В результате сокращаются реальные доходы населения и нарастает бедность. Причину этого автор видит не только в западных санкциях и снизившихся ценах на нефть, но и в политике государства.
В деньгах у Российского государства недостатка нет. Но многие россияне не смогли бы выжить без нелегальных подработок. Часть ответственности за застой в экономике несет Кремль.
«Нужно решить системные проблемы в экономике», – сказал российский президент Владимир Путин в своем обращении к нации год назад. Вероятно, те же самые слова он произнесет и в эту среду, когда будет выступать перед обеими палатами российского парламента.
Из года в год Путин обещает поднять пенсии, снизить бедность и улучшить здравоохранение. Он всегда называет цифры, которые должны показать, насколько хорошо обстоят дела в России. Действительно, денег Российскому государству хватает. Благодаря политике жесткой экономии и прибылям из энергетического сектора ему удалось создать солидные резервы. Но также верно и то, что экономика с 2014 года ослабевает, что реальные доходы российских граждан падают, что им приходится платить более высокие налоги, а на пенсию они должны будут уходить позже.
Многие россияне могут выжить, только нелегально подрабатывая. «Мы находимся в состоянии стагнации, никакого роста, никакого развития», – говорит экономист Владимир Тихомиров из российской финансовой группы БКС. Но российское правительство вряд ли способно придать импульс экономике, не подвергая опасности всю систему. Проблема не может быть устранена без структурных реформ.
Россия не развивается прежде всего по трем причинам. Во-первых, это санкции Запада, введенные из-за российской аннексии Крыма и войны на востоке Украины. На них приходятся потери в ВВП в размере 0,5%, что само по себе не так значительно. Во-вторых, это снизившаяся с 2014 года цена на нефть. Российская экономика крайне зависима от нефти и газа.
Однако самая важная проблема – это реакция государства на эти обстоятельства. Главной гарантией стабильности экономики России оно считает накопление резервов. Но малая долговая нагрузка не компенсирует отсутствие роста и низкий потребительский спрос. Экономика в прошлом году выросла только на 1,3%, хотя цель была 3,5%.
Бедность в России растет: 12,7% россиян – это 18,6 миллиона человек – живут, по данным Росстата, менее чем на 10 тысяч рублей в месяц, в пересчете это менее 150 евро. Более половины молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет хотят покинуть страну, по данным независимого социологического института Левада-центр в Москве. Это самый высокий показатель за последние десять лет.
Инвестиций в экономику не хватает. 71% предпринимателей, как выяснил государственный социологический институт ВЦИОМ, считают условия для ведения бизнеса в России неблагоприятными. В первую очередь малые и средние компании живут в постоянном страхе.
Еще в 2008 году в России был опубликован документ «Стратегия-2020». На более чем 800 страницах были изложены меры по социально-экономическому развитию страны. Планы были превосходными, но достижения весьма скромные. Как говорят российские наблюдатели, причины в том, что к «Стратегии» подошли негибко, что практически не были сделаны изменения, которые ориентировались бы на реалии, в том числе политические. «Бюрократический аппарат огромен, все процессы протекают в нем слишком медленно, никто не хочет брать на себя ответственность, все предпочитают дожидаться тысячной подписи под каким-то документом. Часто чиновники даже не знают, кто за что отвечает», – говорит блогер-экономист Кирилл Тремасов, бывший руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития.
«Стратегия» предусматривала рост ВВП на 6,5% в год. Реальные доходы должны были вырасти на 72% по сравнению с 2012 годом. На самом же деле они упали на 5%. Бедность государство собиралось снизить с 13,4% в 2007 году до 6% в 2020-м. Но до подобных показателей еще далеко.
Путинские «Национальные проекты» 2019 года – демография, цифровая экономика, инфраструктура – направлены на борьбу с бедностью и рост экономики. Проекты разделены на 13 направлений, их общая стоимость оценивается в пересчете более чем в 360 миллиардов евро. Но правительству, судя по всему, сложно расходовать эти деньги. Инвестирование в «Национальные проекты» значительно отстает от плана.
Кроме того, 30% инвестиций должны поступать от частных компаний, но частные инвестиции отсутствуют. Каждый второй человек, имеющий официальную работу и платящий налоги, работает в государственных учреждениях или компаниях. Экономист и блогер Тремасов убежден: «Это нездоровое явление – если государственные структуры играют все более важную роль в экономике».
Инна ХАРТВИЧ
Salzburger Nachrichten
(Австрия)