой в нашей стране.
Именно таким воинствующим фальсификатором и являлся доцент Соколов, причем фальсификатором не менее чудовищным, чем его уголовное преступление. В городе Петербурге, гордящемся своей рафинированной интеллигентностью, в государственном университете, выпустившем немало выдающихся персон, приверженный либеральной идее Соколов избрал своей специальностью историю Франции, а точнее – наполеоновский период и личность самого Наполеона. Апологетика исторических личностей обычно считается ахиллесовой пятой начинающих историков. Но фальсификатор истории Соколов решил превратить эту собственную слабость в свой главный козырь и сделал из Наполеона личного кумира.
Помимо исторических трудов, посвященных Наполеону и принесших ему признание во Франции (отмечен орденом Почетного легиона!), Олег Соколов организовал в России Историческое общество, подыскал богатых спонсоров и проводил мишурные балы и игры. И всё ради того, чтобы самому покрасоваться в форме и образе Наполеона. В эти наполеоновские игры он втянул и свою студентку, превратив ее в соавтора, аспирантку и «императрицу». Однако, столкнувшись с реальной действительностью, маниакальные игры обернулись (не могли не обернуться!) подлинной трагедией, оборвавшей жизнь молодой девушки и ставшей личной катастрофой для самого российского «наполеончика».
Кто-то скажет, что это лишь частный случай и из него не следует делать далеко идущие выводы. Но Теодор Драйзер в 1925 году тоже взял частный случай из жизни молодого человека, погубившего жизнь любимой девушки ради выгодной женитьбы, и обобщенно назвал свой роман «Американская трагедия». А у нас не одна, а целых четыре личных трагедии, которые, будучи внутренне взаимосвязанными, выливаются в одну большую Российскую трагедию. Комментируя материал о благовещенском эксцессе, опубликованный в газете «Советская Россия», один из читателей написал: «Хотели жить как в Америке? Получите!» Да, именно так. Мы сейчас пожинаем горькие плоды того уродства, которые наша либеральная элита, включая интеллигенцию, упорно насаждала в умы и души молодежи в течение последних тридцати лет.
Растленная либерализмом, Россия сегодня напоминает огромный могильник, в котором все живое постепенно впадает в анабиоз, торжествует духовная мертвечина и на свет Божий выходят из склепов убиенные призраки. Это время бессодержательных мифов, трусливой лжи и циничного обмана. Более того, это время разнузданного и широкомасштабного разврата, физического и духовного схождения с пути истины. В конечном счете это время духовных сумерек, переходящих во все более сгущающуюся тьму.
Такое уже бывало с нашей страной, причем бывало неоднократно. И каждый раз Россия находила в себе силы преодолеть разлад и смуту, разброд и инерцию падения и возвратиться к самой себе, к своей сущности. Вот и сейчас в каждом из нас копится и нарастает отвращение к собственной дурноте, грязи и неухоженности. А это уже верный признак возвращения здоровых духовных сил, их укрепления и последующего самоутверждения.
Александр Пушкин в стихотворении к Анне Керн пробуждение души связал с воскресением в ней божества, вдохновения, жизни, слез и любви. Именно всего этого нам сегодня очень не хватает: твердой и надежной веры в Бога и в самих себя, позитивного и созидательного настроя души, живой жизни, без копеечного расчета и спекулятивных соображений, слез сочувствия и сострадания и, разумеется, самоотверженной любви. Когда и как все это возвратится к нам, одному Богу известно. Но возвратится обязательно, не может не возвратиться.
В нашей сегодняшней разрушительной Великой смуте мы подошли (или, во всяком случае, подходим) к какому-то пределу, за которым силы возрождения в России будут стремительно нарастать, а силы тьмы и раздрая будут слабеть и мимикрировать. Пока, возможно, нам не хватает на политическом горизонте только «нового» Кузьмы Минина – самоотверженного народного радетеля Отечества и «старого» Дмитрия Пожарского – ответственного, разумного и авторитетного в народе представителя правящей элиты. Но как личности они уже есть, и их время обязательно наступит.
Главное для нас сейчас – остановить разруху в нашей душе и в наших головах. Сделаем это, наведем в душе и голове добрый и разумный порядок – и с хозяйством быстро управимся. Но сделать это обязательно надо, причем сейчас, не откладывая в долгий ящик, ибо промедление воистину смерти подобно.